Ирина Геннадьевна Бобарыкина
Рекомендации родителям, имеющим детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Семьи, воспитывающие детей с ОВЗ сталкивающиеся с трудными жизненными ситуациями, справляются со стрессом по-разному: либо преодолевают кризис за счет использования семейных ресурсов, либо происходит нарастание нарушений в жизнедеятельности семьи, что отражается на благополучии семейной жизни.
Трудная жизненная ситуация предъявляет к членам семьи новые требования, а изменения, вызываемые стрессором, могут нести угрозу семейным взаимоотношениям, границам и ценностям.
Публикация «Рекомендации родителям, имеющим детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Повышенный уровень родительской невротизации указывает на нарушение процесса адаптации к изменениям в укладе жизни с «особым» ребенком.
Субъективное представление членов семьи о тяжести стрессора зависит от восприятия семьей значительности негативного события и наличия семейного опыта преодоления кризисных ситуаций.
По литературным данным, а также в ходе наблюдения становиться ясно, что семейные ресурсы, если они имеются в достаточном количестве, способствуют преодолению кризиса, вызванного стрессором.
Как показал анализ литературы, воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в изначально негармоничной семье может усугубить уже имеющиеся семейные дисфункции и привести семью к кризису.
В ходе изучения социально-психологических проблем в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ и индивидуально-личностных характеристик родителей были сделаны следующие выводы:
1. Личностный кризис родителя затрагивает всю семейную систему, поскольку влияет на отношения между супругами, родителя с ребенком и близкими родственниками.
2. Последствия кризиса отражаются на формировании типа привязанности родителя к ребенку с ограниченными возможностями здоровья и взаимодействии между ними.
3. Длительное стрессовое воздействие может привести как к деформации родителя на личностном уровне (повышение тревоги, потеря контроля над собой, появление апатии, утомляемости, так и способствовать появлению дисфункций на уровне семейной системы.
В результате проделанной работы были разработаны следующие рекомендации родителям, имеющим детей с ОВЗ :
-Принять ситуацию как данность, не думать о том, как и почему это случилось, а учиться дальше с этим жить.
-Постараться обеспечить себе уровень необходимой моральной поддержки со стороны друзей, неравнодушных родственников и добрых знакомых, а также применять различные приемы самоподдержки.
-Для преодоления тревожности и невротизации посетить грамотного психолога или психотерапевта, компетентного в данных вопросах (выбрать специалиста) и следовать его рекомендациям.
-Обязательно встречаться и общаться с друзьями, выделить свободное от ребенка время для восстановления собственных душевных сил, прогулок, чтения, посещения кино, театра, других мест отдыха, организовать себе время для своих любимых занятий.
-Проделать необходимую работу по снижению тревожности у ребенка, формированию и развитию у него чувства самодостаточности.
- Посещать вместе с ребенком специализированные реабилитационные учреждения, где специалисты – психологи, дефектологи, логопеды, и др. будут оказывать профессиональную помощь в реабилитации ребенку, а у родителя появиться возможность для общения с семьями, где есть дети-инвалиды, передавать свой опыт и перенимать чужой.
- Не препятствовать тому, чтобы у всех членов семьи, включая себя, была возможность саморазвития и полноценной жизни.
- Не ограждать ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумать ему простенькие домашние обязанности, постараться научить ребенка заботиться о других, оказывать другим посильную помощь