Ирина Темирева
Робототехника, как средство развития ключевых компетенций у воспитанников детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время в России наблюдается дефицит инженерно-технических квалифицированных работников. Развитие производства, приумножение достижений в науке и технике возможны лишь при условии раннего развития творческих технических способностей у детей. «У нас есть сегодня и потребность в инженерных кадрах, и возможность их подготовки», — подчеркнул президент России Владимир Путин.
Публикация «Робототехника, как средство развития ключевых компетенций у воспитанников детского сада» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Роботы и робототехника. Программирование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Именно технология образовательной робототехники сегодня является актуальным средством развития технического творчества для развития у детей основ инженерных навыков.
Второй год я работаю педагогом-организатором и веду занятий по рабочей программе факультатива по робототехнике «Роботенок», являющейся частью «Основной образовательной программы МДОУ «Детский сад «Журавлёнок», формируемой участниками образовательных отношений. Занятия факультатива проводятся для воспитанников старших и подготовительных к школе групп по 2 раза в неделю в специально оборудованном кабинете робототехники. Для обучения детей в кабинете имеется спектр робототехнических конструкторов : ROBOKIDS, LEGOWEDO, LegoEducation, HUNA-MRT, Fischertechnik, NationalGeographic.
Именно с помощью образовательной робототехники я развиваю у дошкольников ключевые компетенции в режиме основного вида детской деятельности – игры.
Учебно-познавательную, или когнитивную компетенцию формирую в регламентированной и в самостоятельной познавательной деятельности при создании моделей и реализации собственных технических идей.
Обучение с робототехническими конструкторами я условно разделила на три этапа. На первом этапе дети учатся создавать модели, используя пошаговое выполнение инструкций или подробных схем, в результате чего появляется готовая модель. Как правило, такой этап длится 3-х месяцев до полугода, в зависимости от индивидуальных особенностей развития ребёнка. На втором этапе дети уже начинают создавать различные модификации из уже собранных моделей. Третий этап, как правило, характерен для детей подготовительной к школе группы - это свободное, не ограниченное жесткими рамками решение творческих задач, в процессе которого дети конструируют модели по собственным замыслам. Три этих взаимосвязанных этапа создают базу знаний и умений детей для начального технического творчества детей.
Для развития информационной компетенции мной используются программирование робототехнических моделей. Работая индивидуально, парами, или в командах, воспитанники учатся сначала работать с готовой программой, заложенной разработчиками в той или иной модели робота, а затем я их обучаю создавать элементарные программы для своих моделей. При этом дети постигают элементарные азы программирования.
Для развития социально-коммуникативной компетенции одна из главных моих задач – совершенствование речи детей как средства общения. В общении у детей формируются приёмы взаимодействия со сверстниками и взрослыми, навыки работы в группе. Наиболее эффективно речь формируется в живом, непосредственном общении – для этого лучше всего подходит проектная деятельность, когда ребята работают в малых группах. Именно планируя и проектируя совместно модели для детских проектов, дети высказывают и отстаивают свои точки зрения, учатся доказывать, вести продуктивный диалог.
На проектной деятельности мне хотелось бы остановиться более подробно. Первый этап создания детского проекта – это выбор темы проекта. На этом этапе дети выдвигают свои варианты, при этом моя задача – всецело поддерживать детскую инициативу, формирующую интерес к предстоящей деятельности;
На втором этапе дети при моей непосредственной поддержке планируют свой проект, при этом объединяясь в микрогруппы. Я использую разные формы разделения детей на подгруппы – по сложности выполнения задачи, методом случайного выбора, а также с учетом пожеланий детей.
Завершающий этап - это подготовка к творческой презентации продукта своего творчества. Рассказывая о своем проекте, дети учатся доносить свою мысль до аудитории, т. е. выступать публично. Выступление перед сверстниками, малышами и родителями дает ребенку возможность ребенку почувствовать себя оратором, а получение оценки одобрения мотивирует детей на создание новых творческих проектов.
По итогам педагогической диагностики, проведенной в апреле 2017 года по реализации двух лет рабочей программы факультатива «Роботёнок», можно отметить, что на 40% увеличилась доля воспитанников, создающих собственные модели, и на 50% увеличилась доля воспитанников, умеющих презентовать свои проекты.
Результатом работы с детьми за 1,5 года также считаю участие воспитанников в значимых мероприятиях муниципального и регионального уровней.
Считаю необходимым, в следующем учебном году развивать начальное техническое творчество воспитанников для дальнейшего развития начальных инженерно-технических навыков у дошкольников.