Александра Логвинова
Ритмопластика в рамках здоровьесберегающих музыкально-образовательных технологий в разновозрастной группе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня, полноценное развитие ребенка является немаловажным аспектом. Современные требования к воспитанию не исключают здоровье из списка требований. Прежде, чем говорить о современных требованиях к здоровьесберегающих технологиях, необходимо сказать, ответить на вопрос: «Что такое здоровье?».
Здоровье – это состояние полного, физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов.
Публикация «Ритмопластика в рамках здоровьесберегающих музыкально-образовательных технологий в разновозрастной группе ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа музыкального руководителя
- Ритмика и ритмопластика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Как известно, именно до 7 лет в ребенка можно «вложить» знания, умения и навыки, сформировать у него основу здорового образа жизни и потребность к занятиям спорта. Существуют различные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья ребенка.
Федеральный государственный общеобразовательный стандарт ДОУ дает четко нам понять, какие виды работ должны использоваться для укрепления здоровья воспитанников.
Итак, перейдем к целям здоровьесберегающих технологий в нашем саду :
-Обеспечение и поддержание здоровья воспитанников на высоком уровне;
-Формирование осознанного отношения ребенка к своему здоровью;
-Формирование умения поддерживать свое здоровье;
-Поддержание связи с родителями в работе валеологической (общая теория здоровья) направленности.
-Просвещение взрослых в плане культуры здоровья.
Современные направления здоровьесберагающей работы в ДОУ :
1. Утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика после сна и пальчиковая гимнастика;
2. Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий;
3. Комплексы по профилактике плоскостопия;
4. Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек;
5. Дыхательная гимнастика;
6. Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин);
7. Прогулки + динамический час;
8. Дорожка здоровья в летний период времени;
9. Закаливание:
• Сон без маек
• Ходьба босиком
• Обширное умывание
Взаимодействие дошкольного учреждения с семьей по вопросам здоровьесбережения ребенка предусматривает стенды информационного характера в группе, освещающие ряд актуальных вопросов для родителей по сохранению зрения ребенка, профилактике заболеваний дыхательных путей, развитию общей и мелкой моторики. С родителями проводятся беседы, консультации на тему охраны здоровья ребенка.
В моей работе, активно используется инновационная технология как ритмопластика. Ритмопластика - то специальное комплексное занятие, на котором средствами музыки и специальных двигательных и коррекционных упражнений происходит коррекция и развитие двигательных функций, улучшаются качественные характеристики движения, развиваются личностные качества, саморегуляция и произвольность движений и поведения. Ритмопластика – это пластичные движения, которые носят оздоровительный характер, они выполняются под музыку в спокойном, медленном темпе, с максимальной амплитудой и растяжением мышц.
Главная цель ритмопластики – развитие двигательной активности ребёнка, привитие основных навыков, необходимых для дальнейшей, взрослой жизни. Ритмопластика является одной из своеобразных форм активной терапии, средством специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков двигательной, познавательной и эмоционально – волевой сферы детей, средствами музыкально – ритмической деятельности, построенных на сочетании движений, музыки и слова. Основными её целями являются профилактика, лечение и коррекция имеющихся отклонений в развитии ребёнка. Упражнения ритмопластики формируют правильную осанку, развивают силу, выносливость, увеличивают подвижность в суставах, улучшают координацию движений, совершенствуют чувство равновесия и прыгучесть
Работая с детьми, я пришла к выводу, что современные дети испытывают "двигательный дефицит", так как даже дошкольники большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, что влечет за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития основных физических качеств: быстроты, ловкости, координации движений.
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, гармонично развитым. Поэтому необходимо удовлетворить потребность ребенка в движении.
Вот почему возникает необходимость поиска в работе с детьми методов системного характера, которые повлияли бы на гармоничное развитие, единство духовного и физического.
На занятиях воспитывается способность восприятия музыкальных образов и умение выразительно двигаться в соответствии с заданным или придуманным образом. Это способствует развитию творческих способностей детей.
Занятия обеспечиваются рядом методических приемов, которые вызывают у ребенка желание заниматься. Для каждого упражнения, игры, танца подбираются наиболее эффективный путь объяснения данного музыкально-двигательного задания – это такие методы как:
• показ (предварительный показ танцевальной композиции, отдельных элементов, упражнений);
• словесный;
• игровой;
• разговорно - игровой (позволяет ребёнку естественно проникнуть в художественный замысел и помогает скоординировать движения своего тела с характером музыки);
• иллюстративно-наглядный;
• анализ и синтез танцевального материала, при котором анализируется отдельные части движения, композиции и потом соединяются.
Занятия ритмической гимнастикой начинаются с детьми 3-4 лет. Основными задачами, которые для этого возраста, являются: -развитие гибкости, пластичности, мягкости движений, а также воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству.
В работе используются имитационные движения, раскрывающие определённое настроение или заданный образ (например, «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат»).
Дети овладевают танцевальными движениями, доступными их возрастной, координации-например, поочерёдное выставление ноги на пятку, притопывание ногой, «выбрасывание ног», полуприседания и др.
Дети учатся ориентироваться в пространстве, самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом. Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.
Обучение детей проходит на специально организованной деятельности во второй половине дня.
Способ организации - группы (до 10 человек) с постоянным составом, организованные по возрастному принципу (дети от 3 до 4 лет и дети от 4 до 5 лет). Набор детей в группы свободный; для всех физически здоровых детей, не имеющих противопоказаний к НОД по состоянию здоровья. Деятельность проводится 1 раз в неделю продолжительностью в 20 минут.
Ритмопластика обеспечивает успешность развития и совершенствования двигательных умений и навыков у детей дошкольного возраста. Также, обеспечивает формирование у детей как музыкально-ритмических навыков (ритмического, динамического, музыкального слуха, способности различать форму, характер музыкального произведения, музыкальной памяти, внимания, так и двигательных навыков, которые обеспечивают согласование средств музыкальной выразительности и передачу их в различных движениях в играх, плясках, упражнениях; развитие координации движений, умение ориентироваться в пространстве.
При работе с детьми ритмопластикой у детей улучшается память, совершенствуются координация движений, способность к обучению письму. Им под силу выполнять движения с контролем их сознания.
Таким образом, для того чтобы работа в таком направлении, как здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС, принесла реальную пользу для наших детей, необходимо создавать для них оптимальные условия в детском саду, включать в повседневную жизнь ребенка систему технологий здоровьесбережения, учитывая его индивидуальные особенности. Пусть это будет в игровой форме, чтобы у ребенка с детства формировались полезные привычки и позитивное отношение к охране своего