Елена Аргунова
Рекомендации «Музыкальные игры для детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми.
Используя музыкальные игры, родители имеют прекрасную возможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности : слух, голос, чувство ритма и т. д. С таким же успехом у детей могут развиваться и танцевальные способности.
Публикация «Рекомендации „Музыкальные игры для детей“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Консультации для родителей
- Музыкальные игры. Консультации
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Если устраивать музыкальные игры для детей еще в раннем возрасте, в дальнейшем можно избежать таких случаев, когда ребенок в большой компании стесняется и поэтому не может прочитать небольшое стихотворение, спеть песенку или станцевать перед незнакомыми людьми. Чтобы предотвратить возникновение подобных казусов, взрослые обязаны обеспечить все условия для детской творческой деятельности (в том числе и музыкальной) и отдыха – и тем самым позволить ребенку гармонично развиваться и становиться раскованными.
Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка.
Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов. Музыка приобщает ребенка к прекрасному, к ощущению гармонии, словом – обогащает его духовный мир.
Ритмические игры.
Одной из важнейших областей человеческой деятельности является музыка. Она окружает нас на протяжении всей нашей жизни – от младенчества до самой старости. Даже если человек совсем не связан с нею по роду своей деятельности, он может очень любить и хорошо знать музыку.
Хотя и говорят, что если в детстве «медведь на ухо наступил», то это навсегда, на самом деле это не так. У всех людей, если они вообще различают хоть какие-нибудь звуки, есть и музыкальный слух. Просто у одних он развился сильнее, а другим с этим не повезло. И время, когда можно развить музыкальный слух, упущено в детстве, когда закладываются основы тех или иных способностей человека. Музыка началась с ритма. В Азии и Африке существуют народы, в танцах которых вообще нет мелодии. Мелодия, как таковая, у них отсутствует. Основу составляет богатый и сложный ритм, исполняемый на ударных инструментах. Эти ритмы переходят из поколения в поколение. Отцы передают их своим детям, причем запоминают они их, конечно, на слух, т. к. никакой нотной письменности у этих народов нет.
Вообще, ритм – это основа всей музыки. Возможно ли представить существование мелодии без ритмической опоры, хотя бы самой примитивной? Попробуйте любую знакомую мелодию пропеть без определенной длинны каждого звука, произвольно, и она сразу же потеряет смысл и узнаваемость. Поэтому она обязательно должна быть организована во времени, в противном случае затрудняется ее восприятие и возможность воспроизведения.
А вот ритм без мелодии прекрасно обходится. И в этом можно убедиться на примере игр, которые развивают чувство ритма.
«Аплодисменты»
Одна из самых простых музыкальных игр на запоминание прохлопанного ритма. Возможно несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается так же образом дальше. И так по кругу.
«Стучалки»
Является более сложным примером вышеназванной игры. Отличие состоит в применении каких-либо музыкальных инструментов : деревянные ложки, палочки, металлические столовые приборы, какие-нибудь трещотки, детские погремушки. Задача игры усложняется тем, что теперь развивается тембровая память.
«Музыка на воде»
Один из вариантов ритмических игр. Берется несколько (5-7) стаканов, желательно одинаковых и с не слишком толстыми стенками. Они наполняются водой. Каждый стакан должен «зазвучать» по-своему. Задача играющих запомнить и как можно точнее повторить заданный ритм.
Игры для развития певческих навыков
Часто мы резко обрываем человека в тот момент, когда он поет, или поправляем, если слышим неправильно звучащую мелодию. Этого делать нельзя, потому что песня – это отражение настроения. Если человека прервали, он начинает нервничать, раздражается. Песня помогает справляться с трудностями, благотворно влияет на психическое состояние человека. Одной из задач музыкального воспитания является развитие певческих навыков у ребенка. Песня – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Ребенок часто напевает свою незамысловатую мелодию в процессе игры. Песни могут быть различного характера. Музыкальные игры учат детей понимать передаваемое настроение в песне, различие в исполнении той или иной мелодии: одни поются отрывисто или протяжно, другие – легко или напевно. Дети обращаются к песне с целью выразить через нее свое настроение.
«Зов»
Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой. По сигналу взрослого дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный. Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и смело, нараспев, правильно взяв дыхание.
«Путешествие»
Взрослый предлагает участникам игры придумать рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить с помощью голоса.
«Громкая и тихая музыка»
Взрослый играет любую мелодию в различных оттенках музыки. Сначала дети слушают музыку. Затем исполняют, голосом отражая динамические оттенки музыки.
«Выдержи звук»
Взрослый дает какой-нибудь один звук. Дети слушают, как он звучит на музыкальном инструменте. Затем ведущий просит воспроизвести его голосом и петь на одном звуке, насколько хватит дыхания. Дети поют все или индивидуально.
Игры на развитие и постановку голоса.
У каждого человека есть свой музыкальный инструмент, самый замечательный и красивый – это человеческий голос. Но к нему надо очень бережно относиться, а главное, уметь им пользоваться. Приведенные примеры игр помогут научиться правильно владеть голосом и дыханием, чувствовать развитие мелодии и выразительные моменты.
Петь любят как взрослые, так и дети. Только вот не все знают, что поют, задействовав связки. И чем раньше начнутся занятия вокалом с ребенком, тем лучше для него. Малыш должен понять, что значит петь правильно и красиво.
«Игра-загадка»
Число участников не ограничено. Один из играющих встает спиной к сидящим и закрывает глаза, а ребенок, который одновременно выполняет функции ведущего, поворачивается к игрокам лицом. Он и будет дирижером, который должен показывать рукой, сидящим на стульях, кому и как исполнить звук «а». Кому-то надо пропеть этот звук громко, а кому-то – тихо, кому-то – низко или высоко. Тот игрок, который стоит спиной к сидящим, должен отгадать поющего по тембру и охарактеризовать отличительные свойства его голоса.
«День рождения зайца»
Могут принимать участие любое количество человек. Все игроки надевают маски понравившихся им животных и выбирают свою нотку (высоту). Все действие происходит, якобы, на лесной полянке, где зверушки собрались на день рождения зайца, который принимает поздравления исключительно в песенной форме (сюжет игры может быть изменен, остается только принцип и подход к игре).
Суть игры заключается в том, чтобы как можно точнее изобразить, например птичек, рычание медведя или тигра, мычание коров, пение лягушек, петухов и кукушек и т. д. При этом каждый ребенок должен придумать свою мелодию или песенку-поздравление, исполнив ее имениннику как можно интереснее. А заяц-именинник должен угадать, кто пришел его поздравлять, и определить, у кого музыкальное поздравление получилось более выразительным.
Игры для формирования образного мышления
и развитие эмоциональности.
Для успешного приобщения ребенка к музыке необходимо формировать музыкально-образное мышление ребенка и развивать его эмоциональные качества. Иначе ему будет очень трудно воспринять новый для него мир музыки. Способность мыслить образами и эмоционально реагировать – это качества, являющиеся мостом для проникновения музыки во внутренний мир маленького человека.
Развитию образного мышления способствуют всякого рода образные сравнения.
«Подражание»
Эта игра развивает способность к перевоплощению. Ребенок должен под музыку изобразить различных животных. Но для этого сначала нужно обучить его различным подражательным движениям.
Подражательные движения рекомендуется выполнять под музыку – быструю или медленную, громкую или тихую, либо неожиданно сменяющих друг друга мелодии, требующие от игроков проявления мгновенной реакции и способности быстро подстраиваться.
«Кот и мыши»
Благодаря этой игре у детей обостряется эмоциональная реакция на внезапные динамические контрасты. Дети учатся передавать образы в характере движений. Передавая образ мышей, они учатся двигаться бесшумно, стремительно убегать. Правила игры – «не трогать кота и не убегать раньше времени» - требуют от детей проявления выдержки и контроля над своими эмоциями.
Игры на развитие музыкальной памяти
и способности к воспроизведению.
Музыкальная память включает в себя следующие виды памяти: зрительную, моторно-двигательную, слуховую, эмоциональную. У каждого ребенка эти виды памяти выражены по-разному: у кого-то хорошо развита зрительная, у кого-то слуховая. Но для развития у детей музыкальной памяти необходимо сочетание и развитие всех видов памяти. Только благодаря их совокупности развиваются музыкальные способности.
Большое значение для развития музыкальной памяти имеет слуховая и эмоциональная память. Мало запомнить произведение на слух, нужно постараться его пропеть как бы внутри себя, пережить его, потому что в одном музыкальном произведении разные участки, эпизоды могут быть разной эмоциональной окраски, то есть произведение нужно «пропустить через себя», что очень важно для его понимания, чтобы правильно передавать то, что заложил в нем композитор.
Существует множество методик для развития музыкальной памяти. Но для ребенка очень важен игровой момент. В игре ребенок быстрее учится музыкальным навыкам, развивает музыкальные способности.
«Повтори ритмический рисунок»
Правила игры заключаются в том, что каждый из детей выходит и показывает свою карточку, прохлопывая ритмический рисунок, который изображен на ней. Можно ритмический рисунок просто простучать каким-нибудь предметом, одновременно произнося длительности.
«Ритмические зарисовки»
Для этой игры взрослый подбирает несколько мелодий ( каждая небольшого объема: 2-3 такта) с несложными ритмическими рисунками. Прослушав мелодию, дети должны простучать или прохлопать ее ритм. Можно предложить произвести ритмический рисунок в другом темпе (ускоренном или замедленном).
«Имитация»
Взрослый предлагает детям побыть в роли зверей (распределяет роли между участниками игры) и подобрать каждому из зверей технические приемы игры на музыкальном инструменте.
«Угадай мелодию»
Взрослый проигрывает на музыкальном инструменте или ставит прослушать в записи несколько мелодий, различных по характеру. Дети воспринимают на слух эти мелодии, запоминают характер исполнения.
Затем взрослый проигрывает первые такты какой-нибудь мелодии, а дети должны определить, из какого отрывка это начало. Игра продолжается до тех пор, пока дети не определят правильно, к какому произведению относятся прослушанные отрывки.