Наталья Заварина
Картотека дидактических игр по песочной терапии для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №56» Октябрьского района г. Саратов
Картотека дидактических игр по песочной терапии для детей дошкольного возраста
Подготовили:
воспитатели
3 логопедической
(подготовительной) группы
Заварина Н. П.
Григорьева Л. А.
Саратов 2019 г.
Публикация «Картотека дидактических игр по песочной терапии для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры с песком
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Темочки
Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития.
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания.
Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Играя с песком у ребенка усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Очень хорошо в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. Песок как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию.
Дидактическое упражнение "Отпечатки наших рук"
Цель: учить совместному действию
Задача: оценить собственные ощущения
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и отмечать свои ощущения. Взрослый начинает игру, рассказывает о своих ощущениях: "Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?"
Дидактическое упражнение "Песочный дождик"
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Ведущий: в нашей песочнице может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождик и ветер.
Инструкция: ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.
Дидактическое упражнение "Необыкновенные следы"
Цель: развитие тактильной чувствительности.
"Идут медвежата" - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
"Прыгают зайцы" - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
"Ползут змейки" - ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
"Бегут жучки-паучки" - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - "жучки здороваются").
Дидактическое упражнение "Змейки"
Цель: снять эмоциональное напряжение
Задача: выразить свое отношение, показав это в игре Инструкция: возьми Змейку за голову или хвост и проведи по песку. Теперь возьми веревочку так, как ручку, плавно пройди по змеиному следу. Ребенок берет Змейку за голову и пишет узоры: кружочки, петельки, палочки.
Змейки на песке играли Письма не прочесть никак!
И хвостом слова писали, Как узнать ей о змеятах?
За узором шли петельки. Что случилось? Где? И как?
Это письма Маме-змейке. Ты теперь у нас волшебник!
Но пронесся ветерок. Напиши скорей слова,
И засыпал все в песок. Помоги ты маме-змейке
И в печали мама-змейка: Доброй силой волшебства
Дидактическое упражнение «Песочный круг»
Ребенок и взрослый рисуют на песке произвольный круг и украшают его разнообразными предметами: ракушками, камешками, пуговицами, семенами, монетами, бусинами и прочее. Они придумывают название своему «песочному кругу».
Дидактическое упражнение «Узоры на песке»
Цель: закрепить знания про сенсорные эталоны и закономерности.
Взрослый пальцем, ребром ладони или щеточкой рисует разнообразные знакомые ребенку геометрические фигуры, простые или более сложные узоры - прямые и волнистые дорожки, заборчики, ступеньки и т. д. После чего предлагает ребенку нарисовать такой же рисунок чуть ниже или продолжить уже имеющийся рисунок взрослого. Так же узоры на песке дети могут выкладывать в определенной последовательности из разнообразных предметов - камешков, ракушек, монеток и прочее.
Дидактическое упражнение «Волшебное исчезновение»
Цель: развитие памяти и внимательности.
Взрослый выставляет на песке фигурки (этот процесс также можно обыграть каким-либо образом в зависимости от того, какие предметы у вас имеются. Например :"А сейчас на сказочной полянке появляется волшебная принцесса Жасмин со своим другом Алладином. У принцессы Жасмин есть много сокровищ - красивых морских ракушек и камешков. К ним в гости часто приходят друзья - зайка, котенок, тигренок и так далее). Достаточно 5-6 предметов. Ребенок рассматривает предметы, а затем его просят закрыть глаза и произнести волшебные слова. Пока ребенок это делает взрослый прячет несколько фигурок в песок. Ребенок открывает глаза и отгадывает каких фигурок нет. После чего ищет их в песке и сверяет свои ответы с найденными фигурками. Со временем задание можно усложнять увеличивая количество фигурок.
Дидактическое упражнение «Следы на песке»
Цель: развитие левого и правого полушарий мозга и мелкой моторики рук.
Взрослый просит ребенка поставить ладошки на песок. Затем провести 2-мя ладошками по песку вверх, затем - вниз, затем - одной ладошкой вверх, а одной вниз, затем наоборот. То же самое делаем влево и вправо. То есть, обеими ладошками влево, затем вправо, затем одной влево, а другой - вправо, затем наоборот. Далее можно усложнять задание. Одной ладошкой вверх, а другой вправо или одной влево, а другой вниз и так перебрать все возможные комбинации. Сначала не спеша, затем темп можно ускорить.
Когда упражнение с ладошками выполняется легко, то можно перейти к рисованию кругов на песке. Попросить ребенка нарисовать круги обеими руками начиная движение слева на право, затем справа налево, после чего попросить нарисовать одной рукой круг слева направо, а другой справа налево одновременно.
Дидактическое упражнение «Разговор с руками»
Взрослый и ребенок обводят на песке силуэт ладоней. Затем Вы оживляете песочные ладошки — дорисовываете им глазки, ротик, выкладываете различными камешками и ракушками пальчики. После этого необходимо затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?», «Что вас огорчает?», «Чего вам хотелось бы» и т. д.. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно, но иногда не слушаются своего хозяина.
Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2— 3 дней они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Дидактическое упражнение «Кто в домике живет»
Цель: закрепить знания про пространственные фигуры и формы, развить слуховую и зрительную память;
Это упражнение делается на мокром песке. Взрослый просит ребенка помочь ему построить домик для разных животных. Например: бегемотик хочет жить только в квадратном домике, а жираф - в прямоугольном, зайчонок - в круглом и так далее. Теперь взрослый говорит:"Помоги мне расселить жителей по их домам. Пусть вот здесь живет бегемотик (ребенок в этот момент выбирает пасечки нужной формы и строит домик из песка, а вот тут живет зайчик (ребенок строит следующий домик, ну а здесь мы поселим жирафа"
Задание можно усложнять, вводя все большее количество предметов.
Дальше Вы можете посмотреть несколько видео о том, в какие еще игры можно поиграть с ребенком на пляже, чтобы летний отдых был полезным и интересным как для Вас, так и для Вашего малыша.
Дидактическое упражнение «Моя семья»
Ребенку предлагают выбрать из огромного разнообразия предметов те, которые ему понадобятся для воссоздания своей семьи. Взрослые никак не влияют на его выбор. Попросите ребенка, чтобы он разместил членов своей семьи, как ему хочется. Предложите ему ситуацию, что сейчас вечер и вся семья дома, и каждый занимается своим делом. Обратите внимание, кто находится в центре композиции, спросите ребенка, почему именно этот человек занимает центральное положение. Спросите, каковы его взаимоотношения с «центровым». Расспросите, каковы вообще взаимоотношения в семье. Кому лучше всех живется в семье и почему. Поверьте, что в процессе разбора его композиции, вы, очень много нового и полезного для себя узнаете о своем ребенке и своей семье. Ну, а более глубокий анализ доверьте все-таки профессионалу психологу.
Дидактическое упражнение «Мои друзья».
Ребенку задаются ситуативные параметры игры. Он должен выбрать фигурки и назвать их именами своих друзей. Не удивляйтесь, если это будут вымышленные персонажи, а среди реальных людей друзей не окажется. В процессе воссоздания заданной вами ситуации будет сделано много открытий. Вы можете узнать о проблемах вашего чада и помочь ребенку преодолеть трудности в общении с детьми в детском саду или школе. А он в процессе игры будет успешно преодолевать эти трудности, что в результате переноса изменит ситуацию и в реальной жизни.
Дидактическое упражнение «Сказочные сюжеты».
Вы можете предложить ребенку построить свое сказочное царство и населить его добрыми и злыми персонажами. Сам ребенок должен играть роль борца со злом. В этой игре может быть задействовано неограниченное количество миниатюр, причем в процессе он может их свободно менять. Здесь он хозяин положения. Если ребенку не мешать, то откроются такие его глубинные проблемы и страхи, о которых взрослые даже не подозревали. Причем в процессе игры нужно мягко направить ребенка на преодоление этих страхов. Ему следует объяснить, что здесь он хозяин и у него всегда есть выбор и возможность сделать так, как хочет он. Осознание того, что он всесилен и сам может изменить любую ситуацию, сделает ребенка счастливым. Позже и в реальной жизни ребенок станет более уверенным в себе и менее тревожным.
Дидактическое упражнение «Норки для мышки»
Ребенок, вместе с взрослым копает небольшие ямки - норки руками или совочком. Затем взрослый обыгрывает постройку с помощью игрушки. Например, берет игрушечную мышку в руки, имитируя ее писк. Затем "мышка-норушка" пробирается в каждую норку и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики. Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и пр.
Игры с песком для развитие ФЭМ
Дидактическая игра «Достань 5 (6,7 и т. д.)
ракушек, камешек»
Цель: учить детей счету порядковому;
развитие внимания, координации
движений.
Содержание: На дно емкости с водой
взрослый выкладывает несколько
камешков, ракушек. Затем предлагает
ребёнку достать определённое
количество ракушек. Обязательно
задаё т вопрос: «Сколько ракушек ты
достал? Почему столько?»
Дидактическая игра «Найди шарик»
Цель: знакомство с качеством предметов – размером, формой.
Содержание: Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит малыша
найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах малыша, потом так, чтобы он
не мог видеть действия взрослого. Постепенно усложняя задачу, воспитатель
закапывает два предмета, например шарик и кубик, затем просит найти один из них.
Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.
Дидактическая игра «Угадай, что спрятано в песке»
Цель: Развитие умения представлять предметы по их словесному описанию
Содержание:
Ребенку предлагается нащупать в песке предмет и описать, какой он формы.
Дидактическая игра «Путешествие в сказочный город»
Цель: Развивать умение ориентироваться на плоскости.
Содержание: Воспитатель предлагает детям отправиться в сказочный город, но
путешествие будет не простое, а по песочной пустыне, дойдет тот, кто строго будет
следовать инструкции (Шаг вправо, два шага вверх и т. д.).
Игра «Новая квартира куклы Маши»
Цель:Развитие образного мышления, восприятия, умения строить в соответствии с
планом-схемой.
Содержание:
Взрослый. Дети, сегодня наша песочница по взмаху волшебной палочки
превращается в новую квартиру куклы Маши.
Квартиру кукла Маша получила
И мебель в магазине закупила:
Кровать, шкаф, кресло, стульчик, стол
Занес в квартиру грузчик и ушел.
Куда же мебель расставлять?
На помощь Мишку надо звать.
Медведь откликнулся на зов,
План начертил и был таков.
Одна опять осталась Маша,
И загрустила кукла наша.
Поможем мебель ей расставить,
По плану в комнату поставить.
Взрослый предлагает детям план-схему, на которой изображены: стол, стульчик,
кресло, диван, кровать, шкаф. Дети по этой схеме расставляют мебель в квартире.
Игра «Ковер-самолет для принцессы»
Цель: научить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов
(меньше — больше, выше — ниже, справа, слева, закрепить знания о
геометрических формах.
Содержание:
Взрослый рассказывает сказку:
В сказочном царстве принцесса жила,
Очень красива, добра и мила.
Вдруг прилетел огнедышащий змей,
Чтоб на принцессе жениться скорей
И унести в мир страха и тьмы,
Сделать царицей змеиной страны.
Нам надо принцессу от змея спасти,
В заморские страны ее увезти.
Построим, ребята, ковер-самолет
Нашу принцессу он точно спасет.
Взрослый предлагает ребенку сделать для принцессы волшебный ковер-самолет, который украшен геометрическим орнаментом.
После выполнения задания ребенку задаются следующие вопросы:
1. Найди и покажи самый маленький круг.
2. Найди и покажи самый большой квадрат.
3. Назови фигуры, расположенные внизу, вверху, слева, справа.
4. Каких цветов фигуры на ковре-самолете.
5. Назови, где находится красный маленький квадрат и т. д.
Дидактическое упражнение «Дойди по дорожке»
Цель: учить ориентироваться на плоскости; развивать умение дослушать до конца
задание; развивать мелкую моторику рук; учить задавать задание друг другу.
Материал: песочница с песком, мелкие игрушки, маленькие предметы (пуговицы,
камешки, косточки).
Ход игры:
1 вариант.
На песке лежит сеточка, в ней в некоторых квадратах стоят маленькие игрушки.
Воспитатель предлагает найти нужную игрушку (начинаем с первого нижнего
квадрата) – пять шагов вверх, три шага вправо и т. д. Так ребёнок доходит до
игрушки, которую задумал взрослый. Далее ребёнок задумывает и даёт указания
взрослому (другому ребёнку).
2 вариант.
Один ребёнок закрывает глаза, другой в каком-нибудь квадрате в песок зарывает
что-то интересное (пуговицу) и так же руководит действиями другого ребёнка. Если задание выполнялось правильно, ребёнок найдёт в песке спрятанный сюрприз.
Дидактическое упражнение : «Дорожка из счётных палочек»
Цель: учить ориентироваться на плоскости; развивать умение дослушать до конца
задание; развивать мелкую моторику рук, путём взаимодействия пальчиков с
песком, счётными палочками и мелкими игрушками.
Материал: песочница с песком, счётные палочки, мелкие игрушки.
Ход игры:
Дети друг другу указывают направление движения – 2 палочки вверх, 3 вправо, 1
вниз, 1 вправо – здесь живёт котик; 2 вверх, 3 налево, 3 вверх – здесь живёт волк; 2
вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 налево, 1 наверх – здесь живёт белка. Начинать движение
всегда нужно с отмеченного места (начала пути) – от камушка.
Дидактическое упражнение : «Угадай, где спрятано?»
Цель: продолжать учить детей ориентироваться на плоскости, развивать умение
видеть углы и середину песочницы, повторять названия геометрических фигур и их
цвет.
Материал: мелкие игрушки, пуговицы, камешки, цветные рамки.
Ход игры:
1 вариант. У детей мелкие игрушки. Воспитатель предлагает поставить свою
игрушку в любой угол, середину или на любую сторону песочницы.
В: Маша, где стоит твоя игрушка? (в середине)
В: слушай внимательно, куда пойдёт твой мишка – в нижний правый угол.
Посмотри глазками, с кем он там встретиться? (со львёнком, молодец, покажи ему
дорогу – ребёнок берёт игрушку и «идёт».
Воспитатель предлагает ребёнку самому придумать, куда пойдёт игрушка. Взрослый следит за речью ребёнка – отвечает полным ответом, правильно определяет место игрушки.
2 вариант. У детей разноцветные пуговицы или другие предметы, один ребёнок
закрывает глаза, второй прячет пуговицу в песке. Когда ребёнок открывает глаза,
ему говорят: Я спрятал пуговицу в квадрат в верхнем левом углу, угадай, где
спрятано? Другой ребёнок ищет. Или воспитатель говорит: В правый нижний
квадрат нужно положить все треугольные пуговицы. (Все, у кого такие пуговицы,
кладут их в указанное место). В нижний левый угол – все жёлтые пуговицы, в
верхний левый угол – все с ушком, в верхний правый угол – все маленькие. Дальше
считаем, в каком углу, сколько пуговиц, где или каких больше (меньше).
Дидактическая игра «Песочный телеграф»
Цель: доставить детям тактильное удовольствие, обучать переводу тактильных
ощущений в знаки.
Материал: песочница с песком.
Ход игры.
Дети выстраиваются в колонну в затылок друг другу.
Взрослый, ведущий игры, «рисует» пальцем на спине последнего ребенка
геометрическую фигуру — прямую линию, угол, окружность, прямоугольник,
треугольник и др. Тот, кто получил «сообщение», должен передать его следующему
игроку точно таким же способом — нарисовать фигуру пальцем на спине соседа.
Последний получатель сообщения воспроизводит форму палочкой на песке. После
этого он становится в конец колонны, и игра повторяется.
Можно разбить детей на две команды. Тогда взрослый посылает «сообщение» то
одной, то другой команде и следит, чтобы телеграммы были переданы без ошибок.
В этом случае игра приобретает элементы соревнования.
Когда дети освоят «чтение» и «передачу по телеграфу» информации о фигурах,
можно перейти к рисованию цифр и букв. При этом необязательно, чтобы дети уже
знали все буквы. Достаточно, чтобы они умели повторить за взрослым движения.
Потом, когда знак появится на песке, ведущий может сообщить название буквы.
Самым сложным вариантом является вариант, когда в результате передачи знаков
должно появиться целое слово из трех-четырех букв: мама, папа, лук, сук, кот, сом,
рот, корм и т. п.