Исламова Марина
Опыт работы по теме «Пальчиковые игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендация для родителей
Введение
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…». В. А. Сухомлинский
Нарушение речевого и двигательного развития наиболее распространённые отклонения в формировании у ребёнка высшей психологической деятельности.
Публикация «Опыт работы по теме „Пальчиковые игры“» размещена в разделах
Учёными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с состоянием речи и мышлением ребёнка. Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие не только речевой, но и всей высшей нервной деятельности ребёнка. Сотрудники института по физиологии детей подростков установили, что существует прямая взаимосвязь развития речи с уровнем развития общей мелкой моторики, чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. В то же время чтение стихов, потешек, пословиц с их чётким ритмом помогают улучшить у детей координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребёнок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи. Пальчиковые и жестовые игры в этом процессе неоценимы. Простые и увлекательные они, в игровой форме способствуют развитию мелкой моторики, стимулируют зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь, обогащают словарный запас.
Актуальность данного методического пособия определяется необходимостью оказания своевременной помощи детям дошкольного возраста в развитии правильной связной речи и формировании мелкой моторики пальцев рук. Представленные в методическом пособии материалы помогут педагогу сформировать у детей двигательные навыки пальцев рук и развитие правильной грамотной речи.
Цель: хочу поделится своим опытом работы, развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Задачи:
1. Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических игр и игрушек.
3. Создать условия для накопления ребёнком практического двигательного опыта, развития навыка ручной умелости.
4. Способствовать развитию творческих способностей «Нетрадиционной техники изобразительной деятельности.»
5. Развивать память, мыслительную деятельность, связную речь.
6. Обогащать словарный запас.
Формы работы : совместная деятельность с детьми; индивидуальная работа с детьми, мастер-класс.
Методы и приё мы:
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют развитию мелкой моторики у детей.
1. Пальчиковые игры – развитие речи, творческой деятельности, концентрация внимания, развитие памяти, эмоциональности.
2. Дидактические игры : пазлы, бусы, мозайка, шнуровка.
3. Самомассаж: шишки, массажные щетки, каштаны, грецкие орехи, массажные мячи.
4. Мастер- классы и занятия с детьми с использованием крупы, пуговиц, чая, ракушек, спичечной коробки, сушеных листьев, шишек, ушных палочек и т. д.
"Пальчиковые игры"
Детям очень нравятся пальчиковые игры. Пальчиковая игра - это культурное наследие. Очень часто в них используют русские народные потешки, загадки, скороговорки, стишки, которые легко переложить на пальцы. Пальчиковые игры очень увлекательны, они способствуют развитию речи, умению управлять своими движениями, развивают воображение, активизируют моторику рук.
Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками.
Рекомендации к проведению пальчиковых игр.
1. Перед началом упражнений дети должны разогреть ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла.
2. Перед игрой необходимо с детьми обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создает необходимый эмоциональный настрой.
3. Обязательна демонстрация упражнения педагогом.
4. Необходимо следить за правильной постановкой кисти руки, детей, точным переключение с одного движения на другое.
5. Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц, чтобы приносили детям радость.
6. Все упражнения выполняются в медленном темпе, от 3 до 5 раз с начало одной рукой потом другой, а после двумя руками вместе.
7. Указания даются спокойным, доброжелательным тоном, чётко, без лишних слов, при необходимости отдельным детям оказывается помощь.
8. Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяют их новыми.
Внимание!
Никогда не принуждайте детей! Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидируйте их или поменяйте задания.
Хотелось бы отметить, что бесценным материалом для развития внимания, мышления ребенка, а также движений пальцев его рук являются игры с мозаикой, разрезными картинками, конструктором.
Мозайка.
Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста. Главное - обратить внимание на размер фишек. Для детей младшего школьного возраста я выбираю мозаику с крупными фишками, для детей постарше можно использовать мелкие фишки.
Перечисленные комплексы я использую в ежедневной работе с детьми, так, как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Использую игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах:
1. Утренняя гимнастика.
2. Самостоятельная деятельность
3. Организованная образовательная деятельность
4. Непосредственная образовательная деятельность
5. Прогулка
6. Самообслуживание
7. Работа с родителями
8. Индивидуальная работа
9. Продуктивная деятельность
В группе, по возможности, созданы условия по развитию мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободны выбирать игры, пособия для этого вида деятельности.
В игровой зоне детям доступны игры-шнуровки, мозаика, пирамидки, каштаны.
На стене развешаны шнурки, из которых можно плести косички и закрепить их бантиками. В доступности находятся молнии.
В зоне изодеятельности: трафареты, бумага, карандаши, раскраски.
В учебной зоне: счётные палочки, тетради с карандашами.
В театральной зоне: пальчиковый театр.
Педагогу необходимо знать
Перед тем как дети начнут работать с мелкими деталями обязательно проводится беседа по правилам безопасности работы с мелкими предметами. Педагог должен обязательно контролировать, чтобы дети не брали мелкие детали в рот.