Гроцкая Елена Ивановна
Родительская школа «Нейроигры — поиграем»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы все прекрасно знаем что мозг человека состоит из двух полушарий левого и правого и каждое полушарие отвечает за разные функции. Например левое полушарие отвечает за логику. А правое отвечает за творчество. И когда связь между полушариями головного мозга нарушается, мы с вами наблюдаем такую картину - ребенок испытывает трудности в учебе, быстро утомляется, нарушается зрительное и слуховое восприятие, наблюдается неадекватное реагирование на различные жизненные ситуации и, к сожалению, в последнее время таких детей становится все больше.
Для того чтобы синхронизировать работу обоих полушарий головного мозга успешно применяются нейроигры.
Публикация «Родительская школа „Нейроигры — поиграем“» размещена в разделах
А что же такое нейроигры? Нейроигра – это специальные игровые комплексы, помогающие решать следующие задачи:
•Развивать пространственные представления, координацию, умение чувствовать свое тело.
•Развивать зрительно-моторную координацию (глаз-рука, способность точно направлять свое движение)
•Развивать слуховое и зрительное внимание.
•Развивать умение последовательно выполнять действия.
Главная суть игр - это работа двумя руками одновременно.
Каким детям необходимы нейроигры?
- если ребёнок с СДВГ, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;
- заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения, слезы, капризы
- постоянно путает «лево» и «право», сезоны, проблемы с памятью;
- плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;
- быстро переключается с одного действия на другое;
- присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.);
- быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;
- есть проблемы с речью;
- наблюдается слабая познавательная деятельность;
- плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.
Развитие межполушарных связей происходит постепенно, в несколько этапов. Особенное значение ученые придают возрастному периоду от 3 до 8лет. Именно в этом возрасте закладывается интеллектуальная основа. Используемые упражнения постепенно усложняются, добавляются новые, исходя из принципа обучения ребенка в зоне ближайшего развития.
Хотелось бы поделиться с вами некоторыми нейропсихологическими играми, которые мы применяем в своей работе:
Разминка. Упражнение: одна рука показывает класс, другая зажата в кулак, по хлопку меняем положение рук.
1. Игра с мячиками
Мозжечковая стимуляция - система упражнений, направленная на совершенствование функций мозжечка и структур мозга, активно участвующих в процессе формирования речи и поведения ребенка.
2 человека садятся напротив друг друга, у каждого в левой руке по мячику и по команде они передают друг другу мяч в свободную руку. Далее игра усложняется тем, что мяч сначала передается себе в свободную руку, а затем напарнику. Далее мяч передается по диагонали.
-Задача состоит в том, чтобы довести каждый из этапов до автоматизма.
-Каждое движение выполняется четко.
-Рука без мячика никуда не поднимается, это мячик к ней прибегает.
2. Игра «Лягушка»
Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая - ладонью на столе. Происходит смена положения рук. Речевое сопровождение:
Лягушка хочет в пруд,
Лягушке скучно тут,
А пруд зарос травой,
Зеленой и густой.
2. Игра «Кулак-ребро -ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с взрослым, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении предлагается ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь», произносимыми вслух или про себя.
4. Лабиринты и нейродорожки.
Эти упражнения хорошо синхронизируют работу глаз и рук, развивают координацию движений, способствуют концентрации внимания. Данные задания позволяют задействовать ребенку обе руки для одновременного проведения пальцами по заданной траектории дорожки. Детям очень нравятся эти игры, они и сами придумывают и рисуют схемы дорожек, усложняют их, предлагают пройти свою дорожку другому ребенку. Можно использовать машинки, фишки.
5. Упражнение «Обведи фигуры одновременно»
Способствует развитию графомоторных и глазодвигательных навыков.
6. «Классики для пальчиков»
Игра на развитие подвижности пальцев рук.
7. Игра "Веселые ладошки"
Ребенку надо прикладывать свои ладони к уже имеющимся заготовкам на столе, но при этом быть внимательным и не путать правую и левую руки (заготовки лежат в разном порядке, С каждым разом скорость выполнения упражнения растет. Упражнения интереснее всего выполнять под музыкальное сопровождение. Так же с помощью данной игры дополнительно можно закрепляются цвета, геометрические фигуры, счет, ведь все элементы игры заменимы, и квадрат и прямоугольник можно поменять на любую другую фигуру или картинку.
8. Упражнение «Сомни листок»
Возьмем в каждую руку по листочку бумаги и одновременно двумя руками нужно смять оба листа, стараясь поместить его в полностью в кулак. После того, как лист спрятан в кулаке, необходимо его расправить, одновременно работая каждой рукой, без какой-либо помощи.
9. Упражнение «Стрелочки»
Упражнение на самоконтроль, улучшают речь, концентрацию внимания.
10. Нейротаблица «Весёлые лягушки»
Цель: развитие межполушарных связей, логического мышления, ориентировки в пространстве, концентрации внимания, усидчивости.
Разложить карточки с изображением лягушек по рядам, по горизонтали соответственно цвету, заданному по определённому местоположению, по вертикали- соответственно стороне (лево-право-вверх-вниз).
МАСТЕР-КЛАСС для родителей «Нейроигра своими руками».
Нейроигра на развитие координации, внимания «Умные ладошки»
Материал: лист бумаги А4, фломастеры, клей, картинки овощей.
Необходимо обвести обе руки на листе бумаги, затем приклеить на правую/левую руку геометрические фигуры так, чтоб они соответствовали местоположению на пальцах рук, на указательных красный треугольник, на больших синий квадрат и т. д.
Как играть : предложите ребенку рассмотреть карточку, назвать фигуру, а затем показать соответствующими пальцами рук, поднимая только пальчик. Вариация может быть любая – от животных до фруктов, главное фантазия.
Хочу особо подчеркнуть то, что все эти нейроигры просты в использовании, не энергозатратные, и не крадут наше взрослое время. Игры легко изготовить дома, из подручных средств. У каждого найдутся фломастеры и бумага, может и мячики от детского сухого бассейна, верёвочки, коробки от бытовой техники, стаканчики и разноцветные тарелочки. Вы проведёте драгоценное время со своим ребёнком, укрепите ваши отношения, и будете способствовать развитию вашего ребёнка.