Алие Бетулаева
Рекомендации родителям дошкольника с алалией, посещающего ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
АЛАЛИЯ. Как быть? Алалия - полное или частичное отсутcтвие речи у детей (до 3-5 лет) при хорошем физическом слухе, обусловленное недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.
Моторная алалия - ребенок понимает обращенную к нему речь, но не умеет ее воспроизводить. (Про таких детей родители говорят «Он все понимает, а сказать не может»).
Публикация «Рекомендации родителям дошкольника с алалией, посещающего ДОУ» размещена в разделах
Сенсорная алалия - Ребенок не понимает обращенную к нему речь (нарушение восприятия и понимания чужой речи). У таких детей наблюдаются эхолалии - автоматическое повторение чужих слов. Вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.
Рекомендации родителям при подозрении на моторную алалию у ребенка
Ребенок не стремится общаться с детьми и взрослыми, его речь значительно отличается от нормы, иногда ее просто невозможно понять. Хотя ребенок понимает все, что ему говорят, сам он разговаривает на одном ему понятном языке, нервничает, когда его просят сказать или повторить за взрослыми что-нибудь, молчит, или уходит.
Что предпринять родителям при подозрении на речевую патологию у их ребенка
Признаки, по которым можно предположить, что у ребенка моторная алалия:
• Он не может повторить за взрослым движения губами или языком, потому что не понимает, как это можно сделать.
• Ребенок не может самостоятельно переключиться из одного положения артикуляционной гимнастики к другому, например, улыбнуться, а потом показать язычок, ему приходится помогать себе руками. Эти дети неуклюжи и неловки, их пальцы с большим трудом выполняют точные движения (выкладывание фигур из мозаики, нанизывание предметов на шнурок, застегивание и расстегивание пуговок и т. д.).
• У детей с моторной алалией страдает внимание, они часто отвлекаются, не могут до конца дослушать инструкцию.
Главные помощники мам и пап детей, которым при логопедическом обследовании поставили это диагноз: детский невропатолог, логопед и психолог-дефектолог.
Работа логопеда с ребенком-алаликом проходит поэтапно. Не нужно бояться логопедической диагностики, с ее помощью специалист внимательно исследует все речевые проявления ребенка, наметит путь эффективной коррекции.
Медикаментозная терапия, прописанная невропатологом, поможет стимулировать процессы восстановления речевых зон мозга. В сопровождении такой терапии эффективность занятий с логопедом и психологом значительно возрастает, поэтому было бы неразумно отказываться от предложенного врачом лечения.
Самая безответственная тактика – ожидание того, что ситуация разрешится сама собой, и ребенок вдруг заговорит. Каждый месяц промедления без коррекции в раннем дошкольном возрасте может стоить 1-2 лет в период школьного обучения. Между тем, если сочетать лекарственную терапию с коррекционной работой специалистов и перестроить общение родителей с ребенком в соответствии с их рекомендациями, во многих случаях можно добиться значительного прогресса и практически полностью исправить ситуацию.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Свою речь надо строить из коротких и простых предложений, состоящих из 2-4 слов;
2. Словосочетания нужно повторять несколько раз;
3. К ребенку нужно обращаться как можно чаще, задавать ему вопросы. Здесь применяется тактика: взрослый спросил, и сам ответил после небольшой паузы.
4. Между фразами надо делать недлинные, но четко обозначенные паузы;
5. Недопустимо требовать от ребенка назвать и сказать то, что в данный момент выходит за границы его возможностей. Требования родителей к речи детей должны соответствовать данному этапу их речевого развития Нельзя давать слишком много речевого материала.
6. Не говорите при ребенке о его отставании. Не раздражайтесь, не стесняйтесь того, что ваш ребенок не говорит.
7. Все режимные моменты (купание, кормление, умывание, наблюдение на прогулке за окружающим миром, одевание и раздевание) надо сопровождать своеобразными комментариями. Вот пример такого проговаривания при умывании: «Мы с тобой идем мыть руки и лицо. Открывай кран. Молодец! Возьми мыло из мыльницы. Намыливай руки. Клади мыло обратно. Осторожно не урони, оно теперь скользкое. Помой ручки хорошо, они испачкались. Смывай мыло, пока руки не будут чистые. Теперь давай вымоем лицо. Водичка, водичка, умой мое личико. … Сложи ладошки ковшиком и набери воду. Три личико ладошками. Я помогу тебе закрыть кран. Стряхивай водичку и бери полотенце. Наше полотенце красное, а папино – синее. Вытирай ручки и лицо. Молодец, чисто умылся!»
8. Надо развивать мелкую моторику рук, используя работу: с массажными мячиками, колечками; с мелкими предметами; тренажёры-игрушки со шнуровками, пуговицами, молниями, дисками телефонов, замочками и ключиками к ним; аппликацию; лепку; конструктор; «Мозаику»; «Пазлы»; «Lego» и т. п.
9. Стимулируйте речевое развитие, путем тренировки движений пальцев рук: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, разминание и поглаживание; активные упражнения пальцев рук.
10. Не стоит перекладывать на логопеда и детский сад весь груз ответственности за развитие речи ребенка с моторной алалией.
11. Родителям необходимо создать насыщенную речевую среду для своего ребенка, изменить систему семейного воспитания в пользу речевого развития.
12. Речевой фон, звучащий около малыша, должен быть ясным, чистым и понятным ребенку. Постоянно работающий телевизор, музыка, заглушающая речь взрослых – все это создает шумовые помехи, мешающие детям с моторной алалией воспринимать слова и фразы взрослых, слышать себя.
13. Необходимо выполнять задания логопеда каждый день, это очень трудно, но только это может принести результаты.
14. Нельзя предъявлять к ребенку непосильные требования, перегружать его занятиями.
15. Хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение
Уважаемые родители! Итак, главная роль в помощи детям с моторной алалией принадлежит родителям. Родители, имеющие ребенка с моторной алалией, должны знать, что судьба их ребенка в их руках. Если ребенок будет в благоприятных условиях, то он может стать здоровым человеком и займет достойное место в жизни. Помощь детям с моторной алалией оказывают: логопеды, дефектологи и неврапотологи.