Иванова Анастасия
Режим дня и гигиена воспитательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим условием правильного развития детей является соответствующий возрасту и индивидуальным особенностям режим дня.
Режим - это рациональное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей организма ребенка (сон, прием пищи, бодрствование, а также смена видов деятельности.
Правильная организация режима жизни детей – необходимое условие для нормального развития нервной системы. С учетом возрастных особенностей ребенка режим должен предусматривать наличие всех элементов жизнедеятельности ребенка (сон, прогулка, занятие и пр., дисциплинирующих и способствующих нормальному физическому развитию.
Публикация «Режим дня и гигиена воспитательного процесса» размещена в разделах
Показателями правильно составленного режима являются :
1. Отсутствие у ребенка отрицательных эмоций (плача, капризов, негативных реакций и т. д.).
2. Уровень деятельности малыша соответствует возрасту.
3. Ребенок спокойно переходит от одного состояния к другому (от бодрствования ко сну и наоборот, от одного вида деятельности к другому.
4. У ребенка хороший аппетит, глубокий сон.
5. Малыш принимает активное участие во всех режимных процессах и положительно к ним относится.
Ведущими педагогами (Н. М. Аксариной, Г. М. Ляминой, М. Ю. Кистяковской и др.) были сформулированы основные методические правила проведения режимных процессов.
1. Все режимные процессы должны быть направлены на своевременное и полное удовлетворение органических потребностей организма ребенка. Внимание взрослых сосредоточивается на воспитании положительного отношения ребенка ко всем режимным процессам (к приему пищи, гигиеническим процедурам, занятиям, движениям, к укладыванию на сон и т. д.). Для этого требования взрослого должны всегда совпадать с потребностями ребенка. Взрослый предлагает ребенку принимать пищу тогда, когда малыш голоден, предлагает спать, когда он устал, и т. д.
2. Интерес к режимному процессу у ребенка увеличивается, если он принимает посильное активное участие в нем. Например, в 10-11 месяцев держит ложку и пытается зачерпнуть пищу во время еды, в 2 года ест самостоятельно; в 1-6 месяцев стягивает с себя носки, шапку и т. п. В 2-3 года пытается самостоятельно раздеться, одеться и т. п.
Активно участвуя в режимных процессах, малыш может ошибаться, делать не так, как требует взрослый. Чаще всего это происходит от недостатка опыта, знаний малыша. Очень важно, чтобы взрослый не заострял внимание детей на неправильных поступках, а учил, как надо сделать правильно. Например, во время кормления воспитатель заметил, что ребенок берет пищу из тарелки не ложкой, а рукой. Он подходит к ребенку и тихо говорит: «Миша, возьми ложку и кушай. Вот, какой ты молодец, правильно держишь ложку».
3. Все режимные процессы должны использоваться взрослыми для воспитания ребенка.
Жизнь ребенка проходит в постоянном чередовании сна, бодрствования, кормления. Важно все это использовать для развития малыша. С этой целью необходимо обговаривать все действия взрослого и ребенка, называть свойства предметов, явлений. Формировать нужные привычки и навыки поведения. Например, во время кормления взрослый не только формирует у ребенка правила поведения, но и обогащает словарь названием блюд, их качеств (кисель сладкий, молоко теплое - горячее и т. д.).
4. Организация режима в детском учреждении предполагает постепенное вовлечение детей в тот или иной режимный процесс (принцип постепенности). Например, при организации кормления воспитатель предлагает 2-3 детям убрать игрушки и вымыть руки, после чего дети садятся за стол и им тут же подают пищу, а в это время другие 2-3 детей моют руки и садятся за стол и т. д.
5. Перед каждым режимным процессом воспитатель дает установку. Например: «Скоро будем обедать. Сережа, Маша, уберите игрушки на место и пойдем мыть руки». Установка должна даваться за несколько минут до начала режимного процесса, с тем, чтобы дети могли переключиться на новый вид деятельности.
Педагогическое и гигиеническое значение
Недостаточно только установить правильный режим, очень важно педагогически и гигиенически правильно осуществлять все режимные процессы. От того, как организовано кормление, укладывание спать, проведение занятий, какие приемы взрослые при этом применяют, в большой степени зависит физическое развитие ребенка. При организации и проведении режимных моментов важно соблюдать определенные правила:
1. Предложения ребенку идти спать, есть и др. должны совпадать с его потребностью. Это возможно, если точно выполняется режим, осуществляется наблюдение за поведением малыша с целью его состояния.
2. Необходимо создавать условия, исключающие неприятные ощущения ребенка. Условные связи у маленьких детей образуются легко и быстро. И если малыш был чем-то огорчен, то он в дальнейшем будет относиться негативно.
3. При введении новой пищи, новой процедуры приучать ребенка к ним следует постепенно, создавая установку на действие.
4. Организуя проведение процедуры после игры или какой-либо деятельности детей, готовить малышей к этому надо постепенно, используя слово, соответствующую обстановку.
5. Начинать проведение режимного процесса следует тогда, когда нервная система ребенка находится в спокойном состоянии. Ничего нельзя делать в момент плача, возбуждения малыша.
6. Осуществлять индивидуальные подходы к детям, учитывая особенности поведения и уровень развития каждого ребенка. Нельзя обращаться ко всем детям сразу с предложением есть, показывать им, как надо держать ложку и пр.
7. С первых месяцев жизни малыша все свои действия, а затем и ребенка взрослый сопровождает соответствующими словами. Это настраивает малыша на предстоящее действие, вызывает к нему интерес.
8. Во время каждого режимного процесса необходимо привлекать детей к активному участию в посильном для них деле. Это создает у них положительное эмоциональное отношение к процессу, способствует формированию навыков самообслуживания.
9. Не следует допускать, чтобы ребенок долго ждал каких-либо действий. Все процессы в дошкольном учреждении проводятся так, чтобы малышу не надо было ждать (например, когда другие дети будут готовы идти гулять и т. д.).
10. Необходимо соблюдать постоянство требований к ребенку, методики проведения режимных процессов и единство методических приемов со стороны всех взрослых, причастных к воспитанию малыша.
11. Осуществлять принцип постепенности при проведении режимных процессов в дошкольном учреждении.
Так, для правильного выполнения режима важно своевременно формировать у детей навыки самообслуживания, воспитывать самостоятельность. Уровень развития у ребенка навыков самообслуживания зависит от разных причин: состояние здоровья, особенности высшей нервной деятельности, общего развития. Но главное – от целенаправленного воспитания, использования единых педагогических приемов в семье и в дошкольном учреждении.
Правильность выполнения режима, его оздоровительное и воспитательное влияние на детей во многом зависят от постоянного контакта педагогов с медицинскими работниками дошкольного учреждения и родителями. Контакт этот должен быть обязательно двухсторонним: воспитателю необходимо знать результаты регулярно проводимых медицинских осмотров детей врачами-специалистами, иметь сведения о том, кому из воспитанников рекомендованы те или иные лечебно-профилактические мероприятия, щадящий режим, уменьшение на определенный период времени объема нагрузок.
Гигиеническое воспитание – это непрерывный и планомерный процесс. С первых месяцев жизни ребенка постоянное повторение в течение суток одних и тех же процессов, совершающихся всегда в определенной последовательности, постоянство условий их проведения – все это способствует формированию многих условных рефлексов. Поэтому при правильных воспитательных воздействиях формируются культурно-гигиенические навыки : навыки личной гигиены, навыки культурного поведения.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнения правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. Вначале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т. д. Одновременно с этим взрослые постепенно стимулируют развитие у дошкольников более сложных умений: мыть лицо, шею, руки до локтя, ежедневно мыть ноги, выполнять простейшие водные закаливающие процедуры.
Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связано с воспитанием культуры поведения. С самого младшего возраста детей приучают правильно сидеть за столом во время еды, аккуратно есть, тщательно, бесшумно пережевывать пищу, уметь пользоваться столовыми приборами, салфеткой.
Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения специалисты рекомендуют использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
К средствам гигиенического воспитания в дошкольных учреждениях следует отнести: соблюдение режима дня, правильного питания, достаточного пребывания на свежем воздухе, проведение физического воспитания и закаливания, правильная организация занятий, а так же условий внешней среды в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями.
Режим дня детей разного возраста включает примерно одни и те же для всех дошкольных групп виды деятельности и отдыха. Эффективность реализации режима в дошкольном учреждении предполагает также, чтобы время, отведенное для организованной и самостоятельной деятельности, использовалось с максимальной результативностью и для общего развития и укрепления здоровья детей. Прежде всего, воспитателю необходимо четко планировать свою повседневную работу, которая строится с учетом уровня умений и знаний детей по каждому разделу программы, степени развития у них навыков работоспособности, интересов, а также условий внешней среды (особенностей климата, времени года и т. п.).
Особенности организации режимных моментов во 2 группе раннего возраста.
Осуществляя режимные моменты, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т. д.). Приближённый к индивидуальным особенностям ребёнка детского сада способствует его комфорту, хорошему настроению и активности.
Приём пищи. Не следует заставлять детей есть, важно, чтобы они ели с аппетитом. Дети едят охотнее, если предоставлять им право выбора блюд (хотя бы из двух блюд). Надо учитывать, что дети едят с разной скоростью, поэтому следует предоставлять им возможность принимать пищу в своём темпе.
Недопустимо заставлять ребёнка сидеть за столом в ожидании еды или после её приёма. Поев, ребёнок может поблагодарить и заняться самостоятельными играми.
Прогулка. Для укрепления здоровья детей, удовлетворения их потребности в двигательной активности, профилактики утомления необходимы ежедневные прогулки.
Нельзя сокращать продолжительность прогулки. Важно обеспечить достаточное пребывание детей на свежем воздухе в течение дня.
Ежедневное чтение. В режиме дня целесообразно выделить постоянное время для ежедневного чтения детям. Читать следует не только художественную литературу, но и познавательные книги, детские иллюстрационные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. Чтение книг и обсуждение прочитанного помогает на примере литературных героев воспитывать в детях социально-нравственные качества, избегая нудных и бесполезных поучений и нотаций. При этом нельзя превращать чтение в занятие – у ребё нка всегда должен быть выбор: слушать или заниматься своими делами. Задача педагога – сделать процесс чтения увлекательным и интересным для всех детей.
Дневной сон. Необходимо создавать условия для полноценного дневного сна детей. Для этого в помещении, где спят дети, следует создавать спокойную, тихую обстановку, обеспечить постоянный приток свежего воздуха. Кроме того, быстрому засыпанию и глубокому сну способствуют полноценная двигательная активность в течение дня и спокойные тихие игры, снимающие возбуждение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Веракса, Н. Е., От рождения до школы. – М., 2015.
2. Бочина, Т. Л., Терехова Н. Т. Режим дня в детском саду. - М. ,1987.
3. Обреимова, Н. И., Петрухин, А. С. Основы анатомии, физиологии и гигиены для детей и подростков: Учеб. пособие для пед. вузов. - М. : Издательский центр «Академия», 2000.
4. Педагогика раннего возраста / Под ред. Г. Г. Григорьевой. - М., 1998.