Маряна Бешукова
Консультация «Режим дня дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Режим дня дошкольника – так ли это важно? Многие родители время от времени сталкиваются с тем, что с изменением привычного режима дня для дошкольника, у малыша может испортиться аппетит, появляются проблемы с засыпанием. Если у ребенка определенный режим отсутствует вовсе, тогда детский организм не настроен на четкий ритм и проблемы неизбежны…
Публикация «Консультация „Режим дня дошкольника“» размещена в разделах
Твердо же установленный в семье распорядок дня способствует гармоничному развитию ребенка, приучает его к правильному образу жизни, к дисциплине и главное, способствует укреплению здоровья в растущем организме.
Итак, утро, ваш ребенок проснулся… Обычно с необходимостью вставать в определенное время дети сталкиваются впервые тогда, когда начинают ходить в детский сад. Это изменение в их привычном укладе воспринимается негативно. Утренний подъем, особенно когда родители слишком настойчивы или торопятся, нередко создает нервозную обстановку, а иногда перерастает в скандалы. Следует принять во внимание, что для нормального пробуждения ребенку требуется не менее 15 минут, к тому же сделать это ему будет легче, если к моменту пробуждения он успеет выспаться. Для этого родителям придется пересмотреть общий режим дня.
«Ритуал» утреннего пробуждения
Пробуждение ребенка должно быть спокойным и неторопливым, без ненужной спешки, резких движений и повышенного тона. Здесь вам хорошо помогут любимые мелодии малыша, которые лучше включать негромко, в фоновом режиме. Свет должен быть неярким, чтобы глазам ребенка не было больно. Во многих семьях существуют ритуалы пробуждения, когда все делается в строгой последовательности (например, мама сначала включает свет, затем музыку, гладит малыша, желает доброго утра и т. д.). Благодаря таким ритуалам у ребенка вырабатывается своеобразный рефлекс мягкого пробуждения. Большую пользу приносят упражнения, которые ребенок может делать еще в кровати – глубокие вдохи и выдохи, поочередное вытягивание рук и ног («потягушки», а также легкий массаж, пока ребенок еще в постели.
Слишком быстрое, резкое пробуждение может испортить ребенку настроение на целый день, напугать его. Чтобы малыш не испытывал подобного психологического дискомфорта, его нельзя будить резким голосом, а тем более криком. Вблизи его кровати не должен звенеть будильник; нежелательно громко включать радио или телевизор, разговаривать. Кроме того, желательно, чтобы ребенок ложился спать в хорошем, позитивном настроении – иначе риск утренних капризов повышается.
Чтобы полностью проснуться и встать с кровати, ребенку требуется в среднем 15 минут. За это время он успеет потянуться, немного понежиться под одеялом и настроиться на то, что начался новый день, а все жизненные процессы в его организме плавно «переключатся» с ночного режима на дневной.
Упражнения, способствующие правильному пробуждению
Активизировать сердечно-сосудистую и дыхательную системы поможет упражнение, выполняемое лежа на спине. Нужно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов.
Растянуть позвоночник поможет следующее упражнение: лежа на боку вытянуть левую руку вперед, а левую ногу – назад.
Сделать легкий массаж стоп или слегка помассировать мочки ушек.
Варианты дыхательной гимнастики, используемой при пробуждении ребенка (автор – Елена Андрушко, могут использоваться и как комплексы утренней гимнастики.
Дополнительным стимулом для ребенка могут быть мягкие игрушки. Эти маленькие друзья помогут избавиться от стеснения и могут принимать участие в упражнениях. Например, сидеть у малыша на животике и приподниматься вверх во время глубокого вдоха, опускаться вниз во время выдоха.
Качели. Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох,
Качели вниз (выдох,
Крепче ты, дружок, держись.
Каша кипит. Исходное положение (ИП) : сидя, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф–ф–ф–ф». Повторить 3–4 раза.
Бегемотик (облегченный вариант предыдущего упражнения). ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох,
То животик опускается (выдох).
Часики. ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик–так». Повторить до 10 раз.
Надуй шарик. ИП: ребенок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – «ффф». «Шарик лопнул» – хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» – ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Трубач. ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п–ф–ф–ф–ф». Повторить до 5 раз.
Ворона. ИП: ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох – разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
Курочка. ИП: ребенок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах–тах–тах», одновременно похлопывая себя по коленям.
Жук. ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу–у–у – сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
Петушок. ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох, а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох, произносить «ку–ка–ре–ку».
Подуй на одуванчик. ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
Паровозик. Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух–чух–чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту–тууу». Продолжительность – до 30 секунд.
Вырасти большой. ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у–х–х–х»! Повторить 4–5 раз.
Гуси летят. Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох – опустить вниз с произнесением длинного звука «г–у–у–у».
Бросим мяч. ИП: стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед, при выдохе длительное «у–х–х–х». Повторить 5–6 раз. Обычно последнее упражнение перерастает в игру с мячом, пока кому-то (взрослому или ребенку) не надоест.
Воздушный шарик. ИП: лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.
Волна. ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит «Вни–и–и–з». После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
Дерево на ветру. ИП: сидя на полу, скрестив ноги ( варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
Ножницы. ИП: то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
Хомячок. Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10–15, надув щеки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти еще немного, дыша носом.
Ныряльщики за жемчугом. Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
«Подуем на…». ИП: ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, делает вдох. Выдох – поворачивает голову направо и, сделав губы трубочкой, дует на плечо. Голова прямо – вдох носом. Голову влево – выдох; голова прямо – вдох. Приговариваем в это время:
«Подуем на плечо,
Подуем на другое,
На солнце горячо
Пекло дневной порой».
Ребенок опускает голову, подбородком касаясь груди, снова делает спокойный выдох, голова прямо – вдох носом. Поднимает лицо кверху – выдох через губы, сложенные трубочкой.
Взрослый приговаривает:
«Подуем на живот,
Как трубка станет рот,
Ну, а теперь – на облака
И остановимся пока».
Если ребенок «сова» и предыдущие способы вам не помогли, дайте ребенку поспать как можно дольше. При этом упростите и сократите все утренние процедуры. Будьте ласковы к ребенку, детей, которые с трудом просыпаются, нельзя ругать. В этом случае очень помогает отвлекающий разговор. Расскажите ребенку о вашем собственном детстве, о каких-нибудь смешных случаях из вашей жизни. Пока ребенок отвлекся, аккуратно помогите ему встать, предложите начать одеваться.
И самое главное, помните – утренняя улыбка освещает весь будущий день. Не спорьте из-за мелочей, сделайте утро по-настоящему добрым.
Дальше – гигиенические процедуры… Важно приучить малыша к тому, чтобы с утра он чистил зубы. Эта полезная привычка закрепится на всю жизнь, если будет привита в самом раннем возрасте. Надо показывать на своем примере, как и что нужно делать: правильно умываться, чистить зубы, причесываться.
Ребенка можно заинтересовать стихотворением или веселыми прибаутками, которые не только будут привлекать его внимание, но и поднимать настроение, приучая маленького человека к тому, что утро всегда начинается весело и хорошо. В будущем у вашего ребенка вместе с привычкой правильно умываться и чистить зубы утром закрепится твердая ассоциация, что утро – это хорошее начало нового дня. Важно не переборщить и сориентироваться, когда малыш начнет подрастать. Не забывайте, что детские стишки – только для маленьких детей, ну а подрастающие дети требуют иного отношения.
Подборка стихов для «ритуала» умывания и
иных гигиенических процедур:
Алгоритм умывания
Для умывания лица и мытья рук включайте ребенку сначала теплую воду (30–32°С, постепенно снижая ее температуру до комнатной. Детям в возрасте от 1,5 лет рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди до пояса. После такого умывания тело ребенка растирают махровым полотенцем до легкого покраснения.
Мыло для детей нужно подготовить специальное. Основные требования к мылу:
• помещается в ладошке ребенка;
• приятно пахнет;
• имеет красивый цвет;
• может выглядеть как игрушка.
Создайте необходимые условия для осуществления самого процесса мытья рук. В первую очередь необходим специальный стульчик или табуретка, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. В результате его руки должны не задираться вверх, чтобы добраться до воды, а также как у взрослых кисти рук должны быть ниже или на уровне локтевых суставов.
Такое расположение не допустит затекания воды к плечам ребенка. Значит, не вызовет раздражения родителей и неприятных ощущений у ребенка. Особое внимание уделите устойчивости стульчика. В идеале, он должен быть достаточно широким, чтобы ребенок случайно с него не соскочил.
Хорошо, если ребенок сам будет включать воду. Однако и здесь также необходимо уделить внимание вопросам безопасности. Если ее нельзя соблюсти, то воду лучше включать родителям.
Подберите полотенце для ребенка и закрепите его на нужной высоте. Полотенце не должно быть слишком жестким, так как это может не понравиться ему и травмировать нежную кожу малыша.
Желательно закрепить дополнительное зеркало, в котором маленький член семьи сможет лицезреть себя во время мытья рук, корча сам себе рожицы. Это также пригодится для обучения ребенка процессу чистки зубов.
Следующий этап – завтрак, который также следует разнообразить.
Привлеките внимание вашего ребенка интересными историями о правильном питании (конечно, истории должны быть действительно увлекательными и ненадуманными – здесь вам всегда помогут сказки). Могут, конечно, возникнуть трудности с тем, что не все дети с удовольствием едят утром. Здесь также может помочь выдумка. Расскажите ребенку про приметы здорового и крепкого малыша – румяные щечки, блестящие глазки, звонкий голосок, сильные руки и т. д. Перейдите к продуктам, расскажите, что от яблок румянится личико, от молока белеют зубки и т. д. Не надо перекармливать ребенка утром, вызывая у него тем самым отвращение к еде.
Запомните, как ребенок привыкнет питаться с детства, так и сохранит эти привычки на всю жизнь!
Совсем маленьким детям
рассказывайте во время еды подходящие стихи о еде
Рецепт манной каши
Вскипятите молоко,
Соли, сахару добавьте,
Размешайте все легко,
Манкой медленно заправьте,
Интенсивно помешав,
Остудите, но не слишком,
И слюнявчик повязав,
Кашку можно дать детишкам.
(Игорь Коньков)
Пирожок
– Ты откуда, пирожок?
– Родом с поля я, дружок.
Я родился там зерном,
Был на мельнице потом.
Я в пекарне побывал,
А теперь на стол попал.
Если внутрь кладут творог,
Получается пирог.
Если ж поверху кладут,
То ватрушкою зовут.
Так и эдак хорошо!
Так и эдак вкусно!
(Т. Дмитриев, В. Берестов)
Маша и каша
Вот это – хорошая девочка.
Зовут ее Маша!
А это – ее тарелочка.
А в этой тарелочке…
Нет, не каша,
Нет, не каша,
И не угадали!
Села Маша,
Съела кашу –
Всю, сколько дали!
Кот не пьет на завтрак чай,
Просит: «Мяу, рыбки дай!».
Пес не пьет на завтрак чай,
Просит: «Гав, мне кости дай!»
Ну, а с мамой мы вдвоем
Чай на завтрак часто пьем.
К чаю – сушки, к чаю – плюшки,
К чаю – сладкие ватрушки!
Ну а кашу съем потом,
Вместе с псом или котом.
(Р. Федотова)
Я дружу немножко
Со столовой ложкой.
Только ротик открываю –
Ложка с кашкой заезжает!
(Э. Мошковская)
Кто у нас любимый самый?
– Ложку первую за маму,
А вторую за кого?
– Да за папу твоего,
За кого же третью ложку?
– За веселую матрешку,
Сьешь за бабу,
Съешь за деду,
За мальчишку – за соседа,
За подружек и друзей,
Съешь побольше, не жалей!
Съешь за праздник, шумный, яркий,
За гостей и за подарки,
За котенка, за Тимошку
Эту маленькую ложку,
И за рыжего кота,
Вот тарелка и пуста!
Ой, люли, люли, люли,
В море плыли корабли,
Насте кашку привезли.
Кашенька молочненька
Для любимой доченьки.
Настя, ротик открывай,
Кашку сладкую глотай.
А кто кашку кушает,
Маму с папой слушает
Вырастет сильным,
Здоровым и красивым!
Если ребенок не ходит в детский сад и остается дома, то вариаций дня может быть множество. Так или иначе, график дня ребенка делится на две части: «до обеда» и «после обеда». В дообеденное время ребенку полезно поиграть в активные развивающие игры. И обязательно погулять.
Прогулка
О прогулках стоит сказать отдельно! Это абсолютно необходимый пункт в дошкольном распорядке дня. И не имеет значения, какая погода стоит на дворе. Ну, кроме урагана и проливного дождя или свирепой метели. Прогулки показаны в любую погоду, боязнь родителей, что ребенок замерзнет необоснованы. На самом деле большинство прогулок с детьми, к примеру, в морозную погоду быстро заканчиваются потому, что замерзает…мама или, (реже) папа. Малыш на прогулке все время движется, играет, он вырабатывает много тепла при движении. Родители же как правило, либо стоят на месте, либо тоже двигаются, но гораздо меньше. Ребенку очень трудно замерзнуть на улице даже в самый лютый мороз, так что не надо бояться низких температур при планировании прогулок.
Важность для здоровья регулярных прогулок в том, что во время них происходит закаливание малыша и тренировка важнейших функций организма!
Прогулки в теплое время более продолжительны, ребенок очень много времени проводит на свежем воздухе с минимумом одежды. Это укрепляет и закаливает весь организм и кожу ребенка.
Итак, прогулка является средством укрепления здоровья и физического развития детей, а именно: способствует повышению выносливости организма, устойчивости к простудным заболеваниям, закаливает, закрепляет навыки жизнедеятельности в естественных условиях.
Час обеда подошел…
Ваш ребенок вымыл руки и сел за накрытый стол. Во время обеда обязательно накормите ребенка супом или борщом. Ведь первые блюда на основе овощных или мясных бульонов являются сильными стимуляторами работы рецепторов желудка. Это способствует повышению аппетита и улучшению процесса пищеварения. Вторые блюда дошкольнику уже не нужно готовить на пару и сильно измельчать. Можно готовить жареные блюда, хотя особенно увлекаться этим не следует, так как есть опасность возникновения при обжаривании продуктов окисления жиров, которые раздражают слизистые, вызывают изжогу и боль в животе. Поэтому лучше всего тушить и запекать блюда в духовом шкафу.
Для создания благоприятной обстановки за столом используйте те же приемы, что и за завтраком. И не забывайте про обучение ребенка правилам этикета за столом (рекомендации представлены Институтом Данон) :
Ребенок должен сидеть прямо, не опираясь во время еды локтями на стол, не расставляя их широко в стороны. Он должен уметь правильно пользоваться ложкой: держать ее тремя пальцами – большим, указательным и средним, зачерпывая еду так, чтобы она не проливалась, подносить ложку ко рту боковым краем, а не суженной частью.
Ребенок должен помнить, что если приходится накалывать вилкой кусочки еды, то ее необходимо держать зубцами вниз, а если есть пюре, густую кашу или вермишель – как лопаточку.
Пользуясь столовым ножом, ребенок должен держать его в правой руке, а вилку – в левой. Взрослые должны приучить его не нарезать всю порцию сразу, а отрезав кусочек, съесть его и лишь потом отрезать следующий. Такой порядок предотвращает быстрое охлаждение плотной пищи и позволяет сохранить привлекательный внешний вид блюда.
Необходимо, чтобы у малыша выработалась привычка жевать не спеша, с закрытым ртом. Если у него плохой аппетит, недопустимо развлекать его во время еды, разрешать смотреть телевизор или обещать вознаграждение за то, что он все съест. Подобные поощрения нарушают пищеварительный процесс, а аппетит не улучшают вовсе.
Мягко, но настойчиво взрослые должны донести до малыша мысль, что во время еды играть с посудой, размахивать руками, громко разговаривать, смеяться, отвлекаться, поднимать еду с пола или брать ее руками (кроме особо оговоренных этикетом случаев) – это некрасиво.
Ребенок должен принимать пищу в спокойном состоянии (это относится не только к шестилеткам). Надо избегать ссор и неприятных разговоров за столом – это тоже ухудшает процесс пищеварения и снижает аппетит. Не следует давать малышу еды больше, чем он сможет съесть. Лучше потом положить чуточку добавки.
Малыш должен знать, что из–за стола можно выйти, окончив трапезу, только с разрешения старшего (но, конечно, не с куском хлеба или другой пищей в руках). Он обязательно должен поблагодарить присутствующих, задвинуть стул, убрать за собой посуду, помыть руки (так же, как и перед едой) и сполоснуть рот.
Ребенок очень быстро усвоит все эти правила, если перед его глазами будет пример взрослых, и если прием пищи будет проходить за красиво накрытым столом, в спокойной обстановке.
Организация дневного сна
Обязателен и дневной сон, который начинается примерно в 12.30–13.00 и заканчивается не позднее 15.30. Более позднее пробуждение малыша приведет к неизбежному более позднему укладыванию спать вечером и, соответственно, более позднему подъему утром.
Сон – это очень важно. Он восстанавливает нормальную деятельность организма, функции нервных клеток коры больших полушарий головного мозга. Детский организм требует не только восстановления затраченной энергии, но и создания благоприятных условий для дальнейшего роста и развития.
Дневной сон – это своего рода передышка для детского организма. И в какой–то степени… для вас. Обычно многие дети засыпают днем спустя длительное время после укладывания. Вот почему так важно создавать благоприятную обстановку для сна. Если ребенок днем не спит, надо, прежде всего выяснить причину и постараться ее устранить. Чаще всего в этом виноваты сами взрослые, говоря: «Ну, просто полежи, отдохни». Это неверно. С такими детьми нужно вести кропотливую работу, ведь привычка спать днем формируется так же, как и другие навыки. Укладывая ребенка, не бойтесь подольше посидеть около его кроватки, если он чем–то возбужден, успокойте, помогите ему найти наиболее удобную позу. Если же малыш не засыпает, несмотря на все ваши усилия, то, вполне вероятно, что он просто заболел или плохо себя чувствует. В этом случае необходима помощь врача.
Создавая условия для хорошего сна ребенка, помните, что свежий прохладный воздух является лучшим «снотворным» и оздоровительным средством, он не только ускоряет наступление сна, но и поддерживает его глубину и длительность. К сожалению, в жизни этот фактор нередко недооценивается.
Поза, в которой спит ребенок, существенно влияет на качество сна. Засыпать он может лежа на правом боку или на спине, животе. Однако не заставляйте детей принимать в кроватях определенную позу, так как это сковывает его движения, затрудняет засыпание и снижает глубину сна.
После сна проведите с ребенком закаливающие мероприятия. И наградите малыша вкусным и легким полдником. Это может быть фрукт или печенье с соком. Через час будет ужин, а пока ребенку предоставляется возможность самостоятельной деятельности. В это время можно поиграть в настольные игры или посмотреть мультфильмы. А затем наступает время ужина.
Вечернее время лучше всего отвести для общения с родителями: в этом возрасте его потребность в общении с мамой и папой очень велика. Истории, не всегда правдивые, но поучительные, заинтересуют ребенка и, при помощи ярких образов, которые так впечатляют детей, отложатся на всю жизнь как правила и стереотипы поведения в тех или иных жизненных ситуациях.
Шестичасовое бодрствование во второй половине дня – это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.
Если ребенок с ранних лет привыкнет жить в режиме, способствующем его здоровью, то он с охотой будет выполнять его! Он и подумать не сможет, что можно не идти спать, если настало положенное для сна время! Кстати, передача «Спокойной ночи, малыши» заканчивается сейчас именно в 21.00 по московскому времени, а это идеальное время для того, чтобы начать укладывать малыша. Пока он почистит зубки, пока переоденется, пока полежит в постели перед сном и послушает мамину сказку на ночь (или папину) пройдет примерно 30 минут. То есть малыш спокойно заснет в период между 21.00 и 22.00 часами – это самое лучшее время для начала ночного сна в дошкольном возрасте!
Помните, что подвижные игры перед сном затрудняют засыпание. За 30– 40 минут до сна надо занять малыша спокойной деятельностью: рассматриванием или раскрашиванием картинок, рисованием.
Комнату перед сном обязательно проветрите. Заботясь о длительности и глубине сна, сохраняйте тишину в комнате ребенка: выключите яркий свет, радио, не включайте телевизор, громко не разговаривайте.
Вечернюю сказку начните рассказывать, когда малыш лег в постель. Если ее рассказать прежде, чем он лег, то она будет лишь одним из приятных вечерних развлечений. Когда ребенок привыкнет слушать ее в постели, он сам будет стремиться поскорее оказаться там.
Кроме того, пусть сама кровать будет по возможности более привлекательной и уютной. Вокруг кровати расположите его любимые игрушки – так появится «мини–дом», куда ребенку будет приятно возвращаться каждый вечер и просыпаться по утрам.
Регулярное повторение ритма дня, включающего сон, принятие пищи, прогулки в одно и то же время крайне благоприятно влияет на развитие и здоровье ребенка дошкольного возраста.
«Общеизвестные истины», – скажете вы.
Но, положа руку на сердце, скажите, многие ли из вас неукоснительно соблюдают такой распорядок для своих любимых чад? Как правило, в большинстве современных семей дети живут по распорядку, удобному для их родителей… Подумайте над этим, пожалуйста, ведь речь идет о формировании у вашего ребенка представлений о здоровом образе жизни, то есть о его будущем здоровье.