Лариса Щанникова
Решение проблем сна в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Решение проблем сна в дошкольном возрасте.
Решусь затронуть детские проблемы, связанные со сном, а конкретнее с засыпанием. Мало, кто вырастает, не сталкиваясь с ними. Некоторым детям трудно успокоиться перед сном. Другие засыпают быстро, но ночью то и дело пробуждаются.
Беспокойный сон бывает у ребят, испытывающих стресс. При стрессе засыпание превращается в каждодневную муку. Ребёнок начинает меньше спать и со временем испытывает хроническую усталость. Я заметила в своей старшей группе несколько детей испытывают проблемы со сном. И так как эти проблемы не решались, у них сформировалось отрицательное отношение ко сну в целом «Я не люблю спать», «Я никогда не сплю», «Я не смогу заснуть», и т. пр.
Публикация «Решение проблем сна в дошкольном возрасте» размещена в разделах
В детском саду и дома важно наладить процесс засыпания. Это снизит детскую тревожность, агрессивность, эмоциональную подвижность. Приведу примеры позитивного завершения дня в семье, дома по Готтлиб Сюзан Е. :
• «Послушаем кассету» - перед сном включайте ребёнку аудиозапись любимой книги, выбранной им самостоятельно, по мере прослушивания дети могут следить за печатным текстом.
• «Всё про Еву». Детям нравится быть главными героями сказок. А для традиционной сказки перед сном в качестве сюжета можно использовать события, произошедшие с ними накануне. Начать можно: «Жила-была однажды …», а продолжить: «…замечательная девочка по имени Ева» (Сюда следует подставить имя ребёнка). Во время такой игры дети сами рассказывают то, что бывает невозможно добиться прямыми расспросами. Сочинение сказок таким образом даёт родителям неоценимую возможность понять, о чем думает и что чувствует их ребенок.
• «Мы по-прежнему любим тебя». Рассматривать совместно с ребёнком семейный альбом, его фотографии, как он рос, праздники, события, …. Подчёркивая в беседе целостность семьи.
• Представь себе…». Некоторым детям после насыщенного событиями дня трудно утихомириться. Предложите ему представить полёт на облаке, солнечный пляж, плавание в лодке или поглаживание пушистого сонного зверька. Другой метод – успокоение различных частей тела, начиная с пальцев ног и заканчивая головой.
• «А теперь – все вместе…». Еще одна причина, по которой дети не желают ложиться спать, - опасение пропустить что-нибудь интересное. Поэтому дома все подыгрывают малышу; переодеваются в пижамы, выключают телевизор, все как бы идут спать.
Такие упражнения больше подойдут для засыпания в домашних условиях. Но их можно адаптировать и для детского сада.
• Послушайте стихотворение. Воспитатель читает одно и то же стихотворение в тихий час. Ю. Мориц «Заходите в гости» - «Чисто в домике у белки …». Попевки «Котя, котенька коток, котя серенький лобок, приди котя ночевать нашу Злату (Леру, Вику, Дашу, Егора, Дениса,) – перечислить имена детей- покачать».
• «Всё про нашу группу». Рассказывать историю, героями которой являются дети старшей группы (события последних дней). История короткая, спокойная, просто перечисляем последние события, подчёркиваем ценность нашего коллектива.
• Успокоение различных частей тела: расслабились пальчики ног, пальчики рук, спина, шея, щёки, зубки, нос, глазки, реснички склеились, глазки спят, и т. пр… .
• «А теперь – все вместе …» в детском саду работает лучше, чем дома, все ребята ложатся одновременно. В спальне «живёт тишина».
Я заметила, что эти не хитрые упражнения успокаивают даже самых беспокойных детей, потребность в отдыхе берёт своё и спать стали все, даже самые активные «неспящие», сон приобрёл положительную эмоциональную окраску «Мне понравилось спать». И ещё я стараюсь замотивировать таким образом: «Нам обязательно всем нужно поспать, набраться сил, потому, что после полдника у нас будет новое очень интересное дело (не говорю какое – это сюрприз, которое потребует много сил.» или «Что слаще всего на свете?» (сон)
Литература:
1. Готтлиб Сюзан Е. Проблемы детского сна - М. ; РОСМЭН, 1998
2. Мудрость народная. Младенчество. Детство. – М. ; «Художественная литература», сост. В. П. Аникина, 1991