Рыжова Татьяна Борисовна
Консультация для родителей «Что такое ОНР?»
▼ Скачать + Заказать документы
Родителям детей с ОНР (общим недоразвитием речи)
Все больше детей с диагнозом ОНР. Причин увеличения детей с ОНР много: генетическое наследование, гипоксия, ослабленность организма, неблагополучная социальная и экологическая обстановка, огромный поток информации, занятость родителей. По сути, причиной возникновения ОНР является какое-то нарушение в процессе развития какой-либо психологической функции: внимание, мышление, память, восприятие и другие. При возникновении этого нарушения, начинают нарушаться и друге психологические функции, ведь психика не делима. И речь – одна из психических функций. Она нарушается и нарушает качество развития других функций.
Публикация «Консультация для родителей „Что такое ОНР?“» размещена в разделах
Ребенок с ОНР воспринимает реальность не так, как мы. Окружающая его действительность сложна для него, нелогична, а значит, изменчива и опасна.
Дети с ОНР тревожны, у них низкая самооценка, повышенная агрессивность, в том числе аутоагрессия, отсутствие интереса к образовательной деятельности, неусидчивость, инфантильность. По сути, это дети, которые никак не могут адаптироваться под правила окружающего их мира. При этом сами дети понимают, что они хуже на фоне остальных. Да и взрослые всячески показывают, что ребенок не соответствует ожиданиям. Самооценка ребенка падает. Ребенок становится или замкнутым, тревожным и инфантильным: «Что бы я не делал, все у меня плохо получается. Лучше я вообще ничего не буду делать. Ведь получить неодобрение или даже наказание за лень – лучше, чем за неудачу». Другой тип детей становится агрессивным: «Я вам не нравлюсь? Вам все не нравится, что я делаю? А я буду делать! Потому что я – это Я! И Я хочет быть, вопреки вашей нелюбви!» И тем, и другим детям для успешной коррекции необходим «островок безопасности». И этим островком должна стать семья.
Что же могут и должны сделать родители, желающие помочь своему ребенку с ОНР?
1. Дети с ОНР нуждаются в безопасности, в возможности расслабиться и не бояться ошибиться. Поэтому:
- Ребенок должен видеть любовь родителей. И любовь должна быть видна именно ребенку.
У детей с ОНР есть определенная черта: они постоянно нуждаются в физическом контакте. Во-первых, переутомленная психика нуждается в резерве, и ребенок идет к своему «источнику силы» - родителю. А во-вторых, у детей с ОНР есть проблемы с ощущением своих границ тела. Для того, чтобы сосредоточиться, почувствовать себя целостным, им нужно ощутить эту границу. Лучший вариант – объятия, массаж, поглаживания и прочее. Чуть менее хороший вариант: теребить лицо, волосы, заламывать пальцы, грызть ногти, чесаться. Самый плохой вариант: аутоагрессия или провокационное поведение с целью получения побоев.
- Ребенок должен ощущать поддержку родителей. Ошибаться может каждый. Ребенок с ОНР ошибается постоянно. Постоянно что-то ломает или роняет. Может казаться, что ребенок издевается над вами, но это не так. Его психика устроена так, что ребенок не может иначе: он не может полноценно понять всю обращенную к нему речь (представьте иностранца, который только мысль улавливает, не может запомнить инструкцию уже из 2 и более пунктов, не может самостоятельно составить план действий даже для простого задания, у них нарушена координация и прочее. Дети с ОНР не «издеваются», они, действительно, не могут. И задача взрослых терпеливо и очень доходчиво объяснить несколько раз, больше, чем ребенку без ОНР.
- В семье должны быть четко прописанные правила. Если что-то можно, то это можно всегда. Если что-то неприемлемо или запрещено, то недопустимо всегда. Не зависимо от настроения взрослых. Изменчивое настроение взрослых – повышает уровень тревожности ребенка, так как взрослый ненадежен, эмоционален, может быть неожиданно опасным. Отсутствие границ и главного взрослого, взявшего ответственность за ребенка на себя, также повышают тревожность у детей. Ребенок чувствует, что он сам себе хозяин. Да, можно творить, что хочешь. Но если придет опасность (а у детей с ОНР окружающий мир полон опасностей, то и защитить будет некому.
- Режим дня. Это очень близко к наличию границ. Ребенок, имеющий постоянный режим дня, доказано уже многими исследованиями, становится спокойнее, у него налаживается аппетит, сон, учебная деятельность.
- Давайте отдых. И никаких гаджетов. Гаджеты крайне негативно влияют на психику ребенка. Нерегулируемый поток информации, часто нелогичной, ложной. Мозг переутомляется он этого потока, пытаясь всю получаемую информацию обработать. Закладываются новые ошибочные логические цепочки, которые приводят к нарушению логического мышления.
2. Нужны действия коррекционной направленности.
- Нужно ли исправлять ошибки ребенка: в речи, в восприятии или анализе происходящего? Да, обязательно. Но не с напором, а спокойно, разбирая с ребенком то, что он сказал и как нужно говорить правильно. Причины ошибок кроются в неправильных умозаключениях ребенка, сделанных раньше. И задача взрослого помочь ребенку увидеть эту ошибку и исправить ее. А потом найти ряд аналогичных ситуаций и закрепить знание. Здесь помогают различные игрушки, которые можно найти во многих магазинах. Игрушки должны быть логическими или на развитие речи. Как правильно выбрать игрушку? В идеале обратиться к психологу на консультацию. Если такой возможности нет, то купите игру на уровень ниже, чем ваш ребенок (например, по возрасту или по детализации рисункам). Попробуйте игру. Если игра получается, то можно переходить на более сложный уровень. Если не получается, то на уровень легче. Не старайтесь добиться результата на уровне, если ребенку дается это тяжело. Так развивается негативное отношение к учебе.
- Развивайте координацию. Ребенку 5 лет, а он не умеет поймать крупный мячик? Для детей с ОНР это нормально. С детьми нужно играть в игры их уровня. Не стремитесь играть в баскетбол, если ребенок не умеет ловить мяч, не говоря уже о броске. Кидайте друг другу мячик. Не учите ребенка прыгать на одной ноге, если ребенок не может даже стоять на ней. Не вырезайте кружки, если ребенок не умеет держать ножницы. Нарежьте полосочки и кубики. Так ребенок научится ловить мяч, стоять на одной ноге, держать ножницы и получит удовольствие от дружной игры с родителем.
- Учите детей играть в сюжетно-ролевые игры. В игры сложнее, чем «ты зомби, а у меня автомат». Даже девочки в игре «Дочки матери» только катают куклу в коляске, не обращая внимание на то, как та сидит, хорошо ли одета и прочие детали. Вводите правила, детали, условия. Пусть игра включает в себя исследование ролей. А сделать игру после изучения какого-то материала- вообще верх педагогики дома.
В заключение хочу сказать, что дети с ОНР, какими бы они не казались, гораздо сильнее подвержены негативному влиянию внешних факторов. И сколько бы специалистов не занимались бы с ребенком, если дома для ребенка нет условий для коррекции ОНР, то все эти специалисты не смогут добиться значимых результатов.