марина свитина
Родительский клуб «Тропинка к собственному Я»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Установить эмоциональный контакт между всеми участниками встречи.
Создать эмоционально-положительный настрой, вызвать интерес к совместной работе. Повышение компетентности родителей в экспериментальной деятельности.
План встречи:
1. «Развитие познавательной активности ребёнка» подготовила педагог-психолог ДОУ№15 «Ручеёк» Чепикова В. Н.
2. «Развитие познавательных способностей детей в процессе их ознакомления с материалами рукотворного мира» из опыта работы воспитателя ДОУ№15 «Ручеёк» Свитина М. П.
3. Практическая часть (опыты).
Выступление педагога-психолога:
Публикация «Родительский клуб „Тропинка к собственному Я“» размещена в разделах
Период дошкольного детства – один из наиболее интенсивных периодов развития человека. В этом возрасте активно развиваются познавательные процессы, являющиеся важнейшей составной частью психического развития ребенка, которые выступают основой формирования его умственных способностей.
Развитие познавательных процессов определяет легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач, что имеет особое значение для подготовки к школьному обучению.
И одной из главных путей развития познавательной мотивации и умственной активности – детское экспериментирование. Данный тип мышления представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от непосредственного наблюдения свойств и связей предметов. Этот вид деятельности взрослый не задает – ребенок осуществляет сам.
Как у взрослых, так и у детей экспериментирование направлено на познание объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением.
В процессе свободного экспериментирования малыш приобретает возможность вызывать или прекращать какое-либо явление, изменять его в том или ином направлении; получая новую информацию, порой неожиданную информацию. Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. В чем заключается роль взрослого в этом процессе? Не только в том, чтобы показать способ действия или руководить действиями ребенка, но и в том, чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и познавательную активность.
Объекты, стимулирующие познавательную активность, должны обладать следующими свойствами:
1. Быть новыми и неопределенным. Кроме того незнакомые и неопределенные предметы вызывают у ребенка любознательность, что является мотивационной основой познавательной активности. (открыть коробочку и достать спрятанную игрушку);
2. Такие объекты должны быть достаточно сложны. Чем более сложную и загадочную игрушку предлагают ребенку, чем больше в ней разнообразных воспринимаемых деталей, тем больше вероятности того, что она вызовет различные исследовательские действия;
3. Противоречивость, конфликтность предмета. Его знакомые и понятные признаки должны сочетаться с новыми и неожиданными. Это может быть обычный мячик, который издает неожиданный звук, или слишком тяжелый мяч, который трудно катать по полу.
Такие игры: игры с магнитом – неожиданную противоречивую ситуацию, игры с красками – познавательная активность; игры с водой; игры с песком; игры с бумагой; экспериментируем с тонущими и плавающими предметами.
Краткая характеристика этапов формирования познавательных
процессов у дошкольников.
Восприятия;
1. овладение сенсорными эталонами (развитие представлений о разновидностях внешних свойств предметов – цвет, форма, величина);
2. овладение действиями восприятия.
Мышление:
Способ установления связей и отношений между предметами является основанием для выделения четырех этапов формирования мышления у дошкольников:
1. наглядно-действенное мышление. Непосредственное действие с предметом остается ведущим до 4-5 лет;
2. наглядно-образное мышление. Ребенок решает задачу в уме, опираясь на образные представления ведущим до 4-5 лет;
3. наглядно-схематическое. Ребенок устанавливает связи и закономерности в уме с опорой на схемы или модель предмета, ведущим до 6-7 лет;
4. логическое мышление. Установление скрытых закономерностей, ведущим до 6-7 лет.
Память:
В младшем дошкольном возрасте память носит непроизвольный характер. С 4 летнего возраста память носит произвольный характер. До 5 лет преобладает образная память, у детей старшего дошкольного возраста начинает развиваться вербальная память.
Воображение:
В раннем возрасте оно носит пассивный, воссоздающий характер ребенок идет от действия к мысли. На 4 году жизни развивается способность идти от мысли к действию, воображение становится целенаправленном. В среднем и старшем возрасте воображение проходит ступенчатое планирование.
Внимание:
В старшем возрасте происходит переход от непроизвольного к произвольному вниманию; развивается основные свойства внимания: устойчивость, распределение, переключение.
Выступление воспитателя:
Появившись на свет, маленький человек начинает свой путь длиною в целую жизнь. С первых минут и до последних дней человек неустанно познаёт мир, в котором он живёт. Сначала познания позволяют ему войти в мир, привыкнуть к миру; затем – постепенно, но активно постигать накопленный до него опыт человечества; и наконец, став взрослым, внести свой позитивный вклад в обогащение этого мира.
Окружающая действительность предстаёт перед ребёнком во всём её многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, действие и покой, изменение и развитие, живое и н Познавательная активность детей реализуется в деятельности. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка; он настроен на познание мира, он хочет познать этот мир.
Экспериментирование заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими изучаемыми объектами и со средой обитания.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года – практически единственным способом познания мира.
Л. С. Выготский неоднократно говорил: «Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами».
Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать. Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которую я активно использую - опыты. Их провожу как во время организованных занимательных дел, так и в свободной самостоятельной деятельности. Например: налив в стаканы воду и молоко, мы определяем, что вода прозрачная, а молоко нет. Наливаем жидкость в пластмассовый стакан, железную кружку, стеклянный стакан определяем прозрачность материалов, из которых сделаны эти предметы. При разливе горячего чая, определяем какая посуда нагрелась быстрее. Положив сахар в чай, холодный и горячий определяем, где быстрее сахар растворился? Насыпали муку и сахар в воду и определяли, что произошло?
При чтении рассказа «Хотела галка пить» Л. Н. Толстого дети узнали, что если в ёмкость с водой опускать камешки, то уровень воды поднимается. Значит, вода обтекает камешки, а не проникает внутрь их. Дети с огромным удовольствием проводят опыты с бумагой, тканью, резиной, пластмассой, песком, глиной. Например, предлагаю слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов, песчинок, этим объясняется свойство сухого песка сыпучесть.
Опустив, бумагу в таз с водой узнаём, что бумага размокла и порвалась, из бумаги нельзя шить одежду. Проделав опыты, с деревом и металлом узнаём, что дерево легче, чем метал, потому что не тонет в воде. Проводя, опыты с воздушным шариком убедились, что резина растягивается при надувании, опустив его в таз с водой, наблюдаем, что он не тонет, не пропускает воду, не размокает. Делаем вывод, что в резиновых перчатках можно мыть посуду,а в резиновых сапогах можно ходить по лужам.
Такие опыты чем-то напоминают ребятам фокус, они необычны, а главное ребята всё проделывают сами. Опыты способствуют развитию у детей мышления, логики, творчества показывают наглядно связи между живым и неживым в природе. Позволяют детям самим найти ответы на многочисленные вопросы: «как?», «почему?», развивают наблюдательность. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи, и я запомню, дай попробовать и я пойму!»
Ребёнок лучше усвоит, если он сам включиться в работу и проделает опыт сам.
Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».
Практическая часть:
Научи яйцо плавать:
Для проведения опыта вам понадобятся: сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустится на дно стакана.
2. Вынем яйцо из стакана и растворим в воде несколько ложек соли.
3. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо останется плавать на поверхности воды.
Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть
Соломинка-пипетка:
Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана:
1. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.
2. Опустим соломинку в воду.
3. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.
4. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.
По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.
Рекордный вес:
Для проведения опыта вам понадобятся: 2 жестяные банки из-под кофе или консервов, лист бумаги, пустая стеклянная банка.
1. Поставим две жестяные банки на расстоянии 30 см друг от друга.
2. Положим сверху лист бумаги, чтобы получился "мостик".
3. Поставим на лист пустую стеклянную банку. Бумага не выдержит веса банки и прогнётся вниз.
4. Теперь сложим лист бумаги гармошкой.
5. Положим эту "гармошку" на две жестяные банки и поставим на неё стеклянную банку. Гармошка не прогибается!
Сколько силы в пальцах? :
МАТЕРИАЛЫ: две круглые зубочистки.
Положите зубочистку серединой на средний палец (ближе к ногтю, а на концы — указательный и безымянный.
Попытайтесь сломать зубочистку, падл вив на нее указательным и безымянным пальцами.
Передвиньте зубочистку на середину пальца.
Снова попытайтесь сломать зубочистку.
ИТОГИ: Когда зубочистка находилась на кончиках пальцев, сломать ее было почти невозможно.
ПОЧЕМУ? Ваши пальцы выполнили роль рычага второго рода, похожего на щипцы для колки орехов. Точка опоры находится там, где начинаются пальцы. Чем дальше от точки опоры находится зубочистка, тем больше силы нужно приложить.