Леонид Гусев
Рекомендации по работе с детьми поколения Z
▼ Скачать + Заказать документы
В 1991 году Уильям Штраусс (англ. William Strauss) и Нил Хоув (англ. Neil Howe) на основе долгосрочных исследований в экономике, политике, социологии, психологии, проведённых в США, Южной Корее, Гонконге, Сингапуре, Тайване, Японии, ЮАР, Европе и Латинской Америке, опубликовали ставшую классической работу «Поколения. История Американского будущего. 1584–2069», в которой они определяют поколение как совокупность всех людей, рождённых в промежуток времени (примерно 20 лет, или проживших в один исторический период как минимум одну фазу жизни: детство, молодость, средний возраст или старость, и соответствует трё м критериям:
Публикация «Рекомендации по работе с детьми поколения Z» размещена в разделах
– в конкретных жизненных фазах представители одного поколения разделяют одну историческую эпоху, сталкиваются с одинаковыми ключевыми историческими событиями и социальными веяниями;
– они разделяют определённые общие убеждения и модели поведения;
– зная об опыте и особенностях, которые они разделяют со своими ровесниками, представители одного поколения разделяют и чувство принадлежности к этому поколению.
К российской действительности предложенную модель адаптировали социологи Ю. А. Левада, В. В. Гаврилюк, Н. А. Трикоз, психолингвист Е. Шамис и психолог А. Антипов. Они выделили ключевые для российских граждан мировые и локальные события, повлиявшие на формирование поколений – события, происходящие в России на различных этапах её исторического развития в XX–XXI вв., в том числе:
- события, изменившие государственное устройство (Российская империя – постимпериалистические государства РСФС, Украина, Белоруссия – СССР – Российская Федерация) и способ производства (капиталистический – социалистический – постсоциалистический);
- внутренняя и внешняя политика правительств, определявшие фоновые условия жизни поколений (русско-японская война – революция 1905 года – становление капитализма в России – столыпинские реформы – первая мировая война – Октябрьская революция – гражданская война – НЭП – индустриализация и коллективизация – сталинские репрессии – вторая мировая война – восстановление разрушенного войной хозяйства – оттепель – космическая эра – застой – перестройка – распад СССР – становление Российской Федерации как суверенного государства).
Несколько иную интерпретацию поколений в современной России предлагает доктор психологических наук В. И. Пищик. Авторская идея исследовательской группы под руководством М. Р. Мирошкиной заключалась в том, что в российском контексте наиболее сильным фактором, характеризующим поколение, является не система разделяемых ценностей и взглядов, а именно переживаемые исторические события.
Исходя из этого группа предложила свою классификацию поколений в России.
Принимая, что каждое из этих поколений несёт в образовательные отношения ценности, традиции, опыт и практики, приобретённые в детстве, присвоенные и укреплённые в прожитой социальной, частной и профессиональной жизни, группа рассматривает характеристики каждого из этих поколений сквозь призму образования.
Проанализировав современные источники, можно выделить ряд особенностей поколения Z.
Глобальный мир – их мир. Его границы определяются только амбициями и возможностями родителей. Жизнерадостны, смелы, независимы, умеют следить за собой. Главное для них – оставаться в любых обстоятельствах самими собой.
Воспринимают наличие высшего образования как требование времени, инвестицию в будущее, как формальное требование для достижения определённого статуса, что поддерживается предложением образовательных программ и услуг разного качества и уровня. Безусловно, эти обстоятельства приводят к девальвации ценности высшего образования. Ситуация требует корректировки. Однако требования к уровню (но не качеству) образования не снижает. Ориентируются в деле образования не столько на государство, сколько на самих себя, не отказываясь при этом от предлагаемых государством ресурсов.
Процесс качественного получения знаний, умений и навыков у них уступает его результату – сдаче экзаменов и получению диплома, а профессия сама по себе не вызывает интереса и рассматривается ими как ресурс для достижения успеха в будущем, как инструмент, позволяющий занять «высокодоходную экономическую нишу».
На фоне повышенной возбудимости, впечатлительности, неусидчивости, суетливости и гиперактивности быстро обучаются и также быстро обрабатывают информацию, мгновенно могут переключаться с одного вида деятельности на другой, а также действовать в условиях многозадачности.
Владение информацией и возможность её поиска способствует формированию у них уверенности в себе, в своих силах, формирует точку зрения.
Отличаются клиповостью мышления, т. е. способностью воспринимать мир через короткие яркие образы и послания, например, через ленту теленовостей, небольших статей или коротких видеоклипов. Адаптированы к необходимости очень быстро оценивать и фильтровать огромные объёмы информации. Восприятие и мышление «цифровых детей» не стало положительным или отрицательным, оно изменилось и приобрело новый формат, удовлетворяющий запросы информационной эры человечества.
Отношения с родителями носят партнёрский характер, общение дружественное, отсутствует авторитарное догматическое давление со стороны старших. Гиперопека родителей X оказывает влияние на формирование потребительского отношения к обществу и окружению, эгоцентризм и инфантилизм у детей поколения Z.
Стремятся всё меньше общаться друг с другом, но при этом общаются всё больше – меньше в социальной реальности, больше – в реальности виртуальной. Погружены в виртуальное общение, носящее фрагментарный характер и игнорирующее любую духовную связь между людьми, социальные сети, растущее в профиците электронных устройств, испытывает недостаток живого общения, межличностной непосредственной коммуникации.
Живут сегодняшним днём, желают получать удовольствие и выполнять работу, которая приносит удовольствие, радость и хороший доход, но не занимает много времени.
Не ориентированы на долгосрочную профессиональную карьеру, 8-часовой рабочий день и желание быть трудоголиком.
Живут в бесконечном и быстро меняющемся потоке информации, в окружении социальных сетей и рекламы, которые призывают и культивируют жизнь по принципу «здесь и сейчас». Поэтому думают о ближайшем будущем, живут одним днём и не задумываются о дальних перспективах.
Ответственность для них приобретает краткосрочный, инструментальный характер, предпочитают избегать ответственности или минимизировать её долю как по степени, так и по времени.
Проявляют повышенную склонность к неоправданному риску и недооценке возможностей негативных последствий на фоне перспектив обретения сиюминутных преимуществ – удовольствия, выгоды, высокой оценки со стороны окружающих. Этим обусловлена их любовь к экстремальным развлечениям, опасным формам времяпрепровождения.
Рекомендации по работе с детьми поколения Z.
1. Учащийся в центре внимания.
Современные учебные программы должны уделять внимание личным качествам учеников и их реализации, предусматривать возможность обучающегося эффективно действовать в них.
2. Применимость знаний.
Когда говорится о «полезности» знаний, под «полезностью» понимается отнюдь не то, насколько легко будет учащемуся сдавать выпускной или квалификационный экзамен. Такие результаты обучения всё ещё признаются обучающимися «важными» – но не являются определяющими, и, тем более, мотивирующими.
Цель учеников нового поколения – получить информацию, практическая польза владения которой будет очевидна. Мотивация обучающихся сейчас напрямую зависит от того, насколько хорошо они понимают, как и где смогут применить полученные знания.
3. Время – главная ценность.
Время – большая ценность для сегодняшних учеников, возможность тратить его эффективно часто становится для них главным аргументом. Они ищут идеальное соотношение между затраченным временем, объёмом полученной информации и «пользой», которую они смогут из этой информации извлечь. Если затраты времени слишком велики, они или вовсе откажутся от изучения материала курса, или будут искать информацию где-то ещё.
Времени всегда недостаточно, поэтому использовать время следует эффективно. Представители Поколения Z не способны удерживать внимание на чём-то одном больше 15-20 минут – оно ослабевает.
4. Структурирование учебного процесса.
Поколение Z растёт в весьма «упорядоченном» мире, и требует такого же порядка и логичности от учёбы. Его представители хотят точно знать, что, и в какие сроки от них требуется – причём эта информация должна быть весьма подробной. Чётко следует оговаривать сроки заданий и санкции за их несоблюдение. Установить строгий, но справедливый контроль действием.
Основной отличительной особенностью нового поколения является клиповое мышление. Клиповость – это способность краткого и красочного восприятия окружающего мира посредством короткого, яркого посыла, воплощённого в форме видеоклипа, теленовостей или в другом аналогичном виде». Необходимо найти пути и возможности грамотного применения клипового мышления в образовательном процессе – вычленять краткую информацию, картинку обрывка мира, на котором выстраивать фундаментальные знания.
Для Поколения Z очень важно подведение итогов каждого этапа обучения – и почти немедленная постановка задач на следующий этап. Следует говорить коротко. В головы поколения Z встроен восьмисекундный фильтр. По исследованиям Microsoft, столько внимания дети уделяют новой информации.
Информация, которую преподносит педагог учащимся, не должна быть «избыточной». Поколение Z хочет получать «концентрированные» знания. Более того они сознательно игнорируют этапы обучения, направленные на «закрепление» материала путё м многократного его повторения: как только суть изучаемого становится им понятна, дальнейшее повторение одного и того же они считают «неуместным».
5. Главное – результат.
Главная мотивация поколения Z – интерес. Отсутствие скуки и захватывающие задачи – часть состояния комфорта поколения Z.
Задача для поколения Z не должна быть амбициозной. Она должна быть реально осуществима. Амбициозные цели следует разбивать на достижимые задачи, иначе их эффективность уменьшится.
6. Диалог.
Это особенность поколения Z : с ними нужно разговаривать как со взрослыми людьми, на равных. Они считают, что взрослые ничем абсолютно не лучше их, включая учителей, и они ожидают нормального, уважительного диалога. Диалог между педагогом и обучающимися может включать совет, доверительное общение, совместное обсуждение, акцент на личных достижениях. Для сравнения можно привести способы педагогического воздействия, широко используемые в традиционной социально- и знаниево-ориентированной педагогике. Это приказ, предупреждение, угроза, критика, наставление, нравоучение и т. п.
7. Визуализация.
Прежде всего, любую информацию следует по возможности визуализировать. Необходимо сделать занятие ярким, зрелищным, наглядным, объединяющим в себе традиционные инструменты (доска, маркеры) и новые технологии обучения (проекторы, мобильные телефоны, компьютеры). Поколение Z лучше всего воспринимает именно визуальную информацию. Вообще, для большинства обучаемых восприятие визуальной информации более комфортно, чем любой другой – но у этого поколения такая склонность выражена особенно сильно. Современная молодёжь воспринимает визуальную информацию лучше, чем представители любого другого поколения. Представители поколения Z лучше понимают образы, чем слова. Инструкции в картинках или в форме видеоролика действуют на них эффективнее. Наглядность – главное условие. С каким бы мастерством педагог ни рассказывал о кругообороте воды в природе, двухминутный ролик даст гораздо больший эффект.
8. Устная речь.
Беседа стимулирует головной мозг, в том числе лобные доли – область, которая ответственна за принятие сложных решений и выводы. Общение детей между собой стимулирует также память и делает учебный процесс более динамичным.
Необходимо учить детей критически мыслить: останавливать учащихся, учить их обдумывать и тщательно анализировать информацию и лишь после этого приступать к выполнению работы.
На занятиях можно использовать элементы таких современных технологий, которые помогли бы преодолеть отрицательные тенденции развития «цифрового поколения» : технологию коллективного способа обучения, технологии развивающего обучения, технологию проектного обучения, технологии смешанного обучения, технологию проблемного обучения, технологии интерактивного обучения, технологии мобильного обучения и др. Активное включение в учебный процесс интерактивных форм обучения позволит постоянно вносить новизну и изменения в проведение занятий, что удержит внимание, заинтересованность современного ребёнка на постоянно высоком уровне. А это, несомненно, повысит эффективность формирования и развития общеучебных умений и навыков обучающихся.
Необходимо включать в процесс обучения такие формы, которые связаны с использованием технических и программных средств, например, презентации, доклады, защита исследовательских работ с мультимедийным представлением, включением фото- и видеоматериала. Педагогу необходимо помочь воспитанникам преодолевать фрагментарность и поверхностность мышления, стремиться предоставлять информацию в чёткой логической последовательности, с использованием иллюстраций (в качестве конкретных примеров теории).
9. Обратная связь.
Современные ученики всегда хотят знать, насколько правильны их предположения, верно ли они понимают материал, делают ли ошибки – и благодарны педагогу за внимание и участие.
10. Награды.
Представители поколения Z не могут ждать (их горизонты ближе, они хотят, чтобы их желания очень быстро удовлетворялись). Им важно поставить не только срок исполнения задачи, но и пообещать срок достижения первых побед. За каждый конкурс они привыкли получать награду, за состязание – сертификат об участии. Они привыкли к похвалам, но не считают их чем-то особенным. Поколение Z не может учиться без «поглаживаний». Похвала и награды не мотивируют поколение Z, но их отсутствие выбивает из колеи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кулакова А. Б. Поколение Z : теоретический аспект // Вопросы территориального развития. 2018. № 2 (42).
2. Мирошкина М. Р. Интерпретации теории поколений в контексте российского образования // Ярославский педагогический вестник, 2017. — № 6. — С. 30 –35.
3. Мирошкина М. Р. Разные поколения – разный педагогический подход // Школьные технологии. 2014. № 2. С. 8–20.
4. Цифровое поколение в образовании. Практические рекомендации для учителей и руководителей образовательных организаций / Под ред. М. Р. Мирошкиной. — М. : ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», 2017. — 40 с.