юлия усенко
Родительский клуб «На пороге школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительский клуб "На пороге школы"
Аннотация
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников. Озабоченность родителей и педагогов понятна. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Сложившаяся ситуация вызвала необходимость организации клуба «На пороге школы» для родителей подготовительной к школе группы, призванного повысить уровень психолого-педагогической готовности к школе не только детей, но и их родителей. Также программа клуба «На пороге школы» предназначена для педагогов дошкольных учреждений, её реализация способствует повышению профессионального уровня педагогов дошкольного учреждения, расширяет и пополняет их просветительскую деятельность.
Публикация «Родительский клуб „На пороге школы“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Введение Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу. Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят родителей и воспитателей будущих первоклассников. Озабоченность родителей и педагогов понятна. Ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни. Если школьнику трудно учиться, если он не хочет выполнять домашние задания, приносит из школы плохие отметки и замечания, это всегда отрицательно сказывается на семейном микроклимате: приготовление домашних заданий становится наказанием для всей семьи, а посещение родительских собраний – пыткой. Поэтому сложившаяся ситуация вызвала необходимость организации клуба «На пороге школы» для родителей подготовительной к школе группы, призванного способствовать нормальному развитию будущих первоклассников. Иногда родители и воспитатели действуют по принципу «чем больше проводится развивающих занятий с ребенком, тем лучше он будет подготовлен к школе». Такая организация детской деятельности приводит к умственной и физической перегрузке ребенка, что, несомненно, сказывается на его здоровье. В нашем детском саду накоплен определённый опыт взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивающий высокую психологическую готовность детей к обучению в школе и их беспроблемную адаптацию к школьному образовательному процессу. На протяжении многих лет в детском саду функционирует клуб «На пороге школы». Программа клуба «На пороге школы» предназначена для педагогов дошкольных учреждений, её реализация способствует повышению профессионального уровня педагогов дошкольного учреждения, расширяет и пополняет их просветительскую деятельность.
Цель программы: Создание условий для эффективного сотрудничества детского сада, семьи и школы в вопросах воспитания детей подготовительной к школе группе при подготовке их к обучению в школе.
Задачи программы: • Активное вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс, обеспечивающий улучшение эмоционального самочувствия детей и обогащение воспитательного опыта родителей.
• Повышение педагогической компетентности родителей при подготовке дошкольников к обучению в школе.
Общие положения
Участниками клуба «На пороге школы» являются родители детей подготовительной к школе группы, педагоги дошкольного учреждения, старшая медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед. Руководит работой клуба «На пороге школы» воспитатель подготовительной к школе группы. Участие родителей в работе клуба «На пороге школы» является добровольным. Занятия для родителей создают предпосылки для выработки единой воспитательной стратегии, которая предусматривает выработку такого содержания воспитательного процесса, которое ориентируется на реальные потребности и возможности детей дошкольного возраста, способствует усвоению родителями психолого-педагогических знаний. Занятия, консультации и другие мероприятия в клубе «На пороге школы» проводятся на безвозмездной основе.
Организация деятельности клуба «На пороге школы» Работа клуба «На пороге школы» осуществляется на базе детского сада "Колобок". Клуб посещают родители, нуждающиеся в помощи по вопросам подготовке детей к обучению в школе. Состав родителей – участников клуба может меняться в зависимости от их потребности в решении проблем готовности к школе. Планирование работы ведётся по результатам мониторинга родительских запросов (или запросов законных представителей ребёнка). Формы организации работы клуба : игровые тренинги и практикумы для родителей детей подготовительной к школе группе; круглые столы педагогов ДОУ, учителей школы и родителей по актуальным вопросам преемственности, видео просмотры материалов по организации жизни детей в ДОУ и т. д.
Периодичность заседаний / мероприятий: 1 раз в 3 месяца. Количество заседаний/ мероприятий: 3 Продолжительность заседаний/ мероприятий: 1,5 часа.
Права и обязанности участников клуба «На пороге школы»
Родители или законные представители имеют право: • на получение квалифицированной консультативной помощи по проблемам воспитания, развития и подготовке ребенка к школе; • на получение практической помощи в организации занятий с детьми дома; • на высказывание собственного мнения и обмен опытом семейного воспитания детей.
Дошкольное учреждение имеет право: • на изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания; • на внесение корректировки в план работы клуба «На пороге школы» в зависимости от возникающих проблем, интересов и запросов родителей.
Дошкольное учреждение обязано : • организовать работу клуба «На пороге школы» с учетом интересов и потребностей родителей и в соответствии с планом, утвержденным заведующим Д/с "Колобок"; • предоставлять квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям.
Основные направления деятельности клуба «На пороге школы»
• Оказание медико - психолого-педагогической помощи родителям детей подготовительной к школе группы.
• Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
• Повышение педагогических знаний родителей по преемственности ДОУ и школы.
Психологические тренинги. Тренинг помогает улучшить взаимопонимание в семье, повысить взаимное доверие между родителями и детьми.
В результате прохождения тренинга родители : • узнают о возрастных особенностях детей, способах воспитания (похвала, переговоры и договоры с детьми, как использовать свои чувства во благо при воспитании, делегирование ответственности ребенку и др.);
• научатся понимать детские сигналы, причины и цели «плохого» поведения (агрессия, страхи, протесты, негативизм, замкнутость, конфликтность, девиации) и корректировать их;
• смогут пройти путь к принятию своего ребенка, его особенностей; пониманию, зачем им нужен ребенок, зачем они нужны ребенку;
• приобретут навыки эффективного разрешения конфликтных ситуаций; • осознают стереотипы своего поведения, семейные воспитательные сценарии, переданные «по наследству» из родительской семьи;
• поймут и прочувствуют выражение «воспитание с радостью».
Практикумы, семинары-практикумы проводятся с целью построения эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых.
Девизом реализации этой формы взаимодействия с родителями могут стать слова В. А. Сухомлинского: «Я твердо убежден, что семья - это та сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функция педагогов всегда будет, сводится к перевоспитанию».
Реализация программы клуба «На пороге школы» эффективна, она позволяет успешно проводить психологическое просвещение и профилактику детско-родительских отношений. Программа помогает гармонично организовывать воспитывающее, образовательное и развивающее пространство дошкольника, что, несомненно, положительно влияет на личностный рост участников клуба «На пороге школы».
Предполагаемый результат. Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка. Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации т. д.). В результате неформального общения детей и взрослых будет создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужит раскрытию творческих способностей детей и взрослых