Елена Ивановна Давыдова
Результативность опыта по воспитанию трудолюбия
▼ Скачать + Заказать документы
Елена Давыдова
Результативность опыта по воспитанию трудолюбия.
Результативность опыта воспитания трудолюбия предполагает проведение мероприятий, направленных на уточнение целевых ориентиров педагогической деятельности и уровня сформированности определенных умений и навыков у детей в процессе педагогического воздействия.
Публикация «Результативность опыта по воспитанию трудолюбия» размещена в разделах
При выборе диагностического инструментария за основу была взята технология диагностики и воспитания трудолюбия, разработанная и апробированная А. А. Кочетовой, Данная технология представляет собой конкретизацию общего алгоритма формирования интегративного качества личности на примере конкретного качества «трудолюбие».
Указанная диагностика, адаптированная нами к ДОУ, отвечает требованиям ФГОС ДО и содержит критерии оценки трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста по следующим разделам: труд в природе; хозяйственно-бытовой труд; ручной труд; трудолюбие в процессе дежурств; представления о труде взрослых.
В ходе диагностических мероприятий мы искали ответы на следующие вопросы:
1) Какая трудовая деятельность имела место в группе. Дежурства:
а) по столовой (накрывают столы, разносят вторые и третьи блюда, собирают посуду со стола после еды);
б) по подготовке к занятиям (разносят и убирают пособия, материалы, моют кисточки, посуду из-под клея, красок, стирают тряпочки, вытирают столы после работы, сметают обрезки бумаги);
в) по уголку природы ( ухаживают за растениями: по мере надобности поливают, моют, обрезают увядшие листья, рыхлят землю в горшках, ведут календарь погоды).
2) Какая работа выполняется детьми помимо дежурств:
а) хозяйственно-бытовой труд ( уборка групповой комнаты: собирают после игры игрушки, настольные игры, строительный материал);
б) уборка участка (осенью сгребают листья, зимой убирают снег на дорожках, площадке, сооружают горку и другие постройки из снега, изготавливают цветные льдинки, летом поливают цветы, песок, вытирают скамейки после игр с песком);
в) труд в природе (сезонный);
г) ручной труд (работа с бумагой, картоном, природным материалом, изготовление различных поделок для игр и подарков, ремонт книг, пособий, коробок).
3) Имеются ли у детей умения, навыки и привычка работать аккуратно, в определенной последовательности, доводить дело до конца, правильно обращаться с орудиями труда и материалами.
4) Каковы способы организации труда детей (число участников, объединение в группы, самостоятельность детей при распределении работы, характер взаимоотношений детей в процессе деятельности).
Диагностика трудовых умений и навыков
Раздел «Труд в природе»
Критерии оценки:
• Высокий – ребёнок полностью самостоятелен в трудовой деятельности по уходу за растениями. Труд результативен.
• Средний – труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; у ребёнка выражено стремление к самостоятельности.
• Низкий – результативность трудовой деятельности низкая, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий.
Оценку уровня сформированности трудолюбия мы проводили в процессе выполнения детьми предложенных воспитателем в игровой форме заданий-поручений:
1) Ребёнку предлагается потрудиться – полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль:
ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя;
ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»);
ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?»).
2) Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения:
самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности ( сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль);
предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя;
не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого).
3) Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход:
ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления);
результат труда определяет при помощи взрослого;
не справляется с заданием даже при помощи взрослого.
4) Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить:
ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий;
раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет;
не может спланировать последовательность трудовых действий.
5) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб) :
самостоятельно выбирает необходимое оборудование;
с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты;
не может выполнить задания.
6) Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений:
все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно;
отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно;
качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.
Результаты диагностических процедур сведены в таблицу 1.
Таблица 1.
Диагностика трудовой деятельности по уходу за растениями
Имя ребёнка Умение принять цель труда Умение выделить предмет труда Умение предвидеть результат труда Умение спланировать трудовой процесс Умение
отобрать необходимое оборудование Освоение трудовых навыков и умений
1 2 3 4 5 6
Валерия В. В С С С С С
Софья Г. С С Н Н С С
Денис И. С В С В В В
Вера И. В В В С В В
Иван С. В В С С С С
Сергей Ш. Н В Н С С С
Высокий
Средний
Низкий 3
2
1 4
2
0 1
3
2 1
4
1 2
4
0 2
4
0
На основании полученных результатов мы определили уровень сформированности отношений к трудовой деятельности по уходу за растениями и представили анализ в виде диаграммы (рис. 1).
Рис. 1. Уровень сформированности отношения к трудовой деятельности по уходу за растениями.
Раздел «Хозяйственно-бытовой труд»
Критерии оценки:
• Высокий – ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.
• Средний – ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.
• Низкий – ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».
Оценку уровня сформированности трудолюбия мы проводили в процессе выполнения детьми предложенных воспитателем в игровой форме заданий-поручений:
1. Детям предлагается вымыть поддонники растений к приходу Феи природы. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания мы обращали внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, при этом давалась оценка качества выполненных трудовых действий.
2. После рисования детям сообщается, что баночки из-под краски стали грязные. Что делать?
Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. Д.
Результаты диагностических процедур сведены в таблицу 2.
Таблица 2.
Диагностика сформированности хозяйственно-бытового труда
Имя ребёнка Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде по типу общего (содержание заданий одинаково) Умения и навыки при участии ребёнка в коллективном труде (содержание заданий разное)
Задание 1 Задание 2
Валерия В. В С
Софья Г. С С
Денис И. С С
Вера И. В В
Иван С. С С
Сергей Ш. С С
Высокий
Средний
Низкий 2
4
0 1
5
0
На основании полученных результатов мы определили уровень сформированности отношений отношения детей к хозяйственно-бытовому труду и представили анализ в виде диаграммы (рис. 2).
Рис. 2. Уровень сформированности отношения детей к хозяйственно-бытовому труду.
Раздел «Ручной труд»
Критерии оценки:
• Высокий – развитые комбинаторные умения. Использование пооперационных карт, обобщённый способ конструирования; полная самостоятельность; результат высокого качества, оригинален или с элементами новизны.
• Средний – высокая самостоятельность в деятельности репродуктивного характера. качество результата высокое, но без элементов новизны или близкий перенос, недостаточные комбинаторные умения и самостоятельность для реализации творческого замысла (требуются советы, указания, включение взрослого в трудовой процесс); замысел реализован частично.
• Низкий – беспомощность во всех компонентах трудового процесса; отказ от деятельности, низкая самостоятельность, необходимость прямой помощи взрослого; результат труда низкого качества.
Оценку уровня сформированности трудолюбия мы проводили в процессе выполнения детьми предложенных воспитателем в игровой форме заданий-поручений:
1) Ребёнку предлагалось сделать снежинку. Ребёнок должен сам выбрать бумагу нужного качества, цвета, величины и необходимые инструменты (ножницы, карандаш) и сделать её по одному из вариативных образцов.
Для выполнения задания перед ребёнком разложили на столе 3 варианта образцов изготовления снежинок и соответствующие им пооперационные карты, наглядно представляющие способ изготовления снежинок.
При выполнении задания обращается внимание на наличие общетрудовых и специальных умений, сформированность обобщённых способов конструирования, развитость комбинаторных умений, репродуктивный или творческий характер деятельности.
2) Выявление реализации замысла (насколько ребёнок может принять цель деятельности, выбрать материал и инструменты, организовать рабочее место, пользоваться пооперационными картами, владеть действиями самоконтроля, умение самостоятельно добиться результата).
Результаты диагностики сведены в таблицу 3.
Таблица 3.
Диагностика сформированности ручного труда
Имя ребёнка Ручная умелость Способность реализовать замысел
Валерия В. С С
Софья Г. С С
Денис И. С С
Вера И. В С
Иван С. С С
Сергей Ш. С С
Высокий
Средний
Низкий 1
5
0 0
6
0
На основании полученных результатов мы определили уровень сформированности отношений к ручному труду и представили анализ в виде диаграммы (рис. 3).
Рис. 3. Уровень сформированности отношения детей к ручному труду.
Анализируя полученные результаты, можно сделать выводы, что в данной группе преобладает средний уровень сформированности трудовых умений и навыков. Дети стремятся помогать взрослым в выполнении трудовых операций, но самостоятельно выполнять их не все могут в силу не достаточного развития ручной умелости.
Тем не менее, дети хорошо знают все орудия труда и имеют навыки их использования, знают, как ухаживать за растениями, как и куда убирать инструменты после ручного труда.
Таким образом, можно говорить о том, что по оценке трудовых умений у детей есть все предпосылки для активного формирования интегративного качества «трудолюбие».
Диагностика трудолюбия в разных видах дежурств
В ходе диагностики за детьми проведено наблюдение в процессе дежурства по столовой, игровому уголку, уголку природы. Для этого на каждый вид дежурства мы назначили по два человека. Проводилась смена видов дежурств каждые два дня, и вместе с детьми оценивали качество работы, т. е. формировали самооценку.
В ходе этого исследования мы определяли:
- хотят ли дети дежурить, и отражается ли их желание в реальном процессе работы;
- каковы их мотивы, характер поведения в процессе дежурства: уклоняются ли от дежурства;
- хорошо ли дежурят только при контроле со стороны воспитателя, детей;
- хорошо ли работают во время дежурств по назначению воспитателя;
- хорошо ли дежурят, выполняют ли работу вне дежурства, помогают ли другим.
Критерии оценки:
• Высокий уровень - дети постоянно стремятся участвовать в коллективной деятельности, хорошо работают, помогают товарищам в разных видах деятельности. Если они не дежурят в данный момент, то все равно обращают внимания на непорядок в группе и устраняют его, просят назначить их дежурными.
• Средний уровень – дети выполняют свои обязанности хорошо, активно, не забывают о них, но не помогают другим, стремятся обязательно получить одобрение взрослых. Отношение к дежурству неустойчиво, качество работы зависит от настроения.
• Низкий уровень – дети дежурят небрежно, охотно передают свои обязанности другим, отказываются от дежурства, забывают о нем, не доводят дело до конца, считают, что порядок – дело помощника воспитателя, других детей.
Полученные данные зафиксировали в виде таблицы 4.
Таблица 4.
Диагностика трудолюбия в процессе дежурств
Имя ребенка Вид деятельности Итого
Дежурство по
столовой Дежурство в игровом уголке Дежурство в уголке природы
Валерия В. С С Н С
Софья Г. Н С Н Н
Денис И. В С С С
Вера И. В В В В
Иван С. С С С С
Сергей Ш. С Н Н Н
Высокий
Средний
Низкий 2
3
1 1
4
1 1
2
3 1 чел. - 17%
3 чел. – 50%
2 чел. – 33%
На основании полученных результатов мы определили уровень сформированности трудолюбия в процессе дежурств и представили анализ в виде диаграммы (рис. 4).
Рис. 4. Уровень сформированности трудолюбия в разных видах дежурств.
Данные результаты свидетельствуют о том, что большинство детей предпочитают дежурить в игровом уголке. У детей частично сформировано трудолюбие. Половина группы (50 % от общего числа детей) трудятся без контроля, но только во время дежурства, причем делают только то, что входит в их обязанности. Следовательно, основную массу детей группы можно отнести к среднему уровню сформированности трудолюбия.
Тем не менее, в испытуемой группе есть дети, которые дети понимают значение труда, но не доводят его до конца, им необходим систематический внешний контроль – 2 ребенка (33 % от общего числа детей).
Также имеется 1 ребенок (17% от общего числа детей, который любит трудиться вне дежурства, помогать другим. У данного ребенка имеется внутреннее побуждение к трудовой деятельности, т. е. интегративное качество «трудолюбие» сформировано полностью.
Проведенное диагностическое исследование трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста показало, что в группе достаточно высоко развита мотивация к трудовой деятельности и уровень трудовых умений и навыков. Дети умеют планировать свою работу, знают, как разделять объем и объединяться в группы для выполнения коллективных дел.
Особенно охотно дети трудятся в процессе сюжетно-ролевой игры и созданных воспитателем игровых ситуаций. В такие моменты у детей наблюдается сильная воля, необходимая для преодоления сложностей, возникающих в процессе трудовой деятельности. Сюжетно-ролевые игры, обыгранные в ходе опытно-экспериментальной работы, помогли детям старшего дошкольного возраста полностью осознать необходимость осуществление трудовой деятельности как блага для себя и общества, тем самым послужили главной предпосылкой для формирования интегративного качества личности «трудолюбие».
Таким образом, на основании вышеизложенного, можно утверждать, что целенаправленная работа по воспитанию трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр, является наиболее эффективным методом усвоения требуемых умений и навыков, т. к. это проверено опытным путем и доказано.
Заключение
Нами исследована проблема воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр.
Трудолюбие – это черта характера, которая демонстрирует ярко выраженное позитивное отношение личности к трудовой деятельности, отчетливо проявляющееся на поведенческом уровне, и формирующееся как одна из стержневых черт личности.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме воспитания трудолюбия позволил разобраться в сущности понятия «трудолюбие», как составляющей части трудового воспитания дошкольников, выделить содержание воспитания трудолюбия, уточнить особенности сюжетно-ролевых игр как средства воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе изучения теоретической литературы мы выяснили, что главной отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто переключаются на игру. Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер. Особенностью детского труда является то что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока находятся в стадии развития и предполагают участие и помощь взрослого.
Учитывая, что игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, в процессе опытной работы мы взяли за основу сюжетно-ролевую игру и с её помощью формировали у детей трудолюбие. Обыгрывая бытовые ситуации, дети в игровой форме учились ухаживать за растениями, содержать в чистоте игрушки, готовиться к приему гостей, выполнять хозяйственные операции по уборке кукольного дома.
Затем мы провели диагностическое исследование воспитания трудолюбия, в ходе которого выяснили уровень сформированности трудовых умений и навыков детей, а также уровень сформированности трудолюбия в процессе дежурств.
Анализ трудовых умений и навыков детей показал, что в данной группе преобладает средний уровень сформированности трудовых умений и навыков. Дети стремятся помогать взрослым в выполнении трудовых операций, но самостоятельно выполнять их не все могут в силу не достаточного развития ручной умелости. Тем не менее, дети хорошо знают все орудия труда и имеют навыки их использования, знают, как ухаживать за растениями, как и куда убирать инструменты после ручного труда.
На втором этапе диагностики нам предстояло выяснить уровень сформированности трудолюбия в процессе дежурств. Результаты диагностики выявили, что большинство детей предпочитают дежурить в игровом уголке. В целом по группе интергативное качество «трудолюбие» сформировано частично. Основную массу детей группы можно отнести к среднему уровню сформированности трудолюбия, так как 50 % из них трудятся без контроля взрослых, но только во время дежурства. Тем не менее, в испытуемой группе есть дети, которые дети понимают значение труда, но не доводят его до конца, им необходим систематический внешний контроль – 2 ребенка (33 % от общего числа детей). Также имеется 1 ребенок (17% от общего числа детей, который любит трудиться вне дежурства, помогать другим. У данного ребенка имеется внутреннее побуждение к трудовой деятельности, т. е. интегративное качество «трудолюбие» сформировано полностью.
Таким образом, результатом нашей практической работы стало доказательство утверждения об эффективности сюжетно-ролевой игры в воспитания трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста.
Все поставленные задачи выполнены, цель исследования достигнута.