Получи документы

Рекомендации педагогам по работе с детьми с ТНР по лексической теме «Деревья»

Светлана Глущенко
Рекомендации педагогам по работе с детьми с ТНР по лексической теме «Деревья»
▼ Скачать + Заказать документы

Предметный словарь: Осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяц, сад, листопад, ветер, урожай, фрукты, дерево, листья, береза, сосна, дуб, липа, клен, рябина, ива, ель, каштан, тополь, осина, лиственница, корни, ствол, ветки, кора, семена, сережки, шишки, желуди, кисти, гроздь, роща, пень, куст, лес.

Глагольный словарь: сажать, выращивать, поливать, удобрять, беречь, очищать, украшать, заботиться, расти, озеленять, желтеет, краснеет, вянет, опадает, летит, кружится, сохнет, шелестеть, склоняться, срывать, показать.

Публикация «Рекомендации педагогам по работе с детьми с ТНР по лексической теме „Деревья“» размещена в разделах

Словарь признаков: Чистый, осенний, лесной, красивый, зеленый, белый, тенистый, прохладный, очищенный, овальный, толстый, продолговатый, лиственный, хвойный, березовый, маленький, большой, могучий, резной, колючая, длинная, круглая, дубовый, рябиновый, кленовый, каштановый, осиновый, высокий, низкий, тонкий, стройный, плакучая.

Пальчиковая гимнастика «Дерево»

1, 2, 3, 4 –

Ритмично сжимаем – разжимаем кулачки

Деревья в поле посадили.

По очереди загибаем пальцы в кулак (на каждое название части дерева)

У дерева ствол,

На стволе много веток,

А листья на ветках зелёного цвета.

Есть корни у дерева,

Есть и кора.

Ритмично сжимаем – разжимаем кулачки

Рада деревьям вся детвора!

Медленно поднимаем руки над головой, пальцы сжаты в кулак.

Выросли деревья в поле

Разводим пальцы в стороны.

Хорошо расти на воле.

Тянемся за кончиками пальцев вверх

Каждое старается –

К небу, к солнцу тянется!

Игра «Закончи предложение со словом «дерево»» .

В лесу растут высокие… деревья.

Там очень много. деревьев.

Мы подошли к высоким …деревьям.

Мы смотрели на эти красивые…деревья.

Мы долго любовались этими…деревьями.

Потом мы вспомнили о…деревьях.

Игра «Скажи с какого дерева листья»

У берёзы листья …берёзовые.

У клёна листья…кленовые.

У дуба листья …дубовые.

У тополя листья…тополиные.

У осины листья…осиновые.

У липы листья… липовые.

У рябины листья…рябиновые.

Игра «Пересчет деревьев»

Цель: согласование существительных с числительными:

один -дуб, два дуба, три дуба, четыре дуба, пять дубов; одна липа, две липы, три липы, четыре липы, пять лип; одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев.

Повторение- названий осенних месяцев

Повторение Игра «Три листа»

Цели: развивать зрительно-пространственные представления, формировать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование существительных с предлогом).

Ход игры. Воспитатель раскладывает перед детьми картинки с изображением трёх разных листьев. Ребёнок дол-жен их назвать и сказать, как они лежат.

Например:

Дубовый лист — между кленовым и берёзовым. Или: Кленовый лист — справа от рябинового и слева от дубового и т. д.

За правильный ответ ребёнок получает фишку. В конце игры подсчитывается, кто набрал фишек больше.

Повторение - Игра «Поймай и раздели»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Деление на слоги слов — названий деревьев.

Ход игры. Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося название дерева. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же сло-во по слогам и называет количество слогов в слове.

Слова: и-ва, то-поль, я-сень, сос-на, ель, клён, дуб, о-си-на, ря-би-на, бе-рё-за.

Игры: «Назови ласково» и «Один много»

Воспитатель называет предмет, а ребёнок называет его

ласково и во множественном числе:

Дерево — деревце, деревья.

Ель – елочка,-елки.

Берёза – березка, березонька, березы.

Рябина — рябинка, рябинушка, рябины.

Корень — корешок, корешочек, корни.

Ствол — стволик, стволы.

Ветка — веточка, ветки.

Почка – почечка, почки.

Лист — листик, листочек.

Игра «Один, два, пять»

Цели: закрепить согласование числительных с существительными.

Один- листик, два- листика, пять- листиков. Одно дерево, два-дерева, пять-деревьев. Одна- почка, две почки, пять почек. Один -корень, два корня, пять- корней. Одна- ветка, две -ветки, пять-веток.

Тексты для чтения.

Рассказы для чтения.

«Сказка старого дуба».

В одном дремучем лесу жил мудрый и старый дуб. Его все уважали и называли царём леса. Молодые ивы, берёзы и другие деревья любили послушать сказки старого дерева.

Вот раз дуб спросил деревьев :

— Дорогие деревья — липы, клёны, ивы и остальные! — Не хотите ли послушать сказку

про наш лес?

— Хотим, хотим! — радостно закричали все молоденькие деревья.

— Ну, слушайте… — сказал дуб.

Мудрый дуб начал рассказывать:

— В нашем лесу, когда-то давно жил старый и гордый пень. Это дело было под осень. Раз пришла к нему бабушка с корзинкой, поклонилась ему и ушла. Через какое-то время приходит в лес дедушка с мешочком, тоже поклонился пню и ушёл оттуда. И так приходили люди с ведёрками и кланялись пню.

Прервите здесь чтение сказки и порассуждайте с малышом, что за пень это такой был, что ему все кланялись? Мы когда-нибудь с тобой пню кланялись? А разгадку узнаете дальше в сказке – интересно, догадались ли вы?

Возгордился пень тогда и говорит деревьям, стоявшим вокруг него:

— Кланяйтесь мне я ваш царь!

Но деревья не кланялись ему.

— У тебя прекрасное воображение! — сказала высокая Сосна.

— И дар играть в театре! — заявила дикая черешня.

— Я не шучу! — Сегодня приходили ко мне люди и кланялись мне — вы делайте тоже самое!

Но деревья стали уже возмущаться:

— Это как же так? — сказала дикая яблоня.

И тут поднялся страшный переполох. Деревья возмущались, а старый пень всё ещё доказывал, что он царь.

Но тут среди этого переполоха прилетела быстрая синичка и села на пень. Она попросила рассказать, что случилось дикой черешне. Когда птичка всё узнала, она сказала:

— Старый пень! Тебе известно, что на дворе осень, и что в лесу много грибов. Погляди вокруг себя.

И действительно, вокруг пня виднелись грибы: белые, маслята, лисички и другие.

— Я теперь понял, почему люди передо мной наклонялись! — сказал пень. — Они грибы осенние собирали! И старый пень больше не стал хвастаться, он начал уважать всех деревьев и лес.

Закончил рассказывать сказку мудрый дуб.

— Какая умная сказка! — сказала сова, которая тоже прилетела слушать историю.

— Действительно, и с нами также случается! — восхитилась молодая берёза.

Всем понравилась сказка мудрого дуба, и так как дело было под вечер, все сладко заснули.

Дмитрий Чехов

Беседа о ясене

Рассказать детям оясене. Рассмотреть ясень на участ-ке детского сада.

У ясеня редкие листья, между ними просветы. Поэтому у него легкая, ажурная, светлая крона из листьев. Вот поэтому его и называют «ясный»«ясень».

Ясень – удивительное дерево! Его листья опадают поздней осенью и часто падают прямо зелеными на землю. Послушай сказку о том, почему ясень не красуется осенью долго в золотом наряде, а сбрасывает его быстро, даже с зелеными листочками. А еще ясень называют «козьим деревом». Как ты думаешь, почему? Его листья очень любят овцы, козы, и от питания листьями ясеня молоко у коз становится более вкусным!

Ясень – дерево, которое любит дружить с другими деревьями – с вязом, с кленом! И очень часто дружит с дубом – растет рядышком с ним.

А еще с ясенем дружат дети. Они любят делать поделки и игрушки из его семя

Сказка о ясене.

Вот и весна настала, все деревья и кусты убрались красивыми листьями и яркими цветами.

Один только ясень стоит голый, как студеной зимой. Лишил его бог зрения, и невдомек бедняге, что пришла весна и радость всем принесла.

Давно выткала береза свои сборчатые, сердцевидные листочки, давно готовы у дуба красивые зубчатые листья. Спрашивают деревья, отчего не шьет себе ясень праздничного наряда?

— А разве пришла весна? — удивился ясень.

— Весна давно пришла, — сказали ему деревья.

Тут принялся ясень поспешно готовить себе праздничный наряд — листву. Но второпях не сумел он сделать листья ровными и красивыми, а получились они угловатые, с глубокими зазубринами.

Осенью, когда подул северный ветер, спросил ясень у деревьев :

— Осень скоро придет?

— Да она уже тут, — ответили деревья.

Услышал это ясень, и не захотелось ему снова быть посмешищем для всех. Вот и сбросил он с себя разом всю листву. Другие деревья еще пышно убраны листьями, а слепой ясень стоит голый, и северный ветер бушует в его ветвях.

Загадки о деревьях.

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит (Ива)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня же обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа)

Очень густо он растет,

Незаметно он цветет,

А когда проходит лето,

Мы едим его конфеты,

Не в бумажке, а в скорлупке –

Берегите, детки, зубки (Орешник)

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это -

Мы от этого чихаем. (Тополь)

Никто не пугает,

А вся дрожит. (Осина)

Это дерево могуче,

И растёт в лесу дремучем,

Плоды полированы,

Для птиц рекомендованы.

Дятлы, поползни и сойки,

Собирают плоды стойко. (Дуб) Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (Береза)

В нем почти сто метров роста:

На него залезть не просто!

У него одна работа –

Осушение болота. (Эвкалипт)

Малы и неказисты

И скромно зеленеют,

Но осенью их листья

И ягоды краснеют. (Рябина)

Что же это за девица:

Не швея не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка)

С елью стройной мы родня –

Обе зелены и колки,

Но длиннее у меня

И названье, и иголки. (Сосна)

Пушистые комочки

Расселись на пруточке.

Весною зацветает,

И Пасху зазывает. (Верба)

Публикации по теме:

Адвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работеАдвент-календарь: традиции и современность. Рекомендации педагогам по использованию в работе Адвент- календарь, или календарь ожидания праздника, используется в подготовке к празднику Нового года в семье и детском саду всё чаще.

Цветы для мамы своими руками. Советы педагогам по индивидуальному подходу в работе с детьми на примере изготовления открытокЦветы для мамы своими руками. Советы педагогам по индивидуальному подходу в работе с детьми на примере изготовления открыток Лучший подарок для мамы сделан своими руками! Открытки, рисунки, картинки хранятся многие годы в семейных архивах, напоминая о детстве.

Фотоотчёт о дистанционной работе детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Светлая Пасха. Украшаем писанки»Фотоотчёт о дистанционной работе детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Светлая Пасха. Украшаем писанки» Продолжая образовательную деятельность на самоизоляции,на прошедшей неделе воспитанникам старшей группы было предложено выполнить задание.

Консультация для родителей младшей группы «Рекомендации по работе по лексической теме «Профессии наших родителей» Ознакомление с миром профессий у детей младшего возраста имеет немаловажное значение. Ведь именно это является частью социализации детей,.

Рекомендации для родителей по теме «Деревья и кустарники»Рекомендации для родителей по теме «Деревья и кустарники» Цели. - Образование существительных множественного числа, родительного и именительных падежей (лист, листья, листьев); - Образование уменьшительно.

Практические рекомендации педагогам в работе с леворукими детьми Дорогие коллеги, предлагаю Вашему вниманию рекомендации для работы с леворукими детьми. Самое главное, не переучивайте леворукого ребенка.

Рекомендации для родителей по теме недели «Деревья» для детей старшей группы Уважаемые родители! На этой неделе тема наших занятий — «Деревья». Дети узнают, что все деревья можно разделить на группы: дикорастущие.

Рекомендации для родителей старших дошкольников во время самоизоляции по лексической теме «Лето»Рекомендации для родителей старших дошкольников во время самоизоляции по лексической теме «Лето» Последняя неделя учебного года по плану ДОУ проходит по лексической теме"Лето" Предлагаем Вам,уважаемые родители,провести с детьми беседы"Лето.

Рекомендации родителям по проведению занятия по лексической теме «Насекомые» в старшей логопедической группе СИДИМ ДОМА С ПОЛЬЗОЙ. ТЕМА НЕДЕЛИ «НАСЕКОМЫЕ». Здравствуйте, уважаемые родители! Для общего развития наших детей мы предлагаем рекомендации.

Сидим дома с пользой. Рекомендации родителям по лексической теме «Почта» в старшей логопедической группе СИДИМ ДОМА С ПОЛЬЗОЙ. ТЕМА НЕДЕЛИ ПОЧТА. Здравствуйте уважаемые родители! Сейчас, во время карантина и самоизоляции, многие родители остались.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации педагогам по работе с детьми с ТНР по лексической теме «Деревья»
Опубликовано: 17 ноября 2020 в 12:21
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации педагогам по работе с детьми с ТНР по лексической теме «Деревья»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Глущенко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД