Ольга Калугина
Конспект по ФЦКМ «Филимоновская игрушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по ФЦКМ «Филимоновская игрушка»
Цель: Продолжать знакомить детей с особенностями и этапами изготовления Филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла.
Задачи НОД:
Развивать познавательную активность
Расширять представления детей о народных промыслах
Развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками
Развитие мелкой моторики
Публикация «Конспект по ФЦКМ „Филимоновская игрушка“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Филимоновские игрушки. Лепка, роспись
- Темочки
Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.
Материалы: картины с изображением игрушек филимоновских мастеров, изображение элементов росписи филимоновских игрушек, по количеству детей, вода в баночках 1 на пару, тонкие кисти на каждого ребенка, листы – эскизы игрушек на листах для самостоятельной деятельности.
Ход НОД:
Есть под Тулой, деревенька Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой называется оно.
Беседа по картинкам:
- Что изображено на картинках? (игрушки- козлик, лошадка, барыня)
- Как эти игрушки называются? (филимоновские)
- А где делают такие игрушки? (в деревне Филимоново)
- Вот она деревня Филимоново (показ макета деревни с домами, деревьями, заборами, украшенные жёлтыми, красными, зелёными полосками)
- А почему игрушки называют филимоновскими, а деревню Филимоново? (раньше жил в деревне дед Филимон, лепил игрушки из глины, вот и получили они такое название)
- А в наше время, кто делает филимоновские игрушки? (мастера)
- Мастера - народ трудолюбивый, они придумали много пословиц и поговорок о труде. А какие вы знаете? Как их понимаете?
(дети называют пословицу или поговорку и объясняют, как её понимают)
«Глаза боятся, а руки делают»
«Труд кормит, а лень портит»
«Маленькое дело лучше большого безделья»
«Терпение и труд всё перетрут»
«Красна птица пением, а человек умением»
«Без труда не вынешь, рыбку из пруда»
6. Рассматривание элементов росписи:
- Ребята, посмотрите на дома в деревне Филимоново. Какие элементы использованы для их украшения? (полоски, кружочки, травинки)
- Краски, какого цвета использованы для росписи? (красная, жёлтая, зелёная)
Эти игрушки делали мастера в деревне Филимоново. Местность в деревне богата глиной, поэтому – то и родился такой промысел – глиняные свистульки.
Ребята, а как вы думаете, где берут такое количество нужной глины? (ответы детей) .
Чтобы глину достать, надо вырыть колодец. Вниз спускаются два человека, зажигают свечу и набирают в ведра глину. Наверх ведра поднимают тоже двое? Достают глину только зимой. А почему, кто знает? (ответы детей). Летом в колодце нет воздуха и людям нечем дышать.
Ребята, а вы знаете, что глина бывает красная и белая?
Есть такая легенда: вечером, когда никого по близости нет, купается в речке красавица русалка. В волосах у нее 2 заколки: красное солнце и белая луна. Сияют солнечные и лунные лучи, и словно иглы прокалывают землю. Куда солнечные лучи достанут – красная глина, куда лунные – белая глина.
Глина в этих краях очень эластичная и жирная. При просушки Филимоновская глина быстро покрывается трещинами, поэтому ее приходится все время заглаживать мокрыми руками, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки.
Потом фигурки несли к земляным печам, которые были на окраине деревне в овраге (объяснить как утроены такие печи). Игрушки раскаляются в печи, сначала до красна, а потом до бела.
Физминутка:
Дети имитирую слова воспитателя.
Мастерам нужна глина, вот они и пошли копать колодец. Копают, копают, устали. Сели, отдохнули и опять копают. Выкопали. Смотрят мастера в колодец и дна не видно. Давайте попробуем бросить камушек в колодец (имитирование звука полета камня в колодце). Вот, 2 мастеров спускаются в колодец за глиной, а остальные ждут их наверху. Спустились мастера и зажгли свечку. Набрали целые ведра глины и стали поднимать эти ведра наверх. А наверху (другие мастера) помогают им. Крутят колесо и поднимаются ведра. (идут направо а когда поднимают мастеров- налево) Вот и глина есть. Устали мастера, стряхнули пот с лица и пошли домой игрушки делать для детей на праздник.
А теперь и мы с вами будем расписывать филимоновскую игрушку- барашка.
Итог:
-ребята, что нового вы сегодня узнали?
-как называются игрушки, которые вы расписывали?
-что особенного в филимоновских игрушках?
-какого цвета краски вы использовали для росписи?
Молодцы.