Наталья Николаевна Фролова
Рисование в нетрадиционной технике «Снегирь». Фотоотчет
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия
Педагог дополнительного образования: Фролова Наталья Николаевна
Тема занятия: «Снегирь»
Дата проведения: 28 ноября
Возраст учащихся: 8-9 лет
Цель занятия: формировать умение передавать характерные особенности снегиря через выполнение творческой работы в нетрадиционной технике.
Задачи:
Образовательные задачи:
Публикация «Рисование в нетрадиционной технике „Снегирь“, Фотоотчет» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Рисование, зимние рисунки
- Зимующие птицы. Рисование
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Снегирь
- Снегирь. Рисование
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
• научить изображать снегиря в определённой последовательности.
• научить организовать свое рабочее место, в зависимости от вида работы.
• научить применять приемы рациональной и безопасной работы с инструментами.
Развивающие задачи:
• развивать умения выстраивать последовательность реализации собственного замысла.
• развивать способность к самостоятельному поиску методов и приемов, способов выполнения работы.
Воспитательные задачи:
• воспитывать любовь к родной природе, эстетический вкус.
• воспитывать настойчивость в достижении цели.
• воспитывать ответственность при выполнении работы.
Оздоровительные задачи:
• укреплять здоровье детей, используя упражнения здоровьесберегающих технологий.
• благотворно влиять с помощью нетрадиционной техники рисования на эмоциональное состояние и психическое развитие детей.
Тип занятия: комбинированное занятие
Форма организации образовательного процесса: индивидуальная, фронтальная форма обучения
Методы: объяснение, показ, иллюстрация, дискуссия, упражнение, практическая работа, выставка
Дидактический материал: картина «Зимний лес», репродукции картин
Раздаточный материал: листы бумаги, кисти, коробочки с картофелем, контейнеры с краской, технологические карты
Предполагаемый результат: знать технологию выполнения работы рисования штампами, технологическую последовательность выполнения рисунка в нетрадиционной технике «Снегирь».
Контрольно-оценочные средства (КОС) : Рефлексивная таблица
Педагогическая технологии : здоровьесберегающая, игровая, педагогика творческого сотрудничества, личностно-ориентированная, информационно-коммуникационная технология, рефлексия
Этапы Время Деятельность педагога Деятельность учащихся
Коллективная деятельность Индивидуальная деятельность
Одаренные Учащ-ся, имеющие затруднения
1. Оргмомент 2 мин. -Здравствуйте ребята, сегодня занятие проведу у вас я. Меня зовут Наталья Николаевна, и я очень рада вас всех видеть. На занятие я пришла не одна, со мной пришли гости, давайте их тоже поприветствуем и улыбнемся друг другу.
Приветствуют педагога. Слушают педагога.
2. Мотивация 3 мин. На доске расположен зимний лес.
Зимний лес стоит печальный
Кто под снегом спрятал тайну?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Это лютая зима птиц из леса прогнала
Дружно, вместе в лес пойдем
Птиц зимующих вернем!
Ребята, скажите мне, пожалуйста, а глядя на оформление нашей доски и прочитанное стихотворение, о том, что в лесу нет птиц, можно определить тему занятия? Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься?
Дети определяют тему занятия. Правильно, мы сегодня будем рисовать птиц, а каких именно, вы узнаете позже.
Обратите внимание, что лес, расположенный на доске, заколдован, нет в нем птичьей трели, давайте попробуем его расколдовать.
А расколдовать лес и вернуть птиц нам поможет одна очень смелая зимующая птичка, а какая вы узнаете, если отгадаете загадку.
На рябинку птицы сели
И на ветках заалели…
Словно капельки зари
Чудо – птички … (снегири)
Стук в дверь. Почтальон передает посылку – сюрприз из леса.
- Почтальон принес посылку. Давайте посмотрим, что в ней лежит? - появляется снегирь.
- Ребята, а вот и ответ на нашу загадку, это снегирь!
- Внутри письмо с просьбой расколдовать лес, снегирь просит нарисовать ему друзей. Ребята, нарисуем?
- Чтобы нарисовать снегирей, нам необходимо немного о них узнать.
Учащиеся слушают педагога и отвечают на поставленные вопросы:
- мы будем рисовать птиц
- снегирь
-да
-да
3. Актуализация знаний и способов 7 мин. А сейчас я предлагаю посмотреть небольшой видеофильм «Снегири»
https://www.youtube.com/watch?v=gsCq-LdBcfs
Обобщение просмотренного материала.
Обратите внимание на эти репродукции:
Работа по репродукциям. Опрос детей, что они знают о снегире.
-Ребята, что вы знаете о снегирях?
Анализ репродукций (2-3 репродукции в разных цветовых гаммах). Желающие учащиеся пробуют придумать рассказ по репродукциям.
- Молодцы, вот, сколько мы узнали о снегирях
- Люди, которые занимаются искусством и пишут такие репродукции, это творческие люди. Они, как волшебники, которые с помощью своей волшебной кисточки создают прекрасные картины и сегодня мы с вами, как маленькие волшебники, будем учиться создавать картины, которые будут радовать окружающих. Учащиеся слушают педагога и отвечают на поставленные вопросы, рассказывают о снегирях по репродукциям :
- снегири прилетают, когда наступает зима
-у снегирей красная грудка
6. Практическая часть 5 мин. Итак, приступим к созданию картин с изображением снегиря! Наш снегирь будет сидеть на ветке рябины. Для этого нам нужно взять коричневую краску и кисточку. И аккуратно нарисовать веточку, на которой мы расположим своего снегиря (показ). Приступаем к работе. Но помните про технику безопасности, кисти в воде не оставлять, не размахивать кистями, воду из банки не пить.
Какие красивые веточки у вас получились! И скоро на них прилетят снегири. Но сначала, давайте с вами поиграем. Слушают педагога и выполняют работу по образцу
Физкультминутка 2 мин. Пальчиковая игра: «Снегирёк»
Сел на ветку снегирёк, («попрыгать» ладошками по плечам)
Брызнул дождик (потрясти кистями рук перед собой.)
Он промок. (обхватить себя руками и слегка «подрожать», как от холода.)
Ветерок, подуй слегка, (поднять руки вверх и покачать ими.)
Обсуши нам снегирька. (помахать руками – «крылышками») Выполняют упражнение под музыку и слова
5. Работа над новым материалом. Практическая часть 20 мин. Прежде чем я расскажу, как мы будем рисовать снегирей, посмотрите, пожалуйста, на свою парту. На ней стоят коробочки, откройте их, пожалуйста.
- Что необычного в них лежит? (- Картофель)
- Ребята, открою вам тайну, с помощью картофеля мы будем изучать новую технику рисования, которая называется ОТТИСК.
- Так что же такое оттиск?
- Может быть, вы видели или знаете, что на важных документах люди ставят печати. Когда они прижимают печать к документу, то на листе остается след от печати. А еще, вы, наверно, замечали, что когда наступаешь на снег, то на снегу остается отпечаток вашей ноги. Вот такой отпечаток, от какого-либо предмета называется оттиск. Художники придумали использовать оттиски при создании своих картин.
- Итак, как же нужно выполнять оттиск картофелем?
- Давайте посмотрим внимательно на образец работы и скажем, из каких частей состоит птица? (- Голова, туловище, крылья, хвост)
- Правильно.
- Одинаковые ли по размеру должны быть голова и для туловище? (- Разные)
- Конечно, голова должен быть меньше, а для туловище – больше.
- Посмотрите, в коробочке у вас лежит картофель разного размера. А вы можете догадаться, какая из картофелин нам пригодится для туловища, а какая для головы? (- Да, большая для туловища, а маленькая для головы)
- Начнем мы рисовать нашу птичку с туловища.
- Нам надо посадить птицу на веточку, поэтому мы будем делать оттиск большим картофелем чуть выше ветки, вот здесь. (Показать на листе, приложив большой картофель)
- Посмотрите, я приложила картофель к листу, а отпечатка у меня не осталось? Почему такое случилось? (- Вы не обмакнули картофель в краску)
- Действительно, у нас не останется отпечатка, если не обмакнуть картофель в краску.
- А в краску какого цвета я должна была обмакнуть картофель, если рисую туловище снегиря? (- Красную)
-Почему в красную краску? (-Потому что грудка снегиря красного цвета)
- Молодцы, вы запомнили, что грудка снегиря красного цвета.
- А сейчас вы мне покажите, где будет сидеть ваша птичка. Для этого возьмите большой картофель, поднимите его в руке, покажите мне, какой картофель вы выбрали.
- Молодцы. А теперь приложите его на лист бумаги чуть выше веточки. (проверить выполнение)
- Картофель вы разместили правильно. На этом месте мы и сделаем оттиск для туловища снегиря.
- Приступаем к выполнению работы. И не забываем про технику безопасности, о том, что работаем красками аккуратно, чтобы не испачкать одежду и свое рабочее место.
- Сначала делаю оттиск Я на своем листе, а потом выполняете такой же оттиск вы у себя на работах.
- Смотрим на доску.
- Для туловища птицы я беру большую картофелину и опускаю ее в баночку с красной краской. Картофель прикладываю к бумаге чуть выше веточки, немного нажимаю на него и, придерживая лист второй рукой, поднимаю картофель вверх.
- Теперь вы сделайте то же самое на своих листах.
- Возьмите большую картофелину. Окуните в красную краску. Приложите картофель чуть выше веточки. Немного надавите на него и, придерживая лист второй рукой, поднимите картофель вверх.
- Отложите использованный картофель в коробочку, которая стоит у вас на столе. Он нам больше не понадобится.
- Давайте я посмотрю, как у вас получилось.
– Молодцы. Все правильно сделали.
- Туловище готово.
- Теперь мы можем приступить к выполнению оттиска для головы птицы.
- Сначала делаю оттиск Я, а вы смотрите. Потом то же самое повторите за мной и вы.
- Еще раз посмотрим на рисунок. Какого цвета голова снегиря? (-Черного). (показ)
- Теперь вы повторите такое же действие. (Посмотреть, как ребята выполнили оттиск, помочь тем, кто не справляется)
- Уберите картофель в коробочку.
- Следующий этап нашей работы – рисуем крылья.
- Зачем птице нужны крылья? (- Чтобы летать)
- Правильно, крылья и хвост нужны птицам для полета.
- В выполнении этой задачи нам поможет кисточка. (Показ выполнения работы).
- Теперь посмотрите, как я нарисую крылья и хвост своему снегирю.
- Беру кисточку. Немного опускаю ее в воду, набираю краску на самый ее кончик и провожу одну плавную линию, вдоль туловища, а потом вторую линию. У меня получились крылья. Я снова окунаю кисточку в черную краску и провожу маленькую линию посередине, немного ниже веточки, а потом добавляю по два перышка у хвостика с каждой стороны.
- Задание понятно? (- Да)
- Нарисуйте самостоятельно хвост и крылья птицам.
Выполняется самостоятельная работа. Звучит произведение П. И. Чайковского «Времена года. Январь».
- Напоминаю, что кисточка у нас чистюля и не любит, когда ее железная юбочка становится мокрой от воды или грязной от краски, поэтому юбочку у кисточки мы в воду не отпускаем и в краске не пачкаем, а краску набираем на самый кончик.
Проверить правильность выполнения у детей.
- - Ну вот, наш снегирь почти готов. Чего еще не хватает нашей птичке? (- глаз и клюва)
- Перед тем, как приступить к следующей части нашего урока, давайте сделаем разминку нашим ручкам.
- Встаньте, пожалуйста. Покажите мне свои ручки. Вот они.
(Выполняем гимнастику для пальцев «Замок»)
- Давайте сложим их в замочек.
На двери весит замок,
Кто открыть его бы смог?
Постучали, тук, тук, тук,
Покрутили, круть, круть, круть,
Потянули,тинь,тинь,тинь и открыли.
- Молодцы. Садитесь.
- Теперь нужно выполнить глазки нашим птичкам. Посмотрите, как сделаю это я.
- Я возьму ватную палочку, обмакну ее в белую краску и поставлю две точки белого цвета. Теперь мне надо добавить зрачки. Переверну ватную палочку и на ее чистую сторону наберу немного черной краски. Поставлю маленькие точки в серединки глаз, это будут зрачки.
- Теперь вы добавьте своим птичкам глазки. (Проверить результат)
- Все ли мы нарисовали снегирям? (- Нет)
- Чего не хватает? (- Клюва)
- Молодцы. Вы очень внимательны.
- Клюв мы выполним желтой краской, тонкой кисточкой. Сначала это сделаю я. Посмотрите как.
-Беру маленькую кисть, набираю желтую краску и рисую маленький клюв. (Показать)
- Теперь вы нарисуйте клюв своим птичкам.
- Посмотрите, какие красивые получились у вас снегири.
- Снегири прилетают к нам с первым снегом. Давайте и мы нарисуем снежинки. Для этого возьмем чистую ватную палочку, окунем ее в баночку с
синей гуашью и будем наносить маленькие точки на наш рисунок, как - будто идет снег. При выполнении снежинок, мы снова с вами встречаемся с оттиском, только в этот раз оттиск мы делаем ватной палочкой.
- Убираем ватные палочки.
Учащиеся слушают пояснения и выполняют действия, на которые побуждает педагог.
Слушают новое пояснение материала, выполняют работу по образцу педагога.
Отвечают на поставленнеы вопросы:
- голова, туловище, крылья, хвост
- разные. голова должен быть меньше, а для туловище – больше.
- вы не обмакнули картофель в краску
- красную
-потому что грудка снегиря красного цвета
-черного
-чтобы летать
-да
-глаз и клюв
7. Подведение итогов 3 мин. - Наше занятие подходит к концу.
- Давайте подведем итоги и вспомним, какую зимующую птицу мы сегодня рисовали? (- Снегиря)
- С помощью чего мы делали голову и туловище птице? (- С помощью картофеля)
- Мы делали оттиск картофелем, чтобы получились голова и туловище наших птиц.
- Вам понравилось рисовать новым способом? (- Да)
- Ягодами какого дерева любят лакомиться зимой снегири? (- Ягодами рябины) Давайте и мы с вами угостим ягодами рябины наших снегирей.
- Возьмите чистую ватную палочку, окуните ее в красную краску и нарисуйте ягодки на веточке: нарисуйте несколько ягодок – если вам понравился наш сегодняшний урок и вы очень довольны своей работой
1 ягодку – если урок был скучным, и вы думаете, что свою работу могли бы выполнить лучше.
Мне сегодняшний урок очень понравился, ведь вы все старались, выполняя новое и сложное задание. Поэтому я тоже нарисую ягодки своей птичке, и нарисую я их десять штук, потому что у меня на занятии сегодня было десять старательных ребят. Слушают педагога. Отвечают на вопросы:
-снегиря
- с помощью картофеля
-да
-да
-ягодами рябины
Оценивают результат своей работы
8. Рефлексия 2 мин. - Посмотрите на свои работы. Какие красивые птицы у вас получились и наш лес расколдован, потому что в нем поселились такие замечательные снегири.
- Ребята, у нас ведь с вами на уроке присутствуют гости, им тоже интересно посмотреть, какие снегири у вас получились. Давайте выйдем к доске с нашими работами и покажем их гостям. (Дети выходят к доске) Встали.
- Мы старались, рисовали,
Знания вам показали,
Вам хотим сказать «спасибо»,
Приходите к нам еще!
Педагог вручает каждому ребенку эмблемы с изображением снегиря Отвечают на вопросы :
-да.
Выходят к доске, демонстрируют свои работы