Валентина Горбан
Рекомендации учителя — логопеда для воспитателей подготовительной к школе группе «Овощ, фрукты»
Тема «Овощи и фрукты. Различение и сходство овощей и фруктов»
Лексический материал:
Существительные: огурец, помидор (томат, картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, удобрение, вредители, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив;
Публикация «Рекомендации учителя — логопеда для воспитателей подготовительной к школе группе „Овощ, фрукты“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Работа логопеда. Логопедия
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Фрукты. Конспекты логопедических занятий
- Темочки
Глаголы: : сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, сушить.
Прилагательные: красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, кон-сервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной;
Стихотворение
В огороде
Вот вам морковка,
Красная головка,
Хвостик зеленый,
Вот вам и репка,
И огурчик крепкий,
Солнцем позлащённый.
На рядах капусты
Кочны жмутся густо
В листьях лохматых.
Вот горошек сладкий:
Зёрнышки в порядке
Спят в стручках усатых.
Что за вкусный народец
Населил наш огородец.
(М. Пожарова)
Загадки
Как на нашей грядке
Выросли загадки —
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (Помидоры.)
Сидит дед
В шубу одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук.)
Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а. (лук).
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке желтый и соленый. (Огурец.)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я. (свекла).
Красная девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь.)
Уродилась я на славу,
Голова бела, кудрява.
Кто любит щи —
Меня в них ищи. (Капуста.)
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она, —
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка.)
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Репка.)
Семьдесят одежек,
А все без застежек. (Капуста.)
Подскажи словечко «Доскажи словечко».
Цель: Активизация словаря по теме. Развитие слухового внимания.
Сильно плачут все вокруг,
Если мама чистит ЛУК.
Ох, в земле засела крепко
Наша сказочная РЕПКА.
Все друзья зовут Антошку
Им помочь копать КАРТОШКУ.
Юбки свои накрахмалив до хруста,
Гордо расселась на грядке КАПУСТА.
Проговаривание чистоговорок
«САД. ФРУКТЫ. ЯГОДЫ»
ДУ – ДУ – ДУ - мы работаем в саду
ДЫ – ДЫ – ДЫ – фруктовые сады
УКТЫ – УКТЫ – УКТЫ - поспевают фрукты
АЙ – АЙ – АЙ – яблок вкусных урожай
АД – АД – АД - вот фруктовый сад
ОВНИК – ОВНИК – ОВНИК – там работает садовник
ЕМ – ЕМ – ЕМ - деревце польем
ТИ – ТИ – ТИ - будет яблонька расти
УШИ – УШИ – УШИ - поспевают груши
УШ – УШ – УШ – мы собрали много груш
ИШНЯ – ИШНЯ – ИШНЯ – поспевает вишня
УСТ – УСТ – УСТ - облепихи куст
ТЫ – ТЫ – ТЫ – со смородиной кусты
АДУ – АДУ – АДУ мы рады винограду
АДА – АДА – АДА – гроздья винограда
ИВУ – ИВУ – ИВУ - собираем сливу
ОСЫ – ОСЫ – ОСЫ – поспели абрикосы
ОК – ОК – ОК – из фруктов выжмут сок
РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – РЕНЬЕ – фруктовое варенье
ИНЫ – ИНЫ – ИНЫ – во фруктах витамины
ОВЬЯ – ОВЬЯ – ОВЬЯ - фрукты для здоровья
«ОГОРОД. ОВОЩИ»
ОЙ – ОЙ – ОЙ - огород у нас большой
АЙ – АЙ – АЙ - собираем урожай
РОД – РОД – РОД - мы вскопаем огород
АДКИ – АДКИ – АДКИ - поливаем грядки
УК – УК – УК - собираем лук
ЦЫ – ЦЫ – ЦЫ - созревают огурцы
ОРЫ – ОРЫ – ОРЫ - большие помидоры
ЧОК – ЧОК – ЧОК – полосатый кабачок
ОВКА – ОВКА – ОВКА - сочная морковка
ЧОК – ЧОК – ЧОК - горький чесночок
РЕЦ – РЕЦ – РЕЦ - зеленый огурец
АН – АН – АН - спелый баклажан
СОН – СОН – СОН – вкусный патиссон
АМ – АМ – АМ - свеклу варят нам
ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – ЛЕЗНЫ – овощи полезны
АТ – АТ – АТ - из овощей салат
ОШКИ – ОШКИ – ОШКИ – клубеньки картошки
ОШКА – ОШКА – ОШКА – растет в земле картошка
ОШКУ - ОШКУ – ОШКУ – накопаем мы картошку
ЩЕЙ – ЩЕЙ – ЩЕЙ – я нарежу овощей
ПОСЛОВИЦЫ
• Цветы для радости, сады для сладости.
• Красна весна цветами, а осень плодами.
• Каков уход, таков и плод.
• Кто не ленится, тот садом гордится.
• Была бы водица, а фрукт народится.
• Сей лук от семи недуг.
Скороговорки:
Повтори-ка, кто быстрей: репка, редька, лук-порей.
Накроши в окрошку картошки и горошку.
С хрустом, с хрустом едим капусту.
Ты нас мама не ищи – щиплем щавель мы на щи.
Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
Развитие мелкой моторики:
Пальчиковая игра:
“У ЛАРИСКИ - ДВЕ РЕДИСКИ “
У Лариски - Две редиски.
У Алешки - Две картошки.
У Сережки - сорванца -
Два зеленых огурца.
А у Вовки - Две морковки.
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки.
(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная
с большого, на одной или обеих руках.)
Пальчиковая гимнастика:
(Поочерёдно загибать палец, о котором рассказывается, а затем его разогнуть.)
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик – самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик – господинчик
В землю косточки сажает.
Физкультминутка “Урожай”.
В огород пойдем, урожай соберем. (маршируют)
Мы морковки натаскаем (“Таскают”)
И картошки накопаем. (“Копают”)
Срежем мы кочан капусты, (“Срезают”)
Круглый, сочный, очень вкусный, (Показывают круг руками-
3раза.)
Щавеля нарвем немножко (“Рвут”)
И вернёмся по дорожке. (маршируют)
Координация речи с движением :
Координация речи с движением, подвижная игра «В саду»
По тропинке в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем.
Урожай там соберем, соберем, соберем.
Дети водят хоровод.
С ветки яблоки сорвем
Тянутся вверх на носочках.
И в корзинку отнесем.
По тропинке в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем.
Урожай там соберем, соберем, соберем.
С ветки груши мы сорвем
Тянутся вверх на носочках.
И в корзинку отнесем.
По тропинке в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем.
Урожай там соберем, соберем, соберем.
С ветки сливы мы сорвем,
Тянутся вверх на носочках.
И в корзинку отнесем.
По тропинке в сад пойдем, в сад пойдем,
Урожай там соберем, соберем, соберем.
Урожай там соберем, соберем, соберем
И домой все отнесем, отнесем, отнесем.
ПОНЕДЕЛЬНИК
Задание логопеда Оценка воспитателя
индивидуально Задание 1. Игра “Назови сок, салат”.
Сок из моркови- морковный
Сок из капусты- капустный
Сок из свёклы- свёкольный
Салат из огурцов- огуречный
Салат из картофеля- картофельный
Суп из гороха- гороховый
Икра из кабачков- кабачковая
Задание 2 Игра Образование относительных прилагательных «Назови, какой, какая?»
Сок из помидоров — томатный,.
огурцов — огуречный,.
моркови — морковный,.
капусты — капустный,.
свеклы — свекольный;
грядка с огурцами — огуречная,.
морковью — морковная,.
картофелем — картофельная,.
кабачками — кабачковая,.
тыквой — тыквенная.
Задание 3. Классификация понятий «Какие слова обозначают овощи?»
Лук, репа, подорожник, крапива (лук, река); чеснок, редис, роза, смородина (чеснок, редис); кабачки, огурцы, клубника, картофель (кабачки, огурцы, картофель);
ромашка, перец, патиссон, малина (перец, патиссон).
1.
2.
3.
ВТОРНИК
Задание логопеда Оценка воспитателя
индивидуально Задание 1 Игра Поиск антонима «Скажи наоборот»
Кабачок большой, а огурец — маленький,
картофель крупный, а редис —. (мелкий,
перец внутри пустой, а морковь. (полная,
помидор мягкий, а огурец —. (твердый).
Задание 2. Игра «4 лишний»
- яблоко, груша, ваза, лимон (ваза) ;
- лимон, персик, помидор, абрикос (помидор) ;
- лук, репа, крапива, чеснок (крапива).
Задание 3 Игра “Подбери признак”
Морковь (свёкла, репа, капуста) - (какая) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….
1.
2.
3.
СРЕДА
Задание логопеда Оценка воспитателя
индивидуально Задание 1. Игра «Незнайка на кухне».
Ход: решил Незнайка приготовить ужин.
- Помещение для хранения овощей? (овощехранилище)
- Приспособление для выжимания сока? (соковыжималка)
- Приспособление для резки овощей? (овощерезка)
- Приспособление для терки овощей? (овощетёрка) и т. д.
логопед просит детей образовать новое слово:
- Если у апельсина толстая кожа? (толстокожий)
- А у яблока гладкая кожица? (гладкокожий)
Задание 2 Игра «Скажи наоборот» :
картофель крупный, а редис — мелкий,
перец внутри пустой, а морковь — полная,
помидор мягкий, а огурец — твёрдый,
персик большой, а абрикос — маленький,
апельсин круглый, а банан — длинный,
лимон кислый, а персик — сладкий.
Задание 3. Игра «Жадина»
Представьте, что это ваши овощи. Ответьте на вопросы:
Чей это огурец? (Мой огурец.)
Чья капуста? (Моя капуста.)
Чьи это яблоки? (Мои яблоки.)
и т. д. Затем поменяйтесь с детьми ролями.
1.
2.
3.
ЧЕТВЕРГ
Задание логопеда Оценка воспитателя
индивидуально Задание 1. Игра «4 лишний»
Морковь, капуста, опенок, чеснок.
Огурец, груша, кабачок, тыква.
Апельсин, мандарин, огурец, слива;
Груша, картошка, яблоко, персик;
Мандарин, апельсин, хурма, лимон.
Задание 2 Игра «Назови какой, какая, какое?»
сок из яблока — яблочный;
варенье из яблок — яблочное;
сок из груши —. ;
варенье из груши —. ;
сок из апельсина —. ,
варенье из апельсина —.
Задание 3. Загадки-описания о фруктах.
—Желтый, овальный, кислый. Что это? (Лимон)
—Синяя, овальная, мягкая, сладкая. Что это (Слива)
—Круглый, оранжевый, душистый, кисло-сладкий. Что это? (Апельсин)
6. Загадайте детям и объясните загадки:
В шкурке золотистой, сладкий и душистый. (Апельсин)
Круглое, румяное, с дерева упало, детям в рот попало. (Яблоко)
Произнесите загадки вместе с детьми, а потом предложите им сделать это самостоятельно.
1.
2.
3.
ПЯТНИЦА
Задание логопеда Оценка воспитателя
индивидуально Задание1. Игра «Составь сочетание»
Цель: учить образовывать имена прилагательные от существительных.
Ход: предложить ребёнку составить сочетание из двух предложенных слов.
Сад и яблоко – яблоневый сад.
Груша и варенье – грушевое варенье.
Гранат и сок – гранатовый сок.
Яблоко и пюре – яблочное пюре.
Задание2. Игра «Слова наоборот»
Оборудование: мяч.
Ход: Мы сейчас откроем рот,
Чтоб сказать наоборот
Длинный огурец – короткий огурчик,
Толстый кабачок – тонкий кабачок.
Грязная морковь – чистая морковь.
Большой помидор – маленький помидорчик.
Свекла сладкая, а перец горький.
Помидор сладкий, а лук горький
Задание 3. Игра «Кто больше расскажет о профессии»
Ход (значение слов «профессия», «действие» на примере знакомых профессии, например, воспитателя.)
А как называют человека, который пашет землю? (землепашец)
А как называют человека, который выращивает лес? (лесник)
А как называют человека, который ухаживает за полем? (полевод)
А как называют человека, который выращивает деревья, ухаживает за садом? (садовод)
Землю копает (землекоп).
Овощи выращивает (овощевод). Ухаживает за садом (садовод).
1.
2.