Наталья Прудниченкова
Сотрудничество ДОО с родителями при подготовке детей к обучению в школе. Часть III
▼ Скачать + Заказать документы
На заключительном этапе создали альбом с детьми «Загадки из портфеля», провели презентацию рисунков детей на тему «Что тебе понравилось в школе», провели КВН «Волшебная страна» с детьми нашей группы (и их родителями) и детьми первого класса.
Большое значение в подготовке детей к школе играет внедрение совместной проектной деятельности в нашей группе.
Публикация «Сотрудничество ДОО с родителями при подготовке детей к обучению в школе, Часть III» размещена в разделах
Так большой успех имел краткосрочный познавательно-творческий проект «Скоро в школу», участниками которого были воспитатели, дети подготовительной группы, родители, учителя и ученики начальных классов.
Цель проекта: формировать представления о школе и положительное отношение к школьной жизни у старших дошкольников.
Задачи: формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения; способствовать развитию взаимопонимания, дружелюбия; снятие чувства тревоги и сомнения у дошкольников перед встречей со школой; повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки. Был определен план реализации проекта.
На подготовительном этапе собрали в группе необходимый материал для познавательной и продуктивной деятельности (разработка конспектов образовательной деятельности, бесед и т. д.); подготовили домашнее задание для родителей, собрали необходимую информацию и оформили её. Обратились за помощью со стороны родителей в подборе литературы и настольно - печатных игр на школьную тематику; прибегали к сотрудничеству со школьной библиотекой и учителями начальных классов.
В результате проекта у детей появилась мотивационная готовность к школе, повышение родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки; благоприятное течение адаптационного школьного периода.
Еще об одной традиции нашей группы хотелось бы поделиться. Эта традиция объединяет детей подготовительной группы, их родителей, воспитателей, первоклашек и учителей первых классов. Каждый год родительский комитет группы организует вместе с остальными родителями, воспитателями и учителями экскурсию на торжественную линейку, посвященную Дню знаний. Музыкальный руководитель детского сада, учитель первого класса готовят совместное праздничное выступление для дошколят. Родители тоже участвуют в организации экскурсии (помогают воспитателю объяснять правила поведения, готовят с детьми памятные сувениры для первоклассников, цветы, сопровождают экскурсию вместе с воспитателями, являются активными зрителями).На торжественной линейке дети нашей группы видят бывших дошколят, которые стали учениками первого класса. Это вызывает и гордость за друзей, и желание тоже пойти учиться, притом только на «пять». Очень трогательно воспринимаются поздравления наших воспитанников и вручение памятных поделок.
Результатами работы с родителями по данной теме является то, что у 98% детей подготовительной группы уровень развития познавательных процессов средний, выше среднего или высокий, у них достаточно развит кругозор, речь содержательна, грамматически правильна. Все выпускники умеют общаться, адекватно вести себя, проявляют любознательность, положительно относятся к учебной деятельности, к школе. У 96% детей поведение организованное. Они имеют хорошо развитую руку, хорошее умение владеть карандашом, ножницами.
Большинство детей имеют сформированные интеллектуальные умения. Практически все дети удерживают цель деятельности, намечают ее план, выбирают адекватные средства, проверяют результат, преодолевают трудности в работе, доводят дело до конца.
Анализ успеваемости в начальной школе выпускников нашего детского сада показал, что в 95% дети учатся на «4» и «5», чувствуют в школе уверенно, имеют высокую работоспособность, к школе относятся положительно.
Данная форма работы с родителями, может применяться в любом дошкольном образовательном учреждении. Опыт работы дал положительные результаты – родители наших дошкольников приобрели необходимые навыки эмоционально-положительного общения и отношения к ребёнку, такие как преодоление собственного авторитаризма, отношение к своему ребёнку как к равному себе.
Литература:
1. Андриеш В. А. ,Бубнова С. Ю. ,Зайцева И. А., Аспекты взаимодействия ДОУ и семьи. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2010 г., с. 112
2. Арнаутова Е. П., Зубова Г. Г., Ермакова Л. А., Кулакова Е. А., Преемственные связи ДОУ, школы и родителей будущих первоклассников; Под ред. Е. П. Арнаутовой. – М. : ТЦ «Сфера», 2006. – 128 с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
3. Безруких М. М. Ступеньки к школе : Для педагогов и родителей. М. : Дрофа, 2001.
4. Будницкая И. "Ребёнок идет в школу/Библиотека для родителей”
5. Запорожец И. Ю. Психолого-педагогические гостиные в детском саду. М. : Издательство «Скрипторий 2003». 2010.
6. Луньков А. И. "Как помочь ребёнку в учёбе в школе и дома”. М, 1995.
7. "Мир детства. Дошкольник". М. 1987.
8. Рогалева Н. А. Психологический клуб для родителей в детском саду. - М. : Издательство «Скрипторий 2003». 2010
9. «Родитель - ребенок - педагог» : модели развития взаимоотношений/авт. - сост. В. Е. Лампман, И. А. Желтикова. Волгоград: Учитель. 2011.
10. Свиридов Б. Г. Ваш ребенок готовится к школе. Ростов н/ Д: Феникс, 2000.
11. Широкова И. Б. Ваша любимая «проблема». Как помочь себе и ребенку. СПб. : Речь, 2006.
Приложение №1
Занятие с родителями и детьми «В школу вместе»
Цель: способствовать развитию готовности родителей к обучению детей в школе, формированию у ребенка желания идти в школу, т. е. мотивации к обучению; создать теплую комфортную обстановку во время нетрадиционного занятия.
Оборудование: геометрические фигуры, листы картона, листы в клетку (по числу участников, фломастеры, ватман, детские журналы для вырезания картинок, диск с мультфильмом «Козленок, который умел считать до десяти», проектор, экран.
Ход занятия.
Добрый день! Сегодня у нас занятие необычное. Вы, родители, будете заниматься вместе со своими детками. И мы будем с вами сегодня тренироваться, готовиться к школе, размышлять. И начнем мы с такого упражнения:
2. Игра «Догадайся, что здесь лишнее или кто?».
Баня – мыльница – шампунь – тетрадь.
Нина – Петя – Сидоров – Коля.
Пылесос – учебник – телевизор – компьютер.
Рябина – береза – сосна – ландыш.
Пиджак – панама – рубашка – юбка.
Василек – гвоздика – ель – нарцисс.
Ерш – краб – карась – сом.
Йогурт – сметана – творог – колбаса.
Кресло – кровать – альбом – парта.
Снегирь – ворона – воробей – курица.
Лиса – заяц – корова – волк.
Сковорода – тарелка – шоколад – кастрюля.
Варежки – босоножки – валенки – ботинки.
2. Игра «Кто самый догадливый?» (дети против взрослых). Дети загадывают слова для родителей, а родители пытаются по определению отгадать, что это за слова. (Первое слово – портфель, второе – школа, третье – перемена, четвертое – уроки, пятое – библиотека).
3. Логическая игра «Пропавшие фигуры». Подумайте, какие фигуры исчезли в каждом ряду. Заполните пропущенные ячейки так, чтобы сохранилась логическая цепочка.
4. Игра «Семейный коврик»».
Сначала давайте проверим, как вы знаете правую и левую руку, что слева и что справа. Положите левую руку на правое плечо, а теперь правую руку поставьте на пояс. Назовите предметы слева от вас, назовите предметы справа от вас. Потренировались, молодцы. Сейчас вместе с родителями будете делать коврик с геометрическим орнаментом. Для коврика на столах лежат геометрические фигуры и картонный лист. Но коврик получится только у самых внимательных и старательных. Я буду говорить о том, какую фигуру и куда нужно разместить. В середине круг, в верхнем правом углу квадрат, в левом нижнем углу треугольник, над кругом овал, в верхнем левом углу ромб, в правом нижнем углу прямоугольник, под кругом трапеция.
6. Упражнение на внимательность и ориентировку в пространстве.
В школе, начиная с первого класса, уже проводятся небольшие диктанты, как математические, так и по письму. Что такое диктант? – это умение писать под диктовку, слышать, успевать за всеми и если даже сбился – отреагировать спокойно, не кричать и не мешать остальным. Сейчас мы с вами попробуем это сделать. От точки, нанесенной у вас на листе бумаги, начинайте «шагать» фломастером: «шагаем» на 6 клеток вправо, на 4 клетки вниз, на 2 клетки влево, на 2 клетки вниз, на 4 клетки вправо, на 9 клеток вниз, на 2 клетки влево, на 6 клеток вверх, на 1 клетку влево, на 10 клеток вниз, на 3 клетки вправо, на 2 клетки вниз, на 10 клеток влево, на 2 клетки вверх, на 3 клетки вправо, на 10 клеток вверх, на 1 клетку влево, на 6 клеток вниз, на 2 клетки влево, на 9 клеток вверх, на 4 клетки вправо, на две клетки вверх, на 2 клетки влево, на 4 клетки вверх. Что получилось? (Робот). Добавьте свои элементы. Вот какой веселый робот!
Что-то вы засиделись. Давайте покажем нашим родителям, как мы умеем делать веселую зарядку под музыку. Физкультурная пауза «Зверобика» под музыкальное сопровождение музыкального руководителя.
Вспомните, а какие животные живут у нас в лесу? Сейчас мы создадим коллективное творческое панно «Животные нашего леса».
7. Продуктивная деятельность «Животные нашего леса».
Одни семьи будут создавать лесной фон (ищут картинки с изображением леса, наклеивают на ватман, называют растения леса. Другие семьи находят картинки с изображением животных и «заселяют» их в лес, кратко описывая животных. Члены третьей семьи составляют предложения по каждому животному. А другие думают, какую короткую сказку можно сочинить, имея полученный материал. Так получаются картина-панно и сочинение-миниатюра.
8. Семейные мультики. А сейчас мы посмотрим сказку про козленка, который научился считать до десяти, и как ему это пригодилось в жизни. Дети, а ваши родители вспомнят свое детство, ведь они были когда-то тоже маленькими и любили смотреть мультфильмы.
9. Рефлексия. Давайте по кругу выскажем свое мнение о нашей встрече и нужны ли такие встречи для вас?