Наталья Большакова
Консультация «Робототехника в детском саду»
РОБОТОТЕХНИКА В ДЕТСКОМ САДУ как новое направление в работе с детьми дошкольного возраста
Современные дети, так же как и мы – взрослые, живут в мире компьютеров и Интернета, информатизации и роботостроения. Достижения техники и программирования быстро проникают во все области человеческой жизнедеятельности, особенно в жизнь детей. Повсеместно нас окружают сложные технические объекты: бытовые приборы, современные интерактивные игрушки, строительные и другие машины. Даже самым маленьким детям раннего возраста интересны подвижные игрушки. Они пытаются понять, как все это устроено. На современном этапе (благодаря разнообразию разработок компании ТЕХНОЛАБ) появилась возможность познакомить детей уже в раннем дошкольном возрасте с базовыми основами строения сложных технических объектов.
Публикация «Консультация „Робототехника в детском саду“» размещена в разделах
Конструирование и образовательная робототехника - это новая педагогическая технология. Она представляет собой передовые направления науки и техники, является новым междисциплинарным направлением обучения и воспитания детей, их всестороннего развития.
Современное общество как никогда испытывает острую необходимость в высококвалифицированных кадрах, наделенных высокими интеллектуальными способностями. Поэтому важно, начиная с самого раннего, дошкольного возраста, развивать техническую пытливость мышления, формировать личностные качества, аналитический ум, закрепленные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО).
Эта образовательная технология особенно актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, так как:
- позволяет осуществлять интеграцию практически всех образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»);
- позволяет педагогу объединять игру детей с познавательско-исследовательской и экспериментальной деятельностью;
- помогает формировать познавательные действия, закрепляет становление сознания;
- развивает воображение и творческую активность ребенка;
- формирует умение работать в коллективе сверстников.
Работа по конструированию и дальнейшее программирование и исследование созданной модели, а также тесное общение в процессе игры способствуют всестороннему развитию личности воспитанников. Интегрирование различных образовательных областей дает возможность дошкольникам овладеть новыми навыками, знаниями, умениями и расширить круг их интересов.
В МБДОУ «Детский сад № 6» города Люберцы реализуется программа дополнительного образования «Рободетки». Она направлена на развитие технического творчества детей и формирование научно – технической профориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники.
Задачи реализации программы:
- формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных производством технических средств и с их изобретением;
- приобщать детей к научно – техническому творчеству: формировать умение поставить техническую задачу, собрать и изучить необходимую информацию, найти решение поставленной задачи и осуществить свой творческий замысел;
- развивать продуктивную (конструктивно-модельную) деятельность: обеспечить освоение детьми дошкольного возраста основных приёмов и способов сборки модели и ее дальнейшего программирования с использованием робототехнических средств;
- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с компьютером и прочим оборудованием, необходимым при конструировании робототехнических моделей;
- воспитывать особое ценностное отношение к собственному труду, труду других детей и к его результатам;
- формировать навыки сотрудничества: работа в малой группе (в паре, в команде, в коллективе.
Работа по программе основывается на следующих принципах:
1) построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
2) сотрудничество и содействие ребенка и взрослого, признание ребенка субъектом - полноценным участником образовательных отношений;
3) поддержка инициативы детей в продуктивной (конструктивно-модельной) творческой деятельности;
4) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
5) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в продуктивной (конструктивно-модельной) творческой деятельности;
6) соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития.
Обучение робототехнике состоит из 3 этапов : установление взаимосвязей, конструирование, рефлексия и развитие.
Установление взаимосвязей.
При установлении взаимосвязей дети получают новые знания на основе личного опыта, расширяя и обогащая свои представления. Дошкольники знакомятся с научной или инженерной проблемой, определяют направление исследований и рассматривают возможные решения. Использование анимации позволяет четко проиллюстрировать занятие, заинтересовать детей, побудить их к обсуждению темы занятия.
Конструирование.
Новые знания лучше усваивается тогда, когда мозг и руки «работают вместе». Работа с продуктами ТЕХНОЛАБ базируется на принципе практического обучения: сначала обдумывание, а затем создание моделей. В задании на данном этапе приведены подробные пошаговые инструкции. При желании отводится время для усовершенствования предложенных моделей или для создания и программирования своих собственных.
Рефлексия и развитие.
Осмысливая проделанную работу, дети углубляют, конкретизируют полученные представления. Они укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом. В данном разделе дети изучают, какое влияние на поведение модели оказывает изменение ее конструкции или программы : они меняют детали, проводят измерения, оценки новых возможностей модели, придумывают сюжеты игры, разыгрывают сюжетно-ролевые ситуации, задействуют в них свои модели.
В результате внедрения программы дополнительного образования «Рободетки» :
- ребенок овладевает робото-конструированием, проявляет инициативу и самостоятельность в среде программирования, общении, познавательно-исследовательской и технической деятельности;
- ребенок способен выбирать технические решения, участников команды, малой группы (в паре);
- ребенок обладает установкой положительного отношения к робото-конструированию, к разным видам технического труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве, имеет навыки работы с различными источниками информации;
- ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании; по разработанной схеме с помощью педагога запускает программы на компьютере для различных роботов;
- ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора ТЕХНОЛАБ; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемые в робототехнике, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика, он может контролировать свои движения и управлять ими при работе с конструктором;
- ребенок способен к волевым усилиям при решении технических задач, может следовать социальным нормам поведения и правилам в техническом соревновании, в отношениях со взрослыми и сверстниками;
- ребенок может соблюдать правила безопасного поведения при работе с электротехникой, инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических моделей;
- ребенок проявляет интерес к исследовательской и творческо-технической деятельности, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;
- ребенок обладает начальными знаниями и элементарными представлениями о робототехнике, знает компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования, создает действующие модели роботов на основе конструктора по разработанной схеме; демонстрирует технические возможности роботов, создает программы на компьютере для различных роботов с помощью педагога и запускает их самостоятельно;
- ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения, самостоятельно создает авторские модели роботов на основе конструктора ; создает и запускает программы на компьютере для различных роботов самостоятельно, умеет корректировать программы и конструкции.
Литература
«Робототехника для детей и родителей» С. А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195 с.