Елена Васильева
Рисование на ткани в разных возрастных группах
▼ Скачать + Заказать документы
Пособие «Рисование на ткани».
Технические условия и последовательность исполнения пособия.
2 младшая группа.
• Дети впервые знакомятся с исполнением рисунка на ткани;
• Рисуют только на сухой ткани;
• Ткань натянута на пяльцы;
• Кисть круглая № 6, 7, 8;
• Работать можно акварелью, но необходимо подготовить полотно, смочив его водой;
• Ткань лучше взять старую (ветошь, без рисунка;
Публикация «Рисование на ткани в разных возрастных группах» размещена в разделах
- Батик и рисование по ткани
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
• Навык должен быть отработан на бумаге (тычки, изображение линий;
• Узор для рисунка на ткани можно брать любой, но он должен соответствовать возрасту;
• Фантазия неограниченна;
• При желании можно изображать образы простых предметов или игрушек (медведь, зайчик и т. д.).
Средняя группа.
Продолжать составлять узоры;
Ткань – сырая;
Воспитатель учит смачивать ткань;
Ткань натянута на пяльцы.
Этапы обучения смачивания ткани :
Широкой кистью проводим линии слева на право. Пяльцы нужно держать наклонно, чтобы вода стекала по волокнам.
Широкой кистью делаются круговые движения от края к центру пялец.
Дети усваивают способ смачивания чистой водой, затем подкрашенной.
Для рисования потребуются кисти тоньше.
На каждом занятии воспитатель обращает внимание на тон краски (теплый, холодный, силу цвета (яркий, бледный – опережающая задача).
В некоторых случаях необходимо возвратиться к рисованию по сухой ткани.
Старшая группа.
Навык смачивания закрепляется. Задачи по нанесению фона усложняются;
По полотну наносится фон одного цвета, но разной силы;
Фон разного цвета;
На одном полотне есть места сухие, а есть смоченные водой – это нужно для ….замысла;
Иногда необходимо просушить фон, протирая с изнанки либо чистой салфеткой, либо тряпочкой;
Акцент переносится на восприятие цвета и его использование. Закрепляется знание цвета, сочетание и чередование;
Тематика включает составление узоров, которые строятся на повторении элементов: включение разных мазков : коротких и длинных, волнистых и плавных. Но! Все без отрыва от ткани.
Подготовительная к школе группа.
o Включаем больше элементов уже знакомых детям: полупримакивание, мазок тонкой кистью и широкой, концом кисти и всей кистью, прямые, параллельные и волнистые линии;
o В изображения включены формообразующие, ритмичные движения, а именно крупные и мелкие завитки;
o Использование разных мазков по силе и направлению;
o Все работы выполняются по сырому фону;
o Создание цветного фона: полосами, перьями, одного или большого количества оттенков;
o Фонирование двумя контрастными цветами: теплого и холодного оттенков, создание фона для пейзажной композиции;
o Некоторые работы требуют подсушки. Дети должны знать такое состояние ткани и уметь его определять.
Практические занятия для второй младшей группы.
Занятие 1.
«Сок пролился»
Программное содержание:
• Знать красный цвет;
• Учить проводить горизонтальные линии составляющие узор.
Занятие 2.
«Дождик»
Программное содержание:
• Знать синий цвет;
• Учить проводить вертикальные линии, представляя образ дождя.
Занятие 3.
«Клеточки»
Программное содержание:
• Закрепить знание красного и синего цвета;
• Учить составлять клетчатый узор из прямых слитных мазков.
Занятие 4.
«Искорки»
Программное содержание:
• Знать желтый и красный цвета;
• Учить наносить крапины концом кисти по всей ткани держа кисть вертикально.
Занятие 5.
«Горошек»
Программное содержание:
• Учить работать печаткой (обратный конец кисти, карандаша);
• Учить наносить узор по всей поверхности ткани;
• Закрепить знание зеленого цвета.
Занятие 6.
«Пирамидка»
Программное содержание:
• Закрепить знание цветов: красный, синий, желтый, зеленый;
• Учить промывать кисть после работы с красками;
• Учить создавать образ предмета.
Занятие 7.
«Мячик»
Программное содержание:
• Закрепить знание основных цветов;
• Учить промывать кисть после работы с красками;
• Учить проводить дугообразные линии.
Занятие 8.
«Мишка»
Программное содержание:
• Учить рисовать округлые линии;
• Учить создавать знакомый образ игрушки.
Занятие 9.
«Зайка»
Программное содержание:
• Закреплять умение рисовать знакомые образы;
• Закреплять умение рисовать округлые линии.
Практические занятия в средней группе.
Занятие 1. «Дождик»
Программное содержание:
• Учить смачивать ткань.
• Учить наносить мазки примакиванием по сырому.
• Знать цвета: голубой, синий.
Занятие 2. «Решето»
Программное содержание:
• Продолжать учить работать по сухой ткани.
• Рисовать клетку прямыми широкими и узкими линиями (всей кистью и концом).
• Закрепить прием примакивания, нанося в середину каждой клетки мазок.
• Знать цвета холодного тона: голубой, синий, фиолетовый.
Занятие 3. «Искорки».
Программное содержание:
• Продолжать учить смачивать ткань, нанося фон желтого цвета.
• Учить наносить крапины концом кисти.
• Знать теплые цвета: желтый, оранжевый.
Занятие 4. «Яблоки».
Программное содержание:
• Учить рисовать на сухой ткани круги и сразу закрашивать их.
• Учить наносить точки по сырому в центре каждого круга.
• Обратить внимание детей на то, как держать кисть (кисть держится вертикально).
• Закрепить знание красного и черного цветов.
Занятие 5. «Травушка – муравушка».
Программное содержание:
• Продолжать учить наносить фон смачивая ткань светло-зеленой краской.
• Учить наносить мазки примакиванием по всему фону.
• Учить изображать трехлистник начиная с центрального листа.
• Знать светло и темно зеленый цвет.
Занятие 6. «Горошек на дорожке».
Программное содержание:
• Учить составлять узоры с полосами и горошком чередуя элементы.
• Продолжать учить пользоваться печаткой, тычком.
• Дать знания по сочетанию цветов холодного и теплого.
• Работа идет по сухой ткани.
Занятие 7. «Козленочек».
Программное содержание:
• Продолжать учить рисовать по сырому материалу, наносить светло-зеленый фон.
• Учить рисовать животных на четырех ногах, правильно передавая положение туловища и строение.
• Упражнять в соблюдении пропорциональных отношений при рисовании
Занятие 8. «Скатерть».
Программное содержание:
• Продолжать учить составлять узор, заполняя середину, стороны.
• Закрепить умение использовать в рисунке элементы декоративного узора: кольца, дуги, листочки, точки.
• Развивать чувство композиции, цвета.
• Упражнять в пользовании красками.
• Продолжать учить наносить цветной фон.
Занятие 9. «Весна».
Программное содержание:
• Продолжать учить наносить фон.
• Учить детей передавать в рисунке впечатления от весны.
• Упражнять в рисовании красками : хорошо промыть кисть, осушить ее, набирать краску на кисть по мере надобности.
Практические занятия в старшей группе.
Занятие 1. «Солнце красное».
Программное содержание:
o Продолжать учить смачивать ткань чистой водой;
o Учить рисовать концентрические окружности, по сырой ткани, начиная от края по направлению к центру;
o Знать теплые цвета: темно-красный, алый, оранжевый, желтый.
Занятие 2. «Море».
Программное содержание:
o Продолжать учить смачивать ткань чистой водой;
o Продолжать учить рисовать концентрические окружности по сырой ткани;
o Знать холодные цвета;
o Располагать в последовательности от темного к светлому.
Занятие 3. «Радуга».
Программное содержание:
o Продолжать рисовать окружности по сырому;
o Учить располагать цвета так, как они расположены в радуге;
o Начинать работу от края приближаясь к центру.
Занятие 4. «Гирлянды».
Программное содержание:
o Составлять узор по сухой ткани из мазков примакиваний;
o Накладывать мазок, к мазку соединяя их в узор;
o Использовать темный и светлый тон одного цвета.
Занятие 5. «Снежинка».
Программное содержание:
o Учить наносить голубой фон, густой с краю и бледный к середине, но центр оставить не зафонированным, сухим;
o Составлять узор снежинки из примакиваний, используя опыт предыдущего занятия;
o Учить делить круг на восемь равных частей.
Занятие 6. «Калейдоскоп».
Программное содержание:
o Упражнять в нанесении голубого фона;
o Продолжать учить просушивать ткань;
o Продолжать учить делить круг на 4 равные части;
o Изобразить в каждой четвертинке цветы способом примакивания.
Занятие 7. «Мартовское солнце».
Программное содержание:
o Учить наносить фон: одну теть – голубой, вторую треть – синей, третью часть – оставить не зафонированной, сухой;
o Учить изображать солнце разными способами, с разным выражением «лица»;
o Учить разными способами изображать лучи: короткими, тонкими линиями; концентрированными кругами; длинными и волнистыми линиями.
Занятие 8. «Сырая погода».
Программное содержание:
o Упражнять в заливке цветом;
o Учить изображать тучи мазками разной величины, используя темно-синий и фиолетовый цвет;
o Упражнять в нанесении мелких, коротких линий, изображая дождь /концом кисти/.
Занятие 9. «Майский луг».
Программное содержание:
o Упражнять в нанесении светло-зеленого фона;
o Тренировать в рисовании цветов, составляя их из овалов, рисуя концом кисти и по всему фону.
Практические занятия в подготовительной группе.
Занятие1. «Небо и море».
Программное содержание:
Учить делать фон одним цветом (голубым);
Закреплять умение делить круг пополам;
Учить проводить широкие мазки всем ворсом кисти в верхней части круга;
Учить проводить горизонтальные тонкие штрихи в нижней части круга;
Знать голубой и синий цвета.
Занятие 2. «Пламя».
Программное содержание:
Упражнять в нанесении фона теплого цвета (светло-желтого);
Учить наносить языки пламени, по всей поверхности накладывая мазки друг на друга, начиная с верхних – желтых;
Учить использовать все цвета теплого тона. Знать их названия;
Упражнять в применении разных мазков : длинных, прямых, извилистых и т. д.
Занятие 3. «Осенние ветки».
Программное содержание:
Продолжать учить наносить фон охрой, знать этот цвет;
Учить изображать ветки с осенними листьями;
Уметь использовать темные светлые оттенки цветов: коричневого, красного.
Занятие 4. «Опавшие листья в дождливой тоске».
Программное содержание:
Закреплять умение наносить фон синей краской;
Учить изображать листья в разных направлениях полным примакиванием;
Закреплять умение изображать капли дождя полупримакиванием, подбирая цвет темнее фона;
Учить видеть выразительность в сочетании холодных и теплых тонов.
Занятие 5. «Полегла трава, засыхают цветики».
Программное содержание:
Упражнять в нанесении фона (охра, просушке. Работать по полусухому;
Продолжать учить наносить концом кисти волнистые линии (травяной стебель, цветы);
Закреплять умение изображать травяные листья концом кисти (полупримакиванием);
Учить изображать завитки концом кисти (засохшие стебельки);
Закреплять умение самим подбирать цвет краски;
Учить изображать цветы, самим выбирая цвет.
Занятие 6. «Морские волны».
Программное содержание:
Закреплять умение самостоятельно наносить синий фон, рисовать по полусухому;
Учить рисовать волнообразные линии (снизу дуга, сверху клюв);
Учить использовать темный оттенок основного цвета;
Закреплять умение работать тонкой кистью;
Продолжать развивать формообразующие ритмичные движения.
Занятие 7. «Морские камушки».
Программное содержание:
Закреплять умение самостоятельно наносить синий фон, работать по полусухому;
Учить проводить спиралевидные линии концом кисти начиная от центра, проводя линию внешней окружности;
Обратить внимание на то, как необходимо держать кисть – вертикально;
Закреплять умение использовать контрастный цвет;
Упражнять в формообразующих движениях рук;
Закреплять знания о центре, верхе, низе, левой и правой сторонах.
Занятие 8. «Морские водоросли».
Программное содержание:
Закреплять умение самостоятельно наносить светло-зеленый фон;
Использовать холодные тона (фиолетовый, синий, голубой);
Учить изображать пологие, крупные завитки на концах изогнутых линий;
Учить изображать листики короткими штрихами, концом кисти.
Занятие 9. «Рыбки».
Программное содержание:
Учить наносить зелено-синий фон с просветами;
Учить изображать, схематично, рыбок по всей поверхности;
Продолжать использовать контрастные цвета;
Работать по полусухому.
Занятие 10. «Морозный узор».
Программное содержание:
Продолжать закреплять умение самостоятельно наносить бледно-голубой фон;
Продолжать учить рисовать крупные, крутые завитки, изображая фантастическую ветку;
Учить передавать пушистость мелкими штрихами;
Упражнять в работе концом кисти.
Занятие 11. «Метель».
Программное содержание:
Учить изображать на голубом фоне спиралевидные линии;
Учить изображать спирали, с овалами направляясь вверх и вниз, чередуя линии;
Использовать разные цвета холодного тона, работать концом кисти.
Занятие 12. «Костер».
Программное содержание:
Закреплять умение наносить фон теплого цвета (желтого);
Учить рисовать изогнутые линии, напоминающие 8, плавно переходя из овала в овал, с верхнего в нижний;
Закреплять умение работать концом кисти, используя любой теплый цвет;
Учить изображать поленья мазками напоминающими косую клетку.
Занятие 13. «Весенний мотив».
Программное содержание:
Учить рисовать «двойной» мотив (сверху – голубой, внизу – охра);
Продолжать закреплять умение делить круг пополам, каждый фон еще пополам;
Продолжать учить рисовать крупные завитки вверх и вниз из одной точки;
Учить самостоятельно, подбирать на холодном фоне – холодный цвет, на теплом – теплый;
Упражнять в работе концом кисти.
Занятие 14. «Зорька в зеркало глядит».
Программное содержание:
Продолжать учить рисовать двойной фон, используя темный и светлый оттенки разного тона;
Учить использовать симметрию в композиционном решении рисунка;
Работать по сырому используя разные мазки по силе и направлению.
Занятие 15. «Зеленые холмы».
Программное содержание:
Учить наносить фон, используя заливку разной интенсивности зеленого цвета;
Изображая растительность на каждом холме, обратить внимание на то, что рисовать нужно на дальних холмах – мелко, на ближних – крупно;
Мазки наносить разной величины.
Занятие 16. «Птицы летят».
Программное содержание:
Учить наносить фон перьями контрастных тонов, теплых и холодных;
Использовать мазки, ставя широкую кисть плашмя;
Учить изображать птиц – схематично, черной краской, рисуя концом кисти;
Обратить внимание на то, что рисунок располагается по всей поверхности.
Занятие 17. «Первые листочки».
Программное содержание:
Продолжать учить наносить фон перьями: голубой, синий, темно-синий;
Закрепить умение изображать ветки плавными изогнутыми линиями розоватофиолетового цвета;
Продолжать учить наносить листочки полупримакиваниями (работать по полусухому).
Занятие 18. «Радуга над лугом».
Программное содержание:
Закрепить умение наносить двойной фон: верхний – перьями, располагая цвета по спектру радуги, нижний – светло-зеленый;
Предложить нарисовать мелкие цветочки самостоятельно подбирая цвет, рисуя концом кисти.
2 младшая группа
1. https://youtu.be/g3egLw_ZBe8
2. https://youtu.be/cX3tUU7wzxE
3. https://youtu.be/Q0p--Q-oITU
4. https://youtu.be/e6yYsO7BKyY
5. https://youtu.be/T_vmsY2_Wlk
6. https://youtu.be/5aGhS7vO7kY
7. https://youtu.be/FlVcZOBFmVQ
8. https://youtu.be/SEoRVtD1DNQ
9. https://youtu.be/OFITH0nqZPY
Средняя группа
1. https://youtu.be/uorgFlz3CoA
2. https://youtu.be/bgyxifcB2-4
3. https://youtu.be/jjc_-rjbXnI
4. https://youtu.be/97On9q62TJE
5. https://youtu.be/WPKqjd_wi5s
6. https://youtu.be/rCt_f4LPwjw
7. https://youtu.be/D26ItN3Dazw
8. https://youtu.be/sq2ML6lK7s8
9. https://youtu.be/ha7hNEDGT04
Старшая группа
1. https://youtu.be/op92I1b3GBk
2. https://youtu.be/Dfjkh5qWSQE
3. https://youtu.be/SR1znJrbzhw
4. https://youtu.be/s31WqYzCfQE
5. https://youtu.be/GTJVcdA2CHg
6. https://youtu.be/H0AXm6CmheM
7. https://youtu.be/wEzzV5kLutk
8. https://youtu.be/ANJyEPuYM1o
9. https://youtu.be/-vo4u9cZryk
Подготовительная к школе группа
1. https://youtu.be/vYa24BISmhw
2. https://youtu.be/G4uRvaDKxnQ
3. https://youtu.be/jXiVmjL5bmY
4. https://youtu.be/rINsJfoXAd4
5. https://youtu.be/mB71jil1Tf0
6. https://youtu.be/JBidOJMlrZU
7. https://youtu.be/W3z3U7IioUA
8. https://youtu.be/Rg1Xz10CAtg
9. https://youtu.be/tbgY4ZvqJus
10. https://youtu.be/DxS0u5d_1sI
11. https://youtu.be/QxOXG0lkaEQ
12. https://youtu.be/DyWrjW0c6hM
13. https://youtu.be/GYRv6ovNMOQ
14. https://youtu.be/aHO8Vj5HSEU
15. https://youtu.be/6dnWklzZB48
16. https://youtu.be/6nQmtsdT7sQ
17. https://youtu.be/KhdFI7JIDA0
18. https://youtu.be/r9JKQ3NCpQs