Марина Т
Рекомендации: «Развитие познавательного интереса дошкольников через использование ИКТ»
▼ Скачать
Рекомендации: «Развитие познавательного интереса дошкольников через использование ИКТ»
Если сегодня будем учить так,
как учили вчера, мы украдём у наших детей завтра.
Джон Дьюи
Познавательный интерес связан с деятельностью памяти. Ребенок быстрее, легче запоминает и воспроизводит интересный материал. Условием возникновения познавательного интереса является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретаемыми знаниями. Информационно-коммуникативные технологии дают нам новые возможности. Наших воспитанников ждёт интересное будущее. А для того, чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.
Публикация «Рекомендации: „Развитие познавательного интереса дошкольников через использование ИКТ“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Советуем для обогащения ребенка яркими впечатлениями об окружающей жизни проводить с детьми наряду с чтением произведений, различными играми, осуществлять совместные просмотры детских познавательных программ, мультфильмов, играть в познавательные компьютерные игры.
[b]Отдельно хотелось бы рассказать о компьютерных обучающих играх, которые выполнены в виде перезентаций в программе Microsoft PowerPoint:[/b]
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
- игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.
Специалисты выделяют ряд требований, которым должны удовлетворять развивающие компьютерные программы для детей:
- исследовательский характер,
- легкость для самостоятельных занятий ребенка,
- развитие широкого спектра навыков и представлений,
- высокий технический уровень,
- возрастное соответствие,
- занимательность.
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.
Для расширения знаний у дошкольников отлично зарекомендовали себя электронные энциклопедии, кроссворды, видео – и аудио записи, мультимедийные экскурсии, которые позволяют привлечь и сконцентрировать внимание детей, поскольку в процесс восприятия материала включается ассоциативное мышление, что позволяет повысить познавательный интерес и более реалистичное представление воспитанников об объекте.
Несмотря на широкий спектр достоинств, применения информационно-коммуникационных технологий, следует понимать, что компьютер не может заменить эмоционального человеческого общения в полной мере, его функционал ограничен всего лишь дополняющей функцией. Использование ИКТ детьми в образовательном процессе подразумевает контроль, объяснения со стороны взрослого, принципов и задач его использования - важно в полной мере определить границы допустимого применения информационных технологий. Следует помнить, что для развития ребенка важно не только количество знаний, но и способ их усвоения. Включая телевизор или компьютер, читая или рассказывая ребенку, не стремитесь к тому, чтобы он запомнил содержание. Побуждайте ребенка к самостоятельным рассуждениям, спрашивайте его, понравилось ли ему просмотренное, прочитанное или рассказанное, что он считает в нем главным и т. д.
Кроме того, применение возможностей средств ИКТ должно исходить из принципов безопасности и сохранения физического и эмоционального здоровья ребенка. Остаётся актуальным вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени (15 минут не ежедневно, а лишь три раза в неделю, через день, но непроизвольное внимание у детей очень мало (10-15 минут, поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Нормально развивающийся ребенок двигается 70-80% времени бодрствования. Предупредить переутомление можно, если ограничить длительность работы ребенка за компьютером, проводить гимнастику для глаз, правильно обустроить рабочее место. Непродолжительная гимнастика — около одной минуты, проста и доступна каждому. Например, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы — двигаться должны только глаза!
Применение информационно - коммуникационных технологий позволяет разнообразить образовательную деятельность, повысить интерес ребенка к материалу, помочь ему фокусировать внимание, стимулировать интерес к познавательной деятельности. Но компьютерные технологии должны органично встраиваться в нашу жизнь, не заменяя непосредственного межличностного общения с детьми и познания мира через непосредственный контакт с окружающим, а лишь помогая решать поставленные образовательные задачи.
Методическое обеспечение:
1. Данилина В. В., Янкина Н. Н. Использование информационно-коммуникативных технологий в познавательном развитии детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2016. - №12.6. - С. 31-34. - URL https://moluch.ru/archive/116/31986/ (дата обращения: 13.04.2019);
2. Программа Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014;