Терехова Вера
Рекомендации по профилактике аграмматической формы дисграфии у старших дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-развивающая работа по преодолению ОНР – очень длительный и трудоемкий процесс, который должен начинаться, как можно раньше (с 3-4-х лет). В настоящее время накоплен достаточный опыт успешного обучения и воспитания детей с различными уровнями речевого развития в специализированных («речевых») дошкольных и школьных учебных заведениях.
Предупреждение ОНР у детей аналогично профилактике тех клинических синдромов, при которых оно возникает (алалии, дизартрии, ринолалии, афазии). Родителям следует уделять должное внимание речевой среде, в которой воспитывается ребенок, с раннего возраста стимулировать развитие его речевой активности и неречевых психических процессов.
Публикация «Рекомендации по профилактике аграмматической формы дисграфии у старших дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Старшая группа
- Темочки
Различают следующие основные принципы в коррекционной работе по профилактике дисграфии :
• Компенсация дефектных или незрелых функций и операций происходит за счет развития деятельности всех анализаторов, участвующих в акте письма с опорой на достаточно сформированные функции.
• Опережающее развитие устной речи по отношению к письменной. Что позволяет закреплять слухопроизносительные, зрительно-слуховые, слухо-моторные связи необходимые для полноценного письма.
• Учитывая возрастные и психические особенности дошкольного возраста, коррекционная профилактическая работа проводится максимально в рамках игровой деятельности.
Аграмматическая дисграфия, связана с недоразвитием грамматических систем. У дошкольников с ОНР наблюдаются трудности в формировании словарного запаса, грамматического строя речи. Формирование словарного запаса замедлено и неполно. Часто они смешивают по значению слова, имеющие сложный звуковой состав. Из тех слов, которые дети осмыслили правильно, они произносили искаженно по причине артикуляторных либо фонематических затруднений. У детей с трудом формируются функции словообразования и словоизменения. Ограниченность лексического запаса приводит к тому, что часто, вопреки смыслу, дети заменяют нужное, но малоизвестное слово другим, более привычным, хотя не соответствующим определенному значению. Трудности формирования грамматического строя проявляются в аграмматизмах ошибках согласования и управления слов. Имеет ме-сто частое затруднение анализа связей в сложных предложениях, например, установление причинно-следственных отношений. При письме аграмматизмы на уровне слова, словосочетания, предложения и целого текста.
Необходимо проводить работу по расширению словарного запаса. Основными задачами на лексическом уровне являются: количественный рост словаря, за счет усвоения новых слов и их значений; количественное обогащение словаря, путем усвоения смысловых и эмоциональных оттенков значений слов, переносного значения слов и словосочетаний; очищение словаря от искаженных, просторечных сов. На синтаксическом уровне предупреждение и преодоление ошибочных слово-сочетаний в речи дошкольников, усвоение ими сочетаемости слов, осознанное построение предложений; обогащение фразовой речи путем ознакомления их с явлением многозначимости, синонимии, синтаксических конструкций.
Базовые направления в профилактике дисграфии :
1. Развитие сенсорных функций и психомоторики: зрительного, слухо-вого восприятия, пространственных представлений, кинестетической орга-низации движений, конструктивного праксиса.
2. Развитие межанализаторного взаимодействия: слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей, способности запоминать, воспроизводить пространственную, временную последовательность.
3. Развитие психических функций. Развитие мышления, памяти, слухового, зрительного внимания.
4. Развитие интеллектуальной деятельности, мыслительных операций.
Основные направления логопедической работы по профилактике дисграфии :
• Формирование, коррекция звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
• Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синте-за слов, фонематических представлений.
• Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря, формирование развития лексико - грамматических категорий.
• Формирование связной речи : обучение разным видам пересказа: по-дробному, выборочному, краткому, составление рассказа по серии карти-нок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т. п.
• Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятия-ми: предложение, слово, слог, буква, звук, составление схем и т. д.
Развитие неречевых функций и операций:
• пространственно-временных ориентировок, представлений.
• развитие тактильных ощущений.
• развитие мелкой моторики, развитие графических навыков - развитие конструктивного праксиса.
В правильно организованной работе по коррекции нарушений речи c детьми дошкольного возраста, страдающими ОНР, затронуты все направ-ления по предупреждению дисграфии.
Поскольку с возрастом возможности гибкого изменения состояния ребенка и компенсации дефекта уменьшаются эффективнее начинать и про-водить коррекционную работу по предупреждению дисграфии с детьми как можно раньше.