Юлия Бабич
Рисование в младшей группе «Филимоновская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Филимоновская игрушка
Цель:Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла.
Задачи
Развивать познавательную активность
Расширять представления детей о народных промыслах
Развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками
Развитие мелкой моторики
Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.
Ход
Есть под Тулой деревенька Филимоново зовут
Публикация «Рисование в младшей группе „Филимоновская игрушка“» размещена в разделах
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой называется оно.
Ребята, как вы думаете, с чем я вас сегодня хочу познакомить? (Филимоновская игрушка). Правильно. Эти игрушки делали мастера в деревне Филимоново. Местность в деревне богата глиной, поэтому – то и родился такой промысел – глиняные свистульки.
Чтобы глину достать, надо вырыть колодец. Вниз спускаются два человека, зажигают свечу и набирают в ведра глину. Наверх ведра поднимают тоже двое?. Достают глину только зимой. Летом в колодце нет воздуха и людям нечем дышать.
Ребята, а вы знаете, что глина бывает красная и белая?
Есть такая легенда: вечером, когда никого по близости нет, купается в речке красавица русалка. В волосах у нее 2 заколки: красное солнце и белая луна. Сияют солнечные и лунные лучи, и словно иглы прокалывают землю. Куда солнечные лучи достанут – красная глина, куда лунные – белая глина.
Глина в этих краях очень ластичная и жирная. При просушки филимоновская глина быстро покрывается трещинами, поэтому ее приходится все время заглаживать мокрыми руками, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки.
Потом фигурки несли к земляным печам, которые были на окраине деревне в овраге. Игрушки раскаляются в печи, сначала до красна, а потом до бела.
А когда дрова догорят и игрушки остынут, оказывается, что все они стали бело – розовыми и твердыми, как камень.
Филимоновские игрушки, в отличии от дымковских игрушек, не отбеливаются, а роспись наносится на естественный цвет глины.
А роспись ведется не кисточкой, а гусиным пером. С кисточки краска на глину не пристает, а с гусиного пера пристает.
Сейчас я предлагаю вам превратить в филимоновских мастеров. Попробуем? (да). Закройте глазки. 1, 2, 3, ребят в мастеров преврати. Открывайте глаза мастера.
Физминутка:
Дети имитирую слова воспитателя.
Мастерам нужна глина, вот они и пошли копать колодец. Копают, копают, устали. Сели, отдохнули и опять копают. Выкопали. Смотрят мастера в колодец и дна не видно. Давайте попробуем бросить камушек в колодец (имитирование звука полета камня в колодце). Вот, 2 мастеров спускаются в колодец за глиной, а остальные ждут их наверху. Спустились мастера и зажгли свечку. Набрали целые ведра глины и стали поднимать эти ведра наверх. А наверху (другие мастера) помогают им. Крутят колесо и поднимаются ведра. Вот и глина есть. Устали мастера, стряхнули пот с лица и пошли домой игрушки делать для детей на праздник.
(Дети проходят за столы на которых лежат эскизы игрушек, краски, кисти и вода) Сели мастера за работу, а чтобы лучше игрушки получились, да узоры не размазывались мастера всегда готовили свои руки к работе.
Пальчиковая гимнастика
В гости к пальчику большому
(пальцы в кулаке, большой палец оттопырен)
Приходили прямо к дому:
(имитация ходьбы пальцами, изображение крыши над головой)
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
(показ соответствующих пальцев)
А мизинчик малышок постучался на порог.
Пальцы в кулаке, оттопырен мизинчик.
Постучать мизинчиками друг о друга)
Вместе пальчики друзья,
Друг без друга им нельзя.
(сжимание и разжимание пальцев в кулак)
А что бы глаза не устали всегда говорили:
Мы на стульчиках сидим,
Во все стороны глядим:
Вправо, влево, вверх и вниз
Посмотри и улыбнись.
Выше глазки поднимай,
Вверх смотри и не мигай.
Нарисуй глазами солнце,
Светит пусть оно в оконце.
Закрывай глаза, дружок,
Ночь шагнула на порог.
Утром снова открывай
Быстро – быстро поморгай.
Отдохнули глаза, подготовили руки, поставили мастера перед собой узоры игрушек, чтобы не забыть и не перепутать (выкладываются элементы узоров на мольберт перед детьми, акцентировать внимание детей на основных элементах росписи филимоновской игрушки) .
Расписывают мастера свои игрушки и радуются, (дети «расписывают» свои свистульки – игрушки).
После окончания работы: 1, 2, 3 – мастеров в ребят преврати.
Сегодня мы с вами сделаем выставку игрушек – свистулек для наших родителей.
Молодцы! Спасибо!