Елена Нецветаева
Родительская гостиная «От эмоций к успеху»
▼ Скачать + Заказать документы
РОДИТЕЛЬСКАЯ ГОСТИНАЯ
«ОТ ЭМОЦИЙ К УСПЕХУ»
Цель:
повышение педагогической компетенции коллектива учреждения дошкольного образования и родителей по формированию личностно-эмоциональной сферы ребенка.
Задачи:
1. помочь педагогам и родителям понять, как эмоциональное состояние влияет на ребенка; какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки;
Публикация «Родительская гостиная „От эмоций к успеху“» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
2. содействовать укреплению связи родительской общественности и педагогического коллектива в вопросах воспитания детей;
3. способствовать получению родителями и педагогами практических знаний по преодолению негативных последствий психоэмоцио-нального напряжения у ребенка.
Оборудование: медиапроектор, медиапрезентации, компьютер, ватман, раздаточный материал, карандаши, фломастеры, различные журналы с фотографиями, ножницы, клей.
Формы работы: инсценировка, игровое упражнение «Ключ», составление коллажей «Современные дети», открытый микрофон, тест «Психологическое зеркало», метод неоконченных предложений, работа в группах, индивидуальная работа, упражнение «Установки», упражнения с элементами игрового тренинга.
(До начала заседания звучит спокойная музыка.
На экране слайд с надписью «Добро пожаловать» (слайд 1). Формируются группы (в каждой группе работают педагоги и родители.)
Слайд 2. (На сцене за столом сидит Буратино и что-то рисует.
Появляется Мальвина.)
Мальвина. Здравствуй, Буратино!
Буратино (коротко, недовольно.) Пр-ривет!
Мальвина. Что это ты делаешь?
Буратино (закрывая рисунок). Ничего.
Мальвина. Покажи, пожалуйста.
Буратино (встает, прижимая к себе рисунок.) Отстань. Не лезь.
Мальвина (недоумевая.) Что случилось, Буратино? Почему ты молчишь?
(Буратино отталкивает ее и отворачивается. Мальвина пытается забрать у Буратино рисунок, но Буратино в негодовании топает ногами
и отбегает от нее. Входит ведущий.)
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, Буратино и Мальвина! (Обращаясь к Буратино.) Буратино, что я вижу: у тебя нет настроения?
(Буратино со вздохом, плаксивым голосом.)
Буратино. Да. Не понимаю, что со мной. Вчера я услышал, что Кот и Лиса называют меня дурачком. Да и страна, в которую они меня пригласили, называется страна Дураков. Наверное, я и, правда, дурачок: читать, писать не умею, азбуку продал, папу Карло бросил… (Со вздохом показывает рисунок.) Даже рисовать не умею… и всего боюсь…
Ведущий. Постой-постой, Буратино. Ты действительно веришь в то, о чем говоришь?
(Буратино утвердительно кивает головой.)
Тогда мы приглашаем тебя в нашу гостиную, да не простую. Как видишь, за столами — очень много взрослых людей. Кто, как ни они, помогут разобраться в твоем настроении! Здесь и педагоги, и родители, которые помогут тебе преодолеть свои эмоции и поверить в свои силы.
(Слайд 3) Сегодняшнее заседание родительской гостиной посвящено внутреннему миру детей дошкольного возраста, их чувствам, выходящим из них эмоциям, а также путям их преодоления. Главное правило для всех участников гостиной : открытость, честность, желание разобраться в существующей проблеме.
1. Игровое упражнение «Золотой ключик» (слайд 4)
Педагоги и родители, сказочные персонажи становятся в круг, ведущий предлагает, передавая из рук в руки символический предмет, высказаться, что каждый для себя хочет открыть на сегодняшнем мероприятии.
2. Составление коллажей «Современные дети» (слайд 5) (работа в группах)
Цель: помочь родителям и педагогам сплотиться в команду, выявить собственную оценку по указанной теме.
(Звучит спокойная музыка)
Из журналов, газет родители вырезают фотографии и наклеивают их на ватман, составляя коллаж «Современные дети». Если для коллажа недостаточно фотографий, родители фломастерами дорисовывают на ватмане по теме коллажа рисунки. В заключение каждая группа представляет свою работу.
Ведущий. Есть ли трудности в воспитании современных детей? С чем они связаны? (слайд 6) (каждый из участвующих имеет возможность поделиться сомнениями, высказаться, аргументировать свое мнение по вопросу, используя примеры из собственной жизни)
3. Открытый микрофон (слайд 7)
— Вспомните свои воспоминания из детства, воспоминания, связанные с эмоциональными проявлениями. Расскажите о самом ярком из них. Могли ли вы справиться с проблемой самостоятельно? Почему? (Ответы родителей.)
Ведущий. Думаю, присутствующие со мной согласятся: современные дети требуют особого подхода. Изменились условия воспитания. С расширением информационного поля, изменилось не только наше сознание, но и сознание наших детей, их психологическое состояние, с которым и мы, взрослые, порой не можем справиться, найти ответы на многие вопросы. Очень часто наши дети проявляют нежелание что-либо делать. Вполне возможно, что это нежелание связано с неуверенностью в собственных силах, страхом и т. д., а, может быть, и некомпетентностью нас, взрослых, в вопросах воспитания детей, развития их личностно-эмоциональной сферы.
Думаю, что присутствующие согласятся, что результатов мы сможем достичь только тогда, когда и педагоги и родители будут работать в тесном тандеме, совершенствоваться и развиваться сами в поиске новых форм воспитания ребенка, знаний психологии современных детей.
Предлагаю ответить на вопросы теста и понять, насколько у нас развита способность к самосовершенствованию и саморазвитию.
4. «Психологическое зеркало» (слайд 8) (индивидуальная работа)
Цель: помочь родителям и педагогам выяснить способность к самосовершенствованию и саморазвитию.
Необходимо ответить на вопросы, поставив следующие баллы: 5 — целиком совпадает, 4 — чаще да, чем нет; 3 — и так, и нет; 2 — чаще не совпадает; 1 — не совпадает.
1. Я стремлюсь изучать себя?
2. Я оставляю время для развития, как бы ни был занят работой и домашними заботами?
3. Препятствия, которые возникают, стимулируют мою активность?
4. Я ищу обратную связь, потому что это помогает мне познать и оценить себя?
5. Я рефлексирую свою деятельность, выделяя для этого специальное время?
6. Я анализирую свои чувства и опыт?
7. Я много читаю?
8. Я широко дискутирую по вопросам воспитания, которые интересуют меня?
9. Я верю в свои возможности?
10. Я стремлюсь быть больше открытым?
11. Я стараюсь быть лучше в глазах окружающих в вопросах воспитания детей?
12. Я работаю над собой и имею положительные результаты?
13. Я получаю удовлетворение от получения нового?
14. Ответственность меня не пугает?
15. Я готов постоянно совершенствоваться в вопросах воспитания детей?
Подведение итогов (слайд 9)
15-35 — развитие, которое остановилось;
36-54 — отсутствует система саморазвития, ориентация на развитие очень зависит от внешних условий;
55-75 — активное развитие.
Ведущий. Итак, каждый из участвующих выяснил для себя, насколько он готов к открытиям, преобразованиям в собственной жизни, а соответственно преобразованиям в жизни собственного ребенка.
Метод неоконченных предложений (слайд 10)
Прошу каждого из участвующих продолжить фразу: «Семья, в которой воспитываются дети, — это…» (высказывания участников).
Ведущий. Для ребенка семья — это тот остров, на котором формируется собственное «Я», это та опора, которая будет поддерживать всю его жизнь, где его понимают, любят, ценят и всегда готовы принять. Семья может дать многое: и пищу, и кров, и тепло, и заботу, но может и «сломать» ребенка, значительно повлияв на личностное развитие.
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире.
Но в то же время нельзя отрицать и существование родительских установок, негативно влияющих на развитие личности вашего ребенка.
Упражнение «Установки» (слайд 11) (индивидуальная работа)
Цель: помочь участвующим понять, насколько родительские установки влияют на личностное развитие ребенка.
Лист бумаги разделен на две части. В первой части написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми. Пометьте любым значком, какие фразы чаще всего используете вы и попробуйте предугадать, какие чувства и переживания они вызовут у вашего ребенка и последствия этих фраз. Напишите свои предположения.
«Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…»;
«Горе ты моё!»;
«Плакса-Вакса, нытик, пискля!»;
«Вот дурашка, всё готов раздать…»;
«Не твоего ума дело!»;
«Ничего не умеешь делать, неумейка!»;
«Не кричи так, оглохнешь!»;
«Неряха, грязнуля!»;
«Противная девчонка, все они капризули!» (мальчику о девочке). «Негодник, все мальчики забияки и драчуны!» (девочке о мальчике);
«Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!»;
«Жизнь очень трудна: вырастешь — узнаешь.»;
«Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!»;
«Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!»;
«Уйди с глаз моих, встань в угол!»;
«Все вокруг обманщики, надейся только на себя!»;
«Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!»;
«Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!»;
«Всегда ты не вовремя, подожди…»;
«Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!».
Подведение итогов. Что нужно делать, чтобы преодолеть негатив родительских установок? (Позитивные установки.) Какие? (Участвующие получают подготовленный раздаточный материал (приложение 1). Конверты раздает Буратино.)
Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может «всплыть» в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
(Слайд 12). Почаще говорите детям:
• Ты самый любимый!
• Ты очень многое можешь!
• Что бы мы без тебя делали!
• Иди ко мне!
• Садись с нами!
• Я помогу тебе…
• Я радуюсь твоим успехам!
• Что бы ни случилось, наш дом — наша крепость.
• Расскажи мне, что с тобой…
(Слайд 13). Помните, что чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться, при этом мы должны помнить, что каждый ребенок индивидуален.
(Слайд 14.) Главное правило — терпение, спокойствие, вовлечение ребенка в игру с целью отвлечения от существующей проблемы с помощью игры. Если ребенок уже начал плакать, никогда не делайте вид, что вы ничего не замечаете или, того хуже, не уходите от него, делая вид, что обиделись и решили его оставить одного. Ребенка ни в коем случае нельзя игнорировать, потому что к его недовольству может прибавиться еще и страх, что он остается один.
Ведущий. Все вы знаете, что эмоции присущи и взрослым, и детям. Посмотрите внимательно на слайды, на которых изображены детские эмоции. (Слайды 15, 16)
Почему же дети очень часто общаются со взрослыми и сверстниками при помощи эмоций? Ответ прост: ребенок дошкольного возраста еще не обладает большим словарным запасом. Через эмоции он выражает то, что не в состоянии облечь в слова. В этом возрасте эмоциональное состояние ребенка часто сопровождается через жесты, тональность голоса или определенные слова, но, к сожалению, контролировать свои порывы он еще не умеет и не может. Очень часто в этом возрасте детям свойственны плаксивость, мнительность, частые вспышки гнева. К сожалению, мы не всегда правильно реагируем на проявление детских эмоций, часто просто не обращаем внимания или силой пытаемся «перебороть» ребенка, не задумываясь, что может происходить в душе маленького человечка.
Учимся понимать детей (слайд 17) (обучение родителей и педагогов приемам технологии изобразительной терапии. Проводит педагог-психолог).
Цель: обучение эффективным способам помощи детям в преодолении страхов и других проявлений эмоций.
— Как же помочь детям справиться со своими чувствами, многие из которых по разным причинам не могут быть высказаны? Один из способов — технология изобразительной терапии, которая непосредственно связана с укреплением психологического здоровья детей и может рассматриваться как значительный психопрофилактический фактор. Использование педагогами и родителями изобразительно-терапевтических техник может помочь ребенку справиться со своими проблемами, понять свое эмоциональное состояние или ликвидировать нарушение поведения, способствовать интеллектуальному развитию.
Рисование клубком»
Цель данной работы: диагностическая и профилактическая работа, содействие развитию креативности, интеллектуальному развитию, развитие речи ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.
Материалы: клубок ниток.
Участвующим предлагается размотать клубок ниток и попробовать сложить на столе различные узоры или картины. Клубок берет по очереди каждый участвующий, разматывает его и складывает композицию. Отрывая нитку, передает ее следующему. После составления всех композиций, обсуждается, что получилось.
— Ваши ассоциации? (Выявление отношения педагогов и родителей к данной технике.) Психолог объясняет родителям и педагогам, что данная техника может применяться со всеми детьми. Через воображение дети решают для себя многие вопросы, проживают ситуации, преодолеть которые им сложно. Например, страхи часто проявляются в игре с отрицательными персонажами. Убегая от «Бабая» или «Бабы Яги», ребенок как бы «перешагивает» через барьер негативных эмоций. После выявления страха взрослый предлагает ребенку избавиться от них и помогает ему в этом. Особенно эффективна эта техника в индивидуальной работе с тревожными и агрессивными детьми. Здесь можно использовать словесный метод — прием беседы.
Примерные вопросы:
— Что у тебя получилось? Какие фигуры ты видишь?
— Что напоминают тебе эти линии: людей, пейзажи, какие-то события и т. д.?
«Главное оружие — смех».
Цель: преодоление детских страхов, снятие психологического напряжения.
Участвующим предлагается нарисовать изображение Бабая или Бабы-Яги в комических ситуациях, придумать историю с ними. Грубо говоря, по комиксам сделать рассказ. Самое главное в рассказе — добро должно обязательно победить зло.
«Портрет моего врага»
Цель: снятие психологического напряжения, формирование уверенности в собственных силах.
На стене — мишень. Участвующим предлагается представить себе врага и метать в воображаемого врага дротиками, высказывая при этом то, что накопилось на душе. Детям очень нравится данный прием, однако при этом следует соблюдать требования безопасности, особенно если это коллективная стрельба. Ребенок должен понимать, в кого он стреляет и для чего.
Данное упражнение эффективно и в индивидуальной работе.
Советы педагога-психолога. Игры на воображение могут иметь форму рассказа о девочке или мальчике, которые живут в таких же обстоятельствах, как и ваш ребенок, попадают в разные жизненные ситуации и находят выход из них. Часто дети стыдятся рассказывать о своих проблемах, а вот, слушая или сочиняя рассказ о другом ребенке, приписывая ему свои переживания, они становятся открытыми для разговора о себе.
Интерес у детей вызывает и «Театр теней». Выключите центральное освещение и направьте локальный источник света на стену или развешенную белую ткань. При помощи рук попробуйте создать с детьми их страхи и поговорить о них. Объясняйте ребенку, что страх — это такая же сказка, только живущая внутри ребенка. И чтобы преодолеть попытайтесь проиграть с ребенком сюжет, который заканчивается хорошо.
Примерные вопросы:
— Что ты видишь на стене?
— Чем он может напугать?
— Как он создан? Стоит ли его бояться?.
Данная техника довольно эффективна в индивидуальной работе. Немного фантазии, внимания к ребенку — и все получится.
(Слайд 18). Все игры должны оканчиваться благополучно, приносить детям удовольствие и облегчение. Опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, приобретенный в игре, поможет им лучше справляться с реальными жизненными ситуациями.
Игровое упражнение «Золотой ключик» (слайд 19). Педагоги и родители становятся в круг, ведущий предлагает, передавая из рук в руки символический предмет, высказаться, что каждый для себя смог открыть на сегодняшнем мероприятии.
Буратино. Я все понял, самое главное в воспитании детей — это семья. Я должен также помочь папе Карло в воспитании себя. Я должен научить его…
Мальвина. Правильно, Буратино. Ты очень мало прожил в семье, но, думаю, у тебя все наладится. (Обращаясь к присутствующим.) Правда?
Ведущий. Конечно же. Хочу завершить заседание нашей гостиной такими стихотворными строками.
(Слайд 20)
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Видеоролик «Простые правила здоровья» (на слайде 20).
(Слайд 21).
Участвующие получают подготовленный педагогический сюрприз — буклет «Причины серьезных нарушений поведения детей».
Литература
1. Белоногова, Г., Хитрова, Л. Педагогические знания — родителям. Дошкольное воспитание, 2003. № 1.
2. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / Гиппенрейтер Ю. Б. Москва, 2002.
3. Далинина, Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т. Далинина. Дошкольное воспитание. 2000. № 1. — С. 41-49.
4. Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» /Под ред. А. И. Копытина. СПб. : Речь, 2002.- 80 с.
5. Настаўніцкая газета. 9 лістапада 2013 года.
Приложение 1
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
Сказав так: подумайте о последствиях и вовремя исправьтесь
"Не будешь слу-шаться, с тобой никто дружить не будет…" Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициа-тивность, подчиняемость, приверженность стерео-типному поведению "Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!"
"Горе ты моё!" Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями "Счастье ты моё, радость моя!"
"Плакса-Вакса, нытик, пискля!" Сдерживание эмоций, внут-ренняя озлобленность, тре-вожность, глубокое пережи-вание даже незначительных проблем, страхи, повышен-ное эмоциональное напряже-ние "Поплачь, будет легче…"
"Вот дурашка, всё готов раздать…" Низкая самооценка, жад-ность, накопительство, труд-ности в общении со сверст-никами, эгоизм "Молодец, что делишься с другими!"
"Не твоего ума дело!" Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями "А ты как думаешь?"
"Ты совсем, как твой папа (мама…" Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя "Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!"
"Ничего не умеешь делать, неумейка!" Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению "Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!"
"Не кричи так, оглохнешь!" Скрытая агрессивность, по-вышенное психоэмоциональ-ное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность "Скажи мне на ушко, давай пошепчемся. "
"Неряха, грязнуля!" Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей "Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"
"Противная дев-чонка, все они кап-ризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике) Нарушения в психосек-суальном развитии, ослож-нения в межполовом обще-нии, трудности в выборе друга противоположного пола "Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого"
"Ты плохой, оби-жаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!" Чувство вины, страхи, тре-вожность, ощущение оди-ночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей "Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!"
" Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь. " Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать пре-пятствия, склонность к не-счастным случаям, подозри-тельность, пессимизм "Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!"
"Уйди с глаз моих, встань в угол!" Нарушения взаимоотноше-ний с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессив-ность "Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"
"Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!" Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя "Давай немного оставим папе (маме) и т. д. "
"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!" Трудности в общении, подо-зрительность, завышенная само-оценка, страхи, проблемы сверх-контроля, ощущение одиночества и тревоги "На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…"
"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некра-сивый!" Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях "Как ты мне нравишься!"
"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!" Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность "Смелее, ты всё можешь сам!"
"Всегда ты не вовремя подожди…" Отчуждённость, скрытность, из-лишняя самостоятельность, ощу-щение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение "Давай, я тебе помогу!"
"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!" Отсутствие самоконтроля, агрес-сивность, отсутствие поведен-ческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверст-никами, ощущение вседозволенности "Держи себя в руках, уважай людей!"