Наталья Сергеевна Тищенко
Рекомендация для воспитателей. Принципы профессионального общения педагога с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендация для воспитателей.
«Принципы профессионального общения педагога с детьми».
В организации оптимального педагогического общения помогут принципы и правила личностно-ориентированной педагогики :
1. Уважение личности ребенка, его мнения.
Предполагает отношение к ребенку не как к пассивному объекту воздействия педагога, а как к активной, творчески развивающейся личности. Проявляется в конкретных действиях, обращениях и поступках педагога.
Публикация «Рекомендация для воспитателей, Принципы профессионального общения педагога с детьми» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
• Взрослый признаёт за ребенком право на собственные желания, предпочтения, предоставляя право выбора игр, игрушек, видов деятельности, партнеров по игре и общению.
• В повседневном общении педагог обращается к каждому ребёнку по имени, вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и просьбы детей, проявляют внимание к их настроению, успехам, неудачам.
• Оценивает действия и поступки воспитанника, но не личность.
2. Принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности.
Безусловное принятие другого человека подразумевает положительное отношение к ребенку без каких-либо условий, например, «я люблю тебя только тогда, когда ты хорошо себя ведешь». Однако безусловное принятие ребенка относится к восприятию его личности в целом, но не исключает и порицания неправильного поведения. Другими словами, взрослый может выражать ему не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его.
3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка: его характера, привычек, предпочтений, темпа восприятия и деятельности.
• Следует помнить, требования, предъявляемые одному ребенку, могут оказаться непосильными для другого.
• Организуя педагогическое общение, педагог стремится точно и адекватно ориентировать речь на конкретного ребенка или группу детей: выбирать скорость речи, последовательность идей, их сочетание и логику, интонирование речи.
4. Установление доверительных отношений, эмоциональная поддержка.
Важнейшей потребностью человека является потребность во внимании и доброжелательности. Она возникает одной из первых и составляет основу человеческих взаимоотношений.
• Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно ВЫСЛУШАТЬ, соблюдая определё нные правила: 1) повернитесь к ребёнку лицом, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Ваше положение и поза по отношению к ребёнку – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать; 2) возвращайте ему в беседе то, что он вам поведал, обозначив при этом его чувство; 3) умейте «держать паузу». Пауза помогает ребёнку разобраться в своём переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом.
• Если ребёнок находится в состоянии эмоционального аффекта, сильного эмоционального возбуждения, важно просто дать ему понять, что он не один, что вы его слушаете, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют реплики: «да-да», «угу-угу». Не следует загонять чувства ребенка внутрь. Они должны быть отредактированы.
• Ни одно чувство ребёнка не должно быть отвергнуто и обесценено. Пренебрежение к его переживанию может обидеть, зародить в нем сомнение, что его любят и хотят помочь. Это относится как к отрицательным, так и к положительным переживаниям. Поддержка нужна и тогда, когда он радуется или удивляется чему-либо.
5. Сотрудничество, совместная деятельность с детьми.
• Воспитатель не навязывает им тот или иной вид деятельности, а старается заинтересовать ею каждого. Предлагая образцы действий, он не требует от детей точного их воспроизведения, а поощряет и поддерживает стремление им следовать, не ограничивая при этом собственную инициативу, изобретательность и фантазию ребенка.
• Принимая участие в совместной деятельности с детьми, взрослый выступает как доброжелательный ценитель успехов и достижений детей. Он хвалит их, когда это уместно, за старание и настойчивость, за конкретные действия и поступки.
• Замечания взрослого должны быть деликатными, относиться к действиям, а не к личности ребенка, включать позитивное содержание. Например, «Я вижу, ты стараешься, но твоя башня все время падает. Попробуй поставить самый большой кубик вниз». По ходу исправления действия можно сказать: «вот как хорошо выходит».
• педагогу необходимо взять за правило: говоря о ребенке, начинать с его положительных качеств. Если они вам неизвестны, это не значит, что их нет.
6. Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций.
• Предупреждению возникновения конфликтных ситуаций будет способствовать введение чётких правил и ограничений. Это делает жизнь детей понятной и предсказуемой, создаёт чувство безопасности.
• Конструктивный метод решения конфликтов предполагает несколько шагов: 1) прояснение конфликтной ситуации; 2) сбор предложений с обеих сторон; 3) оценка предложений и выбор наиболее приемлемого; 4) детализация решения.
• Если конфликт слишком затянулся, начинается драка, ее следует прекратить. Можно протянуть между ними руку и сказать: «Я не позволю вам драться, а вы лучше поговорите о том, что происходит». Обучение детей решать конфликты через обсуждение помогает им ладить друг с другом.
Соблюдение педагогом указанных принципов способствует тому, что ребёнок учится уважать себя и других, чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок, брать на себя ответственность за свои решения и поступки, адекватно выражать свои чувства.
Подготовила воспитатель Тищенко Наталья Сергеевна МБДОУ д/с «Колокольчик» сл. Б. Мартыновка