Олеся Войтенко
Родителям будущих первоклассников «Готов ли ваш малыш к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители! Скоро ваш ребенок идет в школу, а вы не знаете, как проверить готов ли он к школе или нет? Что такое психологическая готовность и на что обратить особое внимание родителю будущего первоклассника?
Начнем с главного, психологическая готовность к обучению в школе состоит из :
• интеллектуальной готовности
Публикация «Родителям будущих первоклассников „Готов ли ваш малыш к школе“» размещена в разделах
(развитие памяти, мелкая моторика, словарный запас, умение анализировать и обобщать, способность к самостоятельному обучению, ориентироваться во времени, пространстве, окружении);
• коммуникативной или социальной готовности
(потребность в общении, уметь находить место в коллективе сверстников, подчиняться правилам сверстников или взрослого, или умение руководить, понимать что не все зависит от желаний);
• эмоционально-волевой готовности
(умение управлять своим поведением и поступками, выполнять правила другого взрослого, способность подчинить «ХОЧУ» и «НАДО»);
• мотивационно-личностной готовности
(ребенок хочет идти в школу и у него положительное отношение к ней, его никто не пугает «школьными страшилками»);
Так много показателей и все для одного маленького ребенка, давайте попробуем поговорить об этих «готовностях» простыми словами, что же должен был делать малыш до поступления в первый класс. Все просто - ИГРАТЬ! Сейчас разберемся, в какие игры, чем нужно было заниматься малышу, и для чего все это нужно.
• Игры и умения, формирующие интеллектуальную готовность :
Учить стихотворения и пересказывать вслух, получать ответы на все «почемучки», вопросы которые рождаются в головах малышей и ищут немедленного ответа: «А почему листья зеленые?», «А почему сейчас зима, а не лето?» и т. д. Фантазировать, придумывать новое. Много говорить и использовать большой запас слов. Уметь самостоятельно анализировать, рассуждать, обобщать предметы, ориентироваться во времени (утро-обед-вечер-ночь). Знать где располагается вверх-низ-право-лево и т. д.
Вот эти игры должны были сформировать развитие мелкой моторики:
- занятия с пластилином, тестом, "волшебным" песком, глиной ;
- рисование различными инструментами (пальчиками, карандашом, кистью, мелом и т. д.);
- аппликации, работа с ножницами и клеем;
- игры с конструктором, мозаикой, пазлами;
- пальчиковый театр и гимнастика, театр теней;
- штриховка фигур, дорисовывание предметов, разукрашивание картинок.
А шнурки ваш малыш умеете завязывать, а застегивать пуговицы, а самостоятельно переодеться и одеться? Это тоже немаловажные факторы готовности к школе, к новой ответственной жизни будущего школьника.
• Что формирует коммуникативную или социальную готовность :
В условиях современного образования, наверное, ведущее – это развитие личности ребенка. Ваш ребенок умеет подчиняться правилам игры в группе сверстников, а может самостоятельно играть и устанавливать правила? А как малыш взаимодействует с другими взрослыми, понимает, что есть правила, общепринятые нормы и ценности, принятые в обществе, которые необходимо выполнять? Ваш малыш умеет сопереживать, быть отзывчивым, готовым прийти на помощь, желает играть с ровесниками, или другими ребятами. Знает правила безопасного поведения, а что можно делать и чего нельзя делать в быту, обществе и на природе? Ответив на эти вопросы, вы поймете, насколько ваш ребенок ГОТОВ взаимодействовать с внешним миром, или в этом вопросе ему нужна ПОМОЩЬ взрослых, родителей, педагогов или психолога. У ребенка возникают трудности в контактах со сверстниками, он часто обижается по пустякам, конфликтен, боится оставаться один – не бойтесь обратиться за помощью к детскому психологу.
• Что формирует эмоционально-волевую готовность :
Она заключается в том, что ребёнок в состоянии управлять своим поведением и эмоциями, своей памятью, вниманием, мышлением, следить за своей речью, вовремя подключать воображение, действовать по инструкции взрослого, умеет сосредотачиваться, и т. д. В школе придётся слушать учителя не зависимо от того, интересную ли информацию он сейчас излагает, для этого ребёнок должен подключать усилия воли. Также при обучении в школе ребёнку необходимо выполнить домашнее задание, не смотря на то, что сейчас очень хочется погулять. Произвольность в поведении ребенка проявляется в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности преодолеть непосредственное желание, отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения задания взрослого, общественного поручения, оказания помощи маме, а также в способности преодолеть боязнь (войти в темную комнату, в кабинет стоматолога и т. д., преодолеть боль, не заплакать при обиде, ушибе, способность подчинить «ХОЧУ» и «НАДО».
• Что формирует мотивационно-личностную готовность (или проще говоря, желание учиться и быть хорошим учащимся) :
Спросите своего ребенка: «А ты хочешь идти в школу?», «А зачем?». И вот в ответе ребенка заложен ведущий мотив, т. е. с каким желанием малыш пойдет, и захочет ли приобретать новые знания, может, ответ «зачем», будет – ИГРАТЬ! И тут вариант только один, действительно играть, во все игры, которые необходимы для развития, для того чтобы перерасти игровой мотив и самостоятельно перейти на новый – учебный. Заставить ребенка ходить в школу, возможно, но привить желание учиться самостоятельно и успешно, процесс не простой, и зависит от мотивации первоклассника.
Не нужно пугать будущего первоклассника предстоящей учебой и теми трудностями, которые могут сопровождать обучение. Конечно, практически любому родителю хочется, чтобы ребёнок получал пятёрки, но не надо постоянно говорить о том, что вы всегда учились на «4» и «5», и вы были таким успешным в школе.
Достаточно тесно связана с психологической стороной готовности к школе физическая готовность или физиологическая готовность.
Итак, что такое физиологическая готовность? Это зрелость организма, которая определяется уровнем развития функциональных систем организма и состоянием его здоровья. Понятно, что часто болеющие дети будут испытывать определенные трудности в обучении. Поэтому здесь первая рекомендация - обратиться к врачу до школы, и контролировать ход лечения хронических заболеваний. Постараться провести все плановые операции, проверить слух, зрение и решить все логопедические проблемы.
Есть ли какие-то критерии физиологической готовности к школе? Да, это обычно проверяют врачи, их несколько:
1. Абсолютные размеры тела (приблизительно масса ребенка должна быть не менее 23 кг, но подробно об этом – у вашего педиатра)
На приеме у педиатра, спросите, соответствует ли вес ребенка возрастным нормам. Этот показатель влияет на то, будет ли ребенок уставать, или засыпать на уроках, сложно ли будет выполнять физические упражнения и т. д.
• Смена молочных зубов (от 2 до 4)
Этот вопрос может задать стоматолог.
• Завершенный полуростовой скачок роста
Известно, что в 5-7 лет происходит так называемый полуростовой скачок роста, после которого у ребенка изменяются пропорции тела, появляется истинная работоспособность, которая и обеспечивает работу нервных и энергетических процессов в устойчивом режиме. В результате чего появляются функциональные возможности для длительной работы в ровном темпе (усидчивость).
Если первые два пункта проверить легко, то возможно ли проверить и узнать, завершился ли полуростовой скачок роста? Да. Для этого есть простой Филиппинский тест:
Попросите вашего ребенка поднять правую руку и попытаться дотронуться до левого уха, проведя руку над головой (как бы обнять голову рукой). Рука должна дотронуться до уха. Тест отражает биологический возраст ребенка.
Очень важный показатель физического развития ребенка – это развитие крупной моторики. К нему относится умение бросить мяч, поймать его, прыгнуть, побежать, залезть на шведскую стенку и т. д. Это умение необходимо для уроков физкультуры и подвижных игр.