Галина Парникова
Рекомендации по осуществлению проектной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!
Хочу вкратце представить опыт работы по реализации задач воспитательно-образовательного процесса через тематические проекты.
В проектной деятельности ребёнок проявляет инициативу, творчество и самостоятельность, так как проекты, объединяющие в одной теме все способы познания, дают возможность каждому ребёнку выбрать тот путь познания, который ему более всего по душе, органичен. Тем не менее, действуя каждый в своём направлении, все вместе получают максимум сведений, наглядно-представленных результатов, раскрывающих изучаемую тему с разных сторон.
Публикация «Рекомендации по осуществлению проектной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
Итак, с чего начать работу над проектом.
• Определяемся с темой (тема годового плана; тема, вызывающая затруднения у детей в изучении; тема, вызвавшая интерес у детей и т. д.).
• Вводим в тему детей, используя модель «трёх вопросов» (Что мы знаем? Что хотим узнать? Как узнать)
• Ставим перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка.
• Поддерживаем интерес детей и родителей, наметив план работы (системную паутинку).
• Обсуждаем этот план с родителями.
• Вносим корректировку в план, учитывая все предложения родителей и детей.
• Начинаем собирать материал по теме проекта.
Что же такое системная паутинка? Выпишем на листочке все виды деятельности дошкольников. Уточним, что дети уже знают по данной теме, какие знания и умения следует закрепить, систематизировать, совершенствовать, а с чем предстоит их познакомить (расширить знания, обогатить) – эти задачи берём из программы. Затем нужно определить формы и методы работы. Современному ребёнку интересны современные формы работы, поэтому наряду с традиционными, использую:
Мультимедиапрезентации
Виртуальные экскурсии, путешествия
Познавательные и обучающие фильмы, мультфильмы
Аудиоэнциклопедии
Аудиозаписи (песен, стихов, рассказов, сказок и др.)
Очень люблю китайскую пословицу: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай действовать – и я пойму!» Действовать – это что-то делать самому. А что ребёнок дошкольного возраста может и любит делать сам? Лепить, рисовать, обводить, раскрашивать, делать аппликации, вырезать ножницами, конструировать из разного материала, рассматривать и т. п., то есть быть активным участником (к чему в итоге мы, педагоги, и должны стремиться).
К китайской пословице от себя всегда добавляю: «А если я знаю и умею – я играю!». А игровая деятельность – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
Опираясь на вышесказанное, исходя из того, какой материал уже имеется в группе, детском саду, какой материал нужно подобрать самостоятельно или с помощью родителей (равноправных участников образовательного процесса, приступаем к заполнению системной паутинки, то есть расписываем все выбранные формы и методы по всем видам деятельности.
А далее
• Реализуем задачи проекта через все виды деятельности.
Проводим «занятия», игры, наблюдения, экскурсии, поездки и т. п.
Даём домашние задания родителям и детям (совместные виды творчества – поиск материалов, сбор информации, изготовление поделок, книжек, альбомов и т. д.).
А на последнем этапе проектной деятельности готовим презентацию проекта. Это может быть праздник, досуг, развлечение с участием родителей, выставка, альбом, фотоотчёт и др.
Таким образом, в проектной деятельности раскрывается индивидуальность ребёнка, реализуются его интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию. А это является немаловажным и актуальным в дошкольном образовании и в жизни в целом.
Проектная деятельность способствует активному вовлечению родителей в педагогический процесс, более тесному общению с детьми.
Работа над проектами даёт возможность педагогу повысить уровень собственной компетентности, сконцентрировать и накопить материал по определённой теме.