Полюх Наталья
Рекомендации педагогам и родителям по развитию интеллекта учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации педагогам и родителям по развитию интеллекта учащихся.
Данные методы не требуют специальной подготовки. Достаточно быть внимательным к детям и иметь время для занятий и игр с ними.
Развитие внимания :
- развивать слуховое внимание с помощью дидактических игр,
- часто менять формы деятельности,
- использовать на занятиях элементы игры,
- приучать проговаривать инструкцию несколько раз,
- почаще наблюдать и обсуждать с детьми услышанное и увиденное,
Публикация «Рекомендации педагогам и родителям по развитию интеллекта учащихся» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- учить сознательно направлять внимание в соответствии с целью,
- учить сосредотачиваться на известной деятельности, концентрировать свое внимание на ней, не отвлекаясь,
- создавать средства-стимулы, которые будут организовывать внимание ребенка,
- для развития внимания использовать игры с правилами и игры- драматизации.
Игры и упражнения:
- «Да и нет не говорите, черный с белым не носите». Взрослый задает ребенку вопросы. Ребенок отвечает на них, но при этом не должен называть запрещенные цвета и не говорить «да» и «нет»,
- игры-головоломки,
- загадки,
- «Найди отличия»,
- «Найди два одинаковых предмета»,
- «Будь внимателен». Выполнение гимнастических упражнений по словесной команде,
- «Волшебное слово», Взрослый показывает упражнения. А ребенок их повторяет только в том случае. если взрослый говорит «Пожалуйста»,
- «Где что было». Ребенок запоминает предметы лежащие на столе; затем он отворачивается. Взрослый передвигает предметы, а ребенок затем указывает, что изменилось,
- «Назови, что ты видишь». Ребенок за 1 минуту должен назвать как можно больше предметов, находящихся в комнате.
- «Карлики и великаны». Ребенок должен выслушать словесную инструкцию взрослого. Не обращая внимания на его действия.
Развитие памяти :
- развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания,
- обучать культуре запоминания,
- учить вспоминать последовательность событий,
- учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы,
- учит использовать образ, как средство развития произвольной памяти,
- учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания. Использовать связи при припоминании,
- способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательные средства.
Игры и упражнения:
- «Запомни предметы». Учить запоминать и воспроизводить информацию,
- «Детектив». Развивать произвольное запоминание; ребенок в течение 15 минут рассматривает 15 картинок, после чего картинки убирают; ребенок должен назвать картинки, которые запомнил,
- «Пирамида». Развивать кратковременную механическую память. Взрослый называет ребенку сначала одно слово, ребенок должен сразу же повторить его; затем взрослый называет два слова, ребенок повторяет их, далее – три слова, ребенок повторяет и т. д.
- «Что ты видел на каникулах» Взрослый задает ребенку вопросы о происходящих на каникулах событиях,
- «Следопыт». Взрослый показывает ребенку предмет и говорит, что сейчас спрячет его в комнате; ребенок должен найти спрятанный предмет,
- «Одежда» ребенок должен вспомнить, в каком порядке он надевал предметы одежды утром,
- «Нарисуй такой же». Взрослый рисует на листе бумаги какой-либо простой предмет, затем лист переворачивается и ребенок должен нарисовать такой же предмет,
- «Я положил в мешок». Взрослый на глазах ребенка кладет в мешок разные предметы, ребенок должен вспомнить, что лежит в мешке,
- «Короткий рассказ». Взрослый читает короткий рассказ, ребенок должен пересказать его,
- «Башня». Ребенку показывают схематическое изображение башни, состоящей из множества геометрических фигур, ребенок должен запомнить эти фигуры и назвать,
«Фигурка из палочек». Взрослый выкладывает фигурку из палочек, ребенок запоминает ее и по памяти выкладывает такую же.
Развитие восприятия :
- учить детей различать предметы на ощупь,
- формировать умение выделять признаки в предмете,
- учить соотносить предметы по величине,
- учить способам распознающего наблюдения,
- развивать наблюдательность, учить внимательно и последовательно рассматривать предметы и явления,
- помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом,
- формировать умение составлять из частей целое,
- учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию. Действовать в соответствии со словесной инструкцией,
- различать основные признаки разных времен года,
- учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы,
- закреплять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом,
- формировать сенсорные эталоны формы,
- способствовать развитию умения анализировать предмет. Выделять в нем мелкие детали,
- способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.
Игры и упражнения:
- «Перевертыши». Превратить круг, треугольник, квадрат в любой рисунок,
- «Как пройти к зайке», «Путешествие по комнате», «Куда пойдешь, что найдешь». Ориентировка в пространстве по плану-схеме,
- «Звезды на небе». Соотношение схематических изображений созвездий «Орел», «Лебедь», «Рыба» с художественными,
- «Узнай форму». Узнать в окружающих предметах форму геометрической фигуры,
- «Найди отличия». Учить находить отличия у похожих предметов,
- «Построй по росту». Построить предметы в ряд соответственно их высоте,
- «Сложи картинку». Составить из частей целую картинку,
- «О чем я говорю?». Взрослый описывает какой-либо предмет, а ребенок должен угадать. О каком предмете идет речь,
- «Какое время года?». Взрослый называет время года, а ребенок называет его признаки,
- «Угадай предмет». Взрослый рисует пунктирной линией или точками очертание предмета, ребенок должен узнать предмет.
Развитие мышления :
- развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности,
- учить составлять группу из отдельных предметов,
- учить выделять предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению,
- учить понимать смысл литературного произведения, воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов,
- учить сравнивать предметы,
- учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами,
- побуждать делать самостоятельные выводы,
- учить отвечать на вопросы. Делать умозаключения,
- создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами,
- способствовать познанию свойств различных материалов. Их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т. д. ,
- способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими,
- учить устанавливать причинно-следственные связи,
- развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения,
- учить выделять и связывать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи,
- способствовать переходу к решению задач в уме.
Игры и упражнения:
- «Разложи картинки». Учить усматривать последовательность событий,
- «Закончи слово». Учить заканчивать слово по начальному слогу,
- «Найди лишний предмет», «Найди в ряду лишнюю фигуру». Учить классифицировать предметы по признакам и назначению,
- «Творческий подход». Ребенку показывают предметы, не имеющие определенного назначения; ребенок должен придумать, как можно использовать данный предмет,
- «Антонимы». Ребенку называют слово, а он должен назвать противоположное по смыслу. Например: «тяжелый – легкий», «сильный – слабый», и др.
- «Уникуб», «Лото», «Домино», мозаики, конструкторы,
- загадки.