Забродина Кристина
Рекомендации родителям по обучению и воспитанию детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Понятие «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, который с возрастом преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются адекватные условия обучения и развития детей данной категории.
Можно дать обобщенную характеристику задержки психического развития :
Публикация «Рекомендации родителям по обучению и воспитанию детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Поведение этих детей соответствует более младшему возрасту (менее активны, безынициативны, у них слабо выражены познавательные интересы, проявляющиеся в бесконечных вопросах нормально развивающихся дошкольников);
Значительно отстают они и по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в результате чего не могут хотя бы относительно долго сосредоточиться на каком-либо одном занятии;
Ведущая деятельность (игровая) у них тоже еще недостаточно сформирована; отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот;
Отставание детей в речевом развитии проявляется в ограниченности словаря, недостаточной сформированности грамматического строя, наличии у многих из них недостатков произношения и звукоразличения, а также в низкой речевой активности.
Основные принципы работы родителей.
• Соблюдение режима дня, а также включение оздоровительных мероприятий: закаливание, движение, прогулки, спокойное общение, правильное питание, и др.
• Формирование навыков самообслуживания, приобщение к выполнению домашних обязанностях, помощи взрослым.
• Создание предпосылок для полноценного физического развития ребёнка. Посещение секций ориентированных на оздоровление дошкольников.
• Обращать внимание на интеллектуальное развитие ребёнка.
• Направлять внимание на развитие у детей способность видеть, осознавать и избегать опасности.
• Развивать у ребёнка потребность к познанию, общению со сверстниками и взрослыми.
• Совместные прогулки, экскурсии, посещение выставок для получения
положительных эмоций и ощущений.
• Участие в играх-викторинах, конкурсах, эстафетах с семьёй.
• Демонстрировать уместность и ценность делового, эмоционального общения, показывать значение тёплого, доброго общения с ребёнком, не допускающего грубости.
• Обращать внимание на ценность совместного домашнего чтения, способствующего развитию активного и пассивного словаря, словесного творчества
• Подходить тщательно к выбору мультипликационных и художественных фильмов для развития художественного вкуса у ребёнка.
• Побуждать и поддерживать детское сочинительство.
• Поддерживать стремление развивать художественную деятельность.
• Привлекать детей к совместной музыкально-художественной деятельности способствующей возникновению ярких эмоций, развитию общения (концерты, музыкально-литературные гостиные, праздники).
Микроклимат в семье, заинтересованность родителей в развитии своего ребенка, играют ведущую роль в преодолении задержки психического развития, а также успешной подготовке детей к школе и адаптации их в новой социальной среде.
Рекомендации родителям для развития высших психических функций ребенка с ЗПР.
1. Развитие мелкой моторики (графические упражнения, лепка, рисование, пальчиковая гимнастика и т. д.)
2. Развитие внимания (выкладывание узора из мозаики, выкладывание фигуры из палочек по образцу, исключение лишнего. нахождение различий в двух похожих картинках, нахождение двух одинаковых предметов среди множества, нанизывание бусинок по образцу, срисовывание по клеточкам).
3. Развитие восприятия (различать цвета и их оттенки, различать форму предметов и геометрические фигуры, сравнивать предметы по величине, умение считать и ориентироваться во временных рамках-дни недели, времена года).
4. Развитие памяти (заучивать небольшое стихотворение, пересказ прочитанного рассказа, обсуждение содержания просмотренного мультфильма, обсуждение после прогулки, что произошло необычного)
5. Развитие мышления (сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия, описывать различные свойства окружающих предметов, узнавать предметы по заданным признакам, разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков, находить противоположные по значению понятия).
6. Развитие речи (выполняйте артикуляционную гимнастику, выполняйте упражнения: «Один-много», «Назови ласково»,«Какой?Какая?Какие?», «Посчитаем предметы», составляйте рассказы по картинкам, пересказывайте сказки, мультфильмы)