Консультация «Решение ситуации мальчик залез под парту»
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ педагогической ситуации
Вы организуете фронтальную работу с классом по новой теме. Класс активно отвечает на Ваши вопросы. Между тем Сережа под партой начинает разворачивать конфету, отвлекая внимание детей.
1. Анализ данных.
В педагогической ситуации дано участники - учитель начальных классов, ученик, мальчик младшего школьного возраста. Время протекания педагогической ситуации - урок. Место на уроке – фронтальная работа по новой теме. Учитель организовал фронтальную работу по новой теме, все ученики активно отвечают на вопросы, а мальчик отвлекся на разворачивание конфеты, отвлекая внимание детей.
Публикация «Консультация „Решение ситуации мальчик залез под парту“» размещена в разделах
Типы ситуаций - спонтанная, подготовленная учеником.
2. Тип педагогической ситуации.
Данная педагогическая ситуация для учителя возникла спонтанно. Можно сказать, что она не типичная для младшего школьного возраста. Формулировка проблемы и причин возникновения ситуации.
В основе данной ситуации лежит проблема – ученик не получит знания по новой теме, а так же, в связи с тем, что он своим действием отвлекает внимание всего класса, то и его одноклассники не получат знания в полной мере. Проблемная ситуация возникает на основе противоречий: между познавательной задачей, которую ставит учитель и потребностями, которые есть у ребенка.
Возможные причины:
- у младшего школьника не сформированы мотивы учения, ему не интересно занятие, возможно, к учителю и учебной деятельности не сформировано положительное отношение.
- слабая эмоционально – волевая сфера.
- возможно, у данного ученика возникло чувство голода.
- Возможно что, ребенок не ест сладости дома.
-Отсутствие интереса к участию в работе на уроке.
- Ученика угостили конфетой на перемене, и он хочет ее съесть сейчас.
- Ученик хочет, чтобы на него обратили внимание.
Цель: Формирование положительных мотивов к учебной деятельности.
Данная педагогическая ситуация превращается в педагогическую задачу с помощью цели:
- другие обучающиеся должны продолжить работу не отвлекаясь на посторонние факторы.
- возможно, он пропустил тему урока и не знает, как выполнять задание.
- возможно, задание для ученика кажется непосильным.
Данная задача является дидактической, так как возникла на уроке, воспитательной, так как касается эмоционально – волевой сферы ученика, мотивов учения. По времени она оперативная, так как учителю необходимо выяснить причины поведения ученика.
Данная задача тактическая, поскольку в дальнейшем предполагает проведение коллективных творческих дел, разъяснения нравственных понятий для обучающихся, проведение методического объединения.
Методы и формы решения педагогической ситуации :
К эффективным можно отнести:
Стратегические: формирование фундамента знаний, вовлечение ребенка в разнообразные виды совместной деятельности и формы воспитательной работы. Учет индивидуальных и психологических особенностей детей. Поскольку педагогическая ситуация произошла на уроке и связана с системой формирования ЗУНов, она является дидактической.
Оперативны:
- сохранить доброжелательный стиль общения с учеником;
- включить ребенка в учебный процесс, т. е. сделать так, чтобы в итоге он начал работать вместе с остальным классом;
- добавить больше творческих заданий при изучении новой темы (рисунок, кластер-схема);
- выяснить у мальчика индивидуально, почему он решил, что на уроке можно скушать конфету;
- провести консультативную беседу с учениками класса на тему: «Знание школьных правил», «Нормы поведения в обществе»
- поговорить с родителями мальчика о том, что на уроке он отвлекается, считает, что в том, что он скушает конфету, нет ничего плохого
-Не повышая голоса на ученика, попросить его убрать конфету в портфель
- Если не убирает конфету в портфель, то учитель может попробовать использовать конфету в качестве наглядного материала, например, если шёл урок математики, то учитель мог разобрать задачу, в которой детям нужно было бы сложить конфеты, или по теме «Доли» - представить, что получится, если конфету разделить пополам, скольким ученикам бы досталась часть конфеты
- На перемене узнать у мальчика в личной беседе, почему он решил открыть на уроке конфету – у него мог заболеть живот от голода, и он уже не мог терпеть до перемены или завтрака в столовой; ему стало скучно, и он вспомнил о вкусных конфетах; решил специально мешать классу работать, т. к. изучаемый предмет ему не нравится.
-На ближайшем классном часе напомнить детям правила поведения в обществе, в классе и школе с помощью проведения тренинговых упражнений, разбора жизненных ситуаций.
-На ближайшем родительском собрании оповестить родителей, что в классе некоторые дети хотят кушать раньше, чем наступает время завтрака, поэтому нужно продумать завтрак ребенка дома, чтобы дети не приходили в школу голодными.
Среди способов решения можно выделить неэффективные: повысить голос на ученика, авторитарно заставить – все отвечают на вопросы и ты должен отвечать, а то получишь двойку. Сообщить родителям при всем классе об отказе ребёнка выполнять задание.
Тактические следует провести классный час на тему: «Учится с увлечением», провести методическое объединение на тему: «Учебная мотивация младших школьников».
В рамках подготовки методического объединения – подготовка памяток, советов, упражнений.
КТД на тему: «Путешествие в мир знаний», «Наш веселый дружный класс»,
Провести консультацию для родителей «Тренируем волю и характер наших детей».