Галина Беликова
Консультация «Проблемные ситуации, их сущность»
▼ Скачать + Заказать документы
«Проблемные ситуации, их сущность».
Подготовила воспитатель 2 младшей группы: Беликова Г. Н.
Джон Дьюи считал, что: «Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов».
Буквально еще десятилетие назад основной задачей педагога дошкольного образовательного учреждения являлась непосредственная передача готовых знаний от педагога к воспитанникам. Современное общество ставит кардинально иную цель, которая отмечена в ФГОС ДОО, а именно, теперь важно не столько ознакомить малышей с конкретным объемом образовательной информации, сколько развивать умения детей самостоятельно «добывать», сортировать знания, учиться принимать решения, искать пути решения задач, проявлять инициативу, обобщать информацию, делать выводы. К тому же любознательность – естественная потребность дошкольников. Буквально с рождения малыш познает окружающий его мир зрительно-тактильным методом, исследуя доступные ему предметы. Взрослея, диапазон таких доступных предметов и форм их исследования становится шире. Но суть остается прежней – ребенок путем проб и ошибок приходит к выводу о том, какую форму, цвет, фактуру и т. д. имеет исследуемый им объект. Взрослым важно подкрепить природное желание малыша самостоятельно познавать мир, не пресекая попытки малыша, а педагогически обоснованно направляя деятельность дошкольника.
Публикация «Консультация „Проблемные ситуации, их сущность“» размещена в разделах
В нашей стране зарождение проблемного обучения началось лишь в 60-е годы ХХ века, что связано с социальными и историческими изменениями в
обществе. Педагоги-новаторы выдвинули идеи о ведущей роли воспитанника в процессе обучения, важности самостоятельной работы. Кардинально поменялась и роль воспитателя: от человека, который предоставляет готовые
знания к старшему советчику, который поможет, направит деятельность малышей.
Советские педагоги, основоположники проблемного обучения в нашей стране: Т. В. Кудрявцев, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, М. Н. Скаткин. Наш современник, Николай Евгеньевич Веракса - научный руководитель дошкольной образовательной программы «От рождения до школы», также является приверженцем, разработчиком технологий проблемного обучения для дошкольников.
В. Т Кудрявцев определяет проблемное обучение как тип развивающего обучения, содержание которого представлено системой проблемных задач различного уровня сложности. В процессе решения таких задач детьми в их совместной деятельности с воспитателем и под его общим руководством происходит овладение новыми знаниями и способами действия, а через это – развитие творческих способностей: продуктивного мышления, воображения, познавательной мотивации, интеллектуальных эмоций.
Как говорил Николай Евгеньевич: «Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную, самостоятельную деятельность детей по их разрешению».
Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.
Что такое «проблемное обучение»?
Проблемное обучение — это решение детьми познавательных задач, когда роль воспитателя – направить детей на поисковую самостоятельную деятельность.
Сущность проблемного обучения состоит в том, что педагог создает познавательную ситуацию или задачу и предоставляет воспитанникам возможность самостоятельно найти пути ее решения, применяя при этом имеющийся объем знаний и умений. Благодаря такой деятельности дети учатся активизировать свои знания, мыслить критично, самостоятельно организовывать процесс познания.
Таким образом, можно выделить основные цели проблемного обучения:
• осмысленное усвоение дошкольниками системы знаний и умений;
• развитие самостоятельной познавательной активности;
• формирование способности к самостоятельному исследованию.
Так что же такое «проблема»? (ответы педагогов)
Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности.
А как вы считаете, что такое «проблемная ситуация»?
Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает знаний, и он должен сам их искать. Основным звеном проблемной ситуации является противоречие. Педагогу важно не упустить момент, помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.
Характерные признаки проблемности на занятии:
• Возникает состояние интеллектуального затруднения;
• Возникает противоречивая ситуация;
• Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.
Существуют пять уровней проблемности в обучении:
1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение.
3. Воспитатель направляет ребенка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
4. Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
5. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения.
Как создать проблемную ситуацию?
Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств:
- подвести детей к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
- изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;
- побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;
- постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- постановка проблемных задач.
Для того чтобы проблемное обучение принесло образовательную и воспитательную пользу, рекомендуется придерживаться следующих правил создания проблемной ситуации:
1. «Правило золотой середины» касается уровня сложности поставленной задачи. Так, слишком простая и легко решаемая проблема не активизирует критическое мышление, познавательную и исследовательскую активность дошкольников. В то же время непосильное задание снизит интерес детей к поиску его решения и мотивацию к самостоятельной деятельности, а иногда может привести и к личностно-психологическим проблемам у воспитанников: неуверенности в собственных силах, замкнутости, неумении отстоять собственную точку зрения и т. д.
2. Решение проблемной ситуации должно сопровождаться конкретным наглядным результатом, а именно, дети должны освоить какой-либо программный материал.
3. Активизация эмоциональной сферы дошкольника. Интерес, удивление, волнение, радость успеха значительно повышают педагогический эффект «проблемного обучения».
Таким образом, проблемное обучение является актуальной областью педагогических дискуссий и открытий. На сегодняшний день такая форма работы еще недостаточно научно сформулирована. Важно помнить, что познавательная активность и любознательность малышей заложена природой и задача воспитателя развивать эти прирожденные способности детей, активизировать задатки, творческий потенциал воспитанников, поощрять самостоятельность и инициативность, что требует от нас ФГОС ДОО.
[/i]