Виктория Ладутько
Рекомендации по развитию понятийного интуитивного мышления (для родителей и воспиталей)
▼ Скачать + Заказать документы
1. «Верю-не верю». Ведущий передаёт игроку какую-то информацию, которую необходимо опровергнуть или подтвердить. Например: «Все шарики красные», «зимой всегда идёт снег», «все птицы улетают на юг», «некоторые карандаши сломаны», «летом мы надеваем рукавицы», «чай всегда горячий», «блины нужно есть с вареньем». Лучше подобрать такие фразы, на которые нельзя дать однозначные ответы. Факты должны быть понятны ребёнку. Каждый свой ответ ребёнку необходимо обосновывать.
Публикация «Рекомендации по развитию понятийного интуитивного мышления (для родителей и воспиталей)» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
2. «Назови одним словом». Игры подобного рода развивают способность к классифицированию, обобщению, расширяют кругозор и пополняют словарный запас. Задание: ребёнку нужно назвать одним словом группу предметов. Примеры: Анна, Мария, Светлана – имена, шкаф, кровать, диван – мебель и др.
3. «Ассоциации (связи)». В этом упражнении ребенок должен назвать все знакомые ему слова, связанные с приведенными понятиями. (Родителям, по возможности, нужно постараться посетить все названные места вместе с детьми. Это упражнение - своеобразная программа действий.) Дом, детский сад, школа, улица, магазин, аптека, больница, библиотека, бассейн, рынок, киоск, завод, фабрика, ферма, столовая, кафе, парикмахерская, баня, ателье, химчистка, прачечная, мельница, пекарня, почтамт, телеграф, полиция, пожарная охрана, банк, стадион, вокзал, аэропорт, типография, церковь, кинотеатр, театр, музей, выставка, галерея, филармония, цирка, зоопарк, мастерская, гостиница, гараж, элеватор, огород, сад, лес, поле, луг, сквер, парк, техникум, институт, море, река, озеро, пруд, болото.
4. "Исследователь". Это одна из самых простых игр на сравнение. Вы с ребенком - "исследователи". Выберите какой-нибудь предмет и начните его изучение. Каждый должен по очереди выделять в нем какое-нибудь свойство, признак, особенность в сравнении с другими предметами. Для образца можно использовать следующую схему обследования предмета: 1. Назовите предмет. 2. Охарактеризуйте его признаки: форму, размер, вес, цвет, какой он на ощупь, какой он на вкус, запах, из чего он сделан, отличается "от"(каких-нибудь других предметов) 3. Для чего нам нужен этот предмет? 4. Что случится, если уронить его на пол с высоты 1 метр? Бросить его в огонь? Бросить его в воду? Ударить по нему молотком? Оставить на улице без присмотра? Облить водой? Поставить в темное место? Оставить греться на солнышке? 5. Добавляйте другие вопросы по своему усмотрению.
5. «Сравнения». Эта игра направлена на развитие умения выделять в сравниваемых объектах признаки сходства и различия.
I. Найдите сходство 1. На что по цвету похожи: огурец, морковь, снег, слива, одуванчик? 2. Что по форме похоже: на круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник? 3. На что по величине похожи : карандаш, книга, заяц, корова, муха? 4. На что по материалу похожи: тетрадь, ложка, стол, цветочный горшок, платье?
II. Найдите отличия (необходимо указать как можно больше признаков или свойств отличия). 1. Чем отличаются морковь и огурец? 2. Чем отличаются пчела и слон? 3. Чем отличаются книга и тетрадь? 4. Чем отличаются вода и молоко? 5. Чем отличается старый человек от молодого?
III. Ответьте на вопросы. 1. На кого больше похожа утка: на гуся или на поросенка? Почему? 2. На кого больше похожа килька: на щуку или на воробья? Почему? 3. На кого больше похожа кошка: на собаку или на утку? Почему? 4. На что больше похожа тетрадь: на книгу или на пенал? Почему? 5. На что больше похожа ручка: на карандаш или на ранец? Почему?
IV. Найдите общее (необходимо указать как можно больше признаков или свойств сходства). 1. Яблоко и груша. 2. Ворона и воробей. 3. Диван и кресло. 4. Кефир и творог. 5. Куртка и пальто. 6. Береза и клен. 7. Ромашка и колокольчик. 8. Девочка и мальчик. 9. Гармонь и баян. 10. Стрекоза и бабочка.
6. «Четвёртый лишний». Даны четыре слова. Три из них чем-то похожи, у них есть что-то общее, их можно назвать одним словом, а четвертое - от них отличается оно лишнее. Угадайте какое слово лишнее? Почему?
7. Проводить с ним анализ всего, что возможно.
Задавать вопросы и вместе рассуждать о том, из чего что-то состоит, для чего нужна каждая часть целого предмета или процесса, или системы.
8. Рассуждать и объяснять, что необходимо для того, чтобы это событие, явление, вещь, процесс произошли/существовали.
Как развивать понятийное мышление с помощью работы с текстом
Это может быть параграф из учебника или художественная книга.
1. Давать ребенку абзац и предлагать 2–3 заглавия.
Спрашивать его, какое лучше подойдёт.
2. Давать ребёнку небольшой кусочек текста,законченный по смыслу и просить, чтобы он своими словами, одним предложением сказал, о чем текст.
3. Полезно отвечать на вопросы по тексту, параграфу. Если читаем текст, к которому дальше идут вопросы, то ВНАЧАЛЕ нужно разобрать вопросы, а потом читать. Чтобы читая текст впервые, ребенок мог уже думать над логикой событий. Вопросы к тексту должны быть, разумеется, по сути текста.
4. Давать ребё нку читать текст по абзацам: прочитал абзац — своими словами одним предложением скажи, про что там было. А потом — развёртывать назад : из этого предложения в пересказ абзаца.
5. Давать задание пересказывать абзацы вразнобой. Например, было 7 абзацев.
Ребёнок записал суть каждого абзаца (получается, составил план текста, и нужно спросить его: "А что было в 7-ом абзаце? А во 2-м?" и т. д.
Такой подход не только прокачивает мышление, но и помогает хорошо присвоить учебный материал, запомнить и понять его.
Развитие внимания
Детям из средних групп уже можно предлагать задания:
1. Выложить узор, правильно составить предметы, найти недостающий.
3. Игры с природными материалами, различные развивающие задания с иллюстрациями, мозаикой. 4. Составление целых рассказов по картинкам или предложенным предметам и др.