Галина Борщева
Родительский клуб «Доброта» Семинар — практикум «Страхи — это серьёзно»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №44 «Сказка» комбинированного вида города Белово»
Родительский клуб «Доброта»
Семинар - практикум
«Страхи - это серьёзно»
подготовила Борщева Галина Васильевна,
педагог-психолог, учитель-логопед
г. Белово
2015
В начале нашей работы я предлагаю познакомиться друг с другом.
Ведущий:
Публикация «Родительский клуб „Доброта“ Семинар — практикум „Страхи — это серьёзно“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Страх и детская тревожность
- Темочки
Мы помним все свои детские страхи - «домовой» под кроватью, «бабайка» в чулане, «приведение» в шкафу. Диапазон страхов велик : от боязни сказочных существ - до реальных природных явлений, таких как гроза или землетрясение. От ужаса перед замкнутым пространством - до боязни показаться смешным в глазах окружающих знакомство, представление себя. Сегодня мы будем говорить о страхах, которые появляются в дошкольном возрасте и типичны для этого периода, о причинах их возникновения о том, как помочь ребенку преодолеть свои страхи.
Участникам предлагается по очереди закончить предложения:
• «Дети обычно боятся.»
• «Взрослые обычно боятся.»
• «Мамы обычно боятся.»
Мини-лекция «Причины возникновения детских страхов».
Страх - одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный ребенок о всяком случае, многие врачи и психологи считают, что ребенка охватывает непредельный ужас в тот момент, когда он проходит через родовые пути. Сначала боится резких звуков, потом незнакомой обстановки, потом чужих людей. Поначалу мы относимся к детским страхам с пониманием и сочувствием. Но довольно скоро наше отношение начинает меняться. Ребенок 3- х, 4-х, 5-ти лет уже частенько слышит, «Ай-ай-ай! Как тебе не стыдно? Ты же уже большой». Ребенок растет, и очень часто страхи растут вместе с ним. Чем больше развивается фантазия, и расширяются его познания, тем больше он осознает опасности, подстерегающие человека. Очень часто страх защищает ребенка от излишнего риска, уводит от опасностей, регулирует и строит его поведение. Не боящийся ничего, слишком открытый ребенок способен на любое безрассудство, поэтому родители такого ребенка постоянно находятся в тревоге за судьбу своего сына или дочери.
Мини-лекция «Виды детских страхов. Возрастная динамика страха»
Если говорить о младенцах, то они испытывают лишь беспокойство, как безусловный рефлекс на чувство голода или неприятные физические ощущения (мокрые пеленки, яркий свет и т. д.) Однако примерно с 6-ти месяцев, беспокойство ребенка наполняется психологическим содержанием, т. е ребенок начинает испытывать страх. Первые страхи - неосознанное переживание разлуки с матерью.
В 8 месяцев большинство детей испытывают страх пред чужими, незнакомыми людьми - сначала женского, а потом мужского пола.
В 2 года появляется страх волка.
В 3 года больше всего выражена боязнь темноты, одиночества и замкнутого пространства - эти страхи образуют связанную между собой триаду страхов и проявляются вечером пред сном, когда ребенок лежит один в темной комнате. Воображение ребенка воспаляется, и страшные образы возникают в представлении ребенка. Вместе с тем при закрытой двери появляется страх пред отсутствием своевременной помощи со стороны родителей. В итоге нарастающее возбуждение препятствует наступлению сна.
4-6 лет - расцвет страхов сказочных персонажей.
6-8 лет появляется страх смерти своей и смерти родителей.
Боязнь темноты.
Он появляется в возрасте около трех лет, т. е. тогда когда воображение ребенка работает наиболее сильно.
Почему дети боятся темноты? Темная комната для ребенка это уже не та комната, в которой еще совсем недавно горел свет. Очертания предметов меняются, привычные ориентиры исчезают. Помещение становится таинственным и загадочным, некоторые предметы приобретают зловещие очертания. Дети в этом возрасте еще не способны отличить вымысел от реальности, поэтому темнота наполняется злом. Ребенку не страшна сама темнота, а те события, которые могут произойти по причине возникновения темноты. Многие дети, боясь темноты, просят родителей не выключать свет или побыть с ними в темноте, пока они не заснут. Не следует пренебрегать этими просьбами ребенка и ни в коем случае не стыдить ребенка и не называть его трусом. Страх в этом случае как будто уйдет «внутрь» - пристыженный ребенок будет молчать о своих страхах, но это не будет означать, что ребенок от них избавился.
Боязнь собак.
Дети дошкольники довольно часто боятся собак. Одни панически, до истерики, другие опасаются и предпочитают с ними не связываться, а держаться подальше. Необходимо объяснять ребенку, что приближаться и знакомиться с животными можно только тогда, когда они гуляют со своими хозяевами, но трогать и гладить их нельзя.
Страх сказочных персонажей, чудовищ, привидений.
Это один из самых распространенных страхов, причем в последнее время он встречается особенно часто и приобретает особенно тяжелые формы. Дети часто смотрят не только мультфильмы, в которых действуют монстры, роботы-убийцы, вампиры, зомби и прочие, но и боевики, триллеры и фильмы ужасов. Поэтому даже к такому вроде бы безобидному детскому развлечению, как просмотр мультфильмов, сейчас следует относиться очень осторожно, и если ребенок подвержен страхам, не следует разрешать ему подпитывать свою фантазию образами монстров, даже если он этого требует.
В то же время не следует забывать, что страх сказочных персонажей и чудовищ подчас маскирует боязнь чересчур строгих, авторитарных, грубых родителей. И в этом случае взрослым придется менять свое поведение, иначе положительных сдвигов не будет, сколько бы ни потратили сил на коррекцию.
Как же помочь маленькому трусишке?
Дошкольный возраст - это возраст, когда страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше обусловлены эмоциями, чем характером, и во многом носят возрастной, преходящий характер. Очень часто мы взрослые пытаемся искоренить страхи любым способом, не задумываясь о последствиях. Здесь и порицание, и осуждение, и различные виды наказаний. Однако это не дает ожидаемых результатов и развивает неуверенность в себе и нерешительность в действиях. В других случаях страхи сознательно игнорируются, но это может вызвать внутреннее ожесточение и потерю веры в отзывчивость других людей. Безрезультатны и беспрерывные высказывания типа «не бойся», а так же крики и угрозы, т. к. это еще больше фиксирует страхи.
Устранение страхов посредством рисования.
Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами. Посредством рисования в первую очередь удается устранить страхи, порожденные воображением ребенка, т. е. то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем идут страхи, основанные на реальных событиях, но произошедшие достаточно давно и которые оставили не очень выраженный след в памяти ребенка. Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается тогда, когда то или иное травмирующее событие (укус собаки, пожар, избиение) было недавно. Тогда более целесообразно отвлечь ребенка или в игре отреагировать травму с целью изменения отношения к ней. Не нужно бояться некоторого оживления страхов в процессе рисования, т. к. это одно из условий полного их устранения.
Манипулирование предметом страха.
Суть этого метода заключается в следующем: ребенку предлагается некоторый суррогат его страха, например, Баба Яга, красочно разрисованная и вырезанная из картона или кукла в виде «Кощея». Возможность манипулировать, т. е управлять предметом страха очень часто становится для ребенка способом его преодоления. Серьезную помощь в борьбе с детскими страхами вплоть до их полного исчезновения может оказать игра. Именно в игре незаметно для себя ребенок начинает корректировать свое поведение, преодолевать трудности. Игрой можно достичь гораздо больше, чем нравоучениями. Единственное что необходимо понять - это то, что, помогая ребенку справляться со страхами, не надо стремиться к скорому результату. Лучше преодолевать страхи постепенно, без особого напряжения, чтобы они исчезли как бы сами собой.
Игра «Одень страшилку»
Приготовить черно-белые рисунки какого-нибудь страшного персонажа. Ребенок выбирает пластилин нужного ему цвета, отрывает маленькие кусочки и размазывает их внутри контура. Когда ребенок «оденет» страшилку он рассказывает историю о ней. Взрослый стимулирует рассказы вопросами. Например, что этот персонаж любит или не любит делать, кого он боится, кто боится его и т. п.
Игра «Дорисуй страшного»
Взрослый готовит незавершенные черно-белые рисунки страшного персонажа. Дает рисунок ребенку и просит дорисовать их. Затем ребенок рассказывает историю о своем персонаже.
Если страх выражен слабо и проявляется временами, то лучше отвлечь ребенка, занять интересной деятельностью, поиграть с ним в подвижные эмоционально - насыщенные игры, выйти на прогулку, покататься с горки, на санках, лыжах, велосипеде. Тогда многие страхи рассеиваются, как дым, если к тому же ребенок чувствует поддержку, любовь и признание взрослых, их стабильное и уверенное поведение.
Если страхи имеют место довольно продолжительное время, тогда необходимо своевременно предпринять ряд мер. Прежде всего, необходимо пересмотреть свои черты характера и особенности отношения к ребенку. Нужно установить доверительные отношения с ребенком, научиться принимать его таким, какой он есть.
Обратная связь.
Участникам предлагается письменно закончить предложения.
• Данная форма работы.
• Мне понравилось.
• Мне не понравилось.
• Сегодня я поняла, что.
Информация, полученная на занятии.
Литература:
1. Бердникова Ю. Мир ребенка. Развитие психики, страхи, социальная адаптация, интерпретация детского рисунка. – СПб. : Наука и Техника, 2007. – 288 с.
2. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. – СПб. : Речь, 2010 – 310 с.
3. Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб., 1995