МААМ-картинки

Рекомендации «Музыкальные игры для детей»

Елена Аргунова
Рекомендации «Музыкальные игры для детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми.

Используя музыкальные игры, родители имеют прекрасную возможность выявить и развить у ребенка музыкальные способности : слух, голос, чувство ритма и т. д. С таким же успехом у детей могут развиваться и танцевальные способности.

Публикация «Рекомендации „Музыкальные игры для детей“» размещена в разделах

Если устраивать музыкальные игры для детей еще в раннем возрасте, в дальнейшем можно избежать таких случаев, когда ребенок в большой компании стесняется и поэтому не может прочитать небольшое стихотворение, спеть песенку или станцевать перед незнакомыми людьми. Чтобы предотвратить возникновение подобных казусов, взрослые обязаны обеспечить все условия для детской творческой деятельности (в том числе и музыкальной) и отдыха – и тем самым позволить ребенку гармонично развиваться и становиться раскованными.

Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка.

Музыкальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов. Музыка приобщает ребенка к прекрасному, к ощущению гармонии, словом – обогащает его духовный мир.

Ритмические игры.

Одной из важнейших областей человеческой деятельности является музыка. Она окружает нас на протяжении всей нашей жизни – от младенчества до самой старости. Даже если человек совсем не связан с нею по роду своей деятельности, он может очень любить и хорошо знать музыку.

Хотя и говорят, что если в детстве «медведь на ухо наступил», то это навсегда, на самом деле это не так. У всех людей, если они вообще различают хоть какие-нибудь звуки, есть и музыкальный слух. Просто у одних он развился сильнее, а другим с этим не повезло. И время, когда можно развить музыкальный слух, упущено в детстве, когда закладываются основы тех или иных способностей человека. Музыка началась с ритма. В Азии и Африке существуют народы, в танцах которых вообще нет мелодии. Мелодия, как таковая, у них отсутствует. Основу составляет богатый и сложный ритм, исполняемый на ударных инструментах. Эти ритмы переходят из поколения в поколение. Отцы передают их своим детям, причем запоминают они их, конечно, на слух, т. к. никакой нотной письменности у этих народов нет.

Вообще, ритм – это основа всей музыки. Возможно ли представить существование мелодии без ритмической опоры, хотя бы самой примитивной? Попробуйте любую знакомую мелодию пропеть без определенной длинны каждого звука, произвольно, и она сразу же потеряет смысл и узнаваемость. Поэтому она обязательно должна быть организована во времени, в противном случае затрудняется ее восприятие и возможность воспроизведения.

А вот ритм без мелодии прекрасно обходится. И в этом можно убедиться на примере игр, которые развивают чувство ритма.

«Аплодисменты»

Одна из самых простых музыкальных игр на запоминание прохлопанного ритма. Возможно несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается так же образом дальше. И так по кругу.

«Стучалки»

Является более сложным примером вышеназванной игры. Отличие состоит в применении каких-либо музыкальных инструментов : деревянные ложки, палочки, металлические столовые приборы, какие-нибудь трещотки, детские погремушки. Задача игры усложняется тем, что теперь развивается тембровая память.

«Музыка на воде»

Один из вариантов ритмических игр. Берется несколько (5-7) стаканов, желательно одинаковых и с не слишком толстыми стенками. Они наполняются водой. Каждый стакан должен «зазвучать» по-своему. Задача играющих запомнить и как можно точнее повторить заданный ритм.

Игры для развития певческих навыков

Часто мы резко обрываем человека в тот момент, когда он поет, или поправляем, если слышим неправильно звучащую мелодию. Этого делать нельзя, потому что песня – это отражение настроения. Если человека прервали, он начинает нервничать, раздражается. Песня помогает справляться с трудностями, благотворно влияет на психическое состояние человека. Одной из задач музыкального воспитания является развитие певческих навыков у ребенка. Песня – один из основных моментов творческих проявлений у детей. Ребенок часто напевает свою незамысловатую мелодию в процессе игры. Песни могут быть различного характера. Музыкальные игры учат детей понимать передаваемое настроение в песне, различие в исполнении той или иной мелодии: одни поются отрывисто или протяжно, другие – легко или напевно. Дети обращаются к песне с целью выразить через нее свое настроение.

«Зов»

Дети встают полукругом, повернувшись к окну. Лучше проводить эту игру на улице, на открытом пространстве или в помещении с хорошей акустикой. По сигналу взрослого дети набирают воздух, делая вдох, и начинают выкрикивать слова «речка», «печка», немного потянув гласный. Слова произносятся громко и четко. Это звучит как зов. Голосом нужно посылать слово куда-то вдаль. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не начнут произносить слова громко и смело, нараспев, правильно взяв дыхание.

«Путешествие»

Взрослый предлагает участникам игры придумать рассказ о своем путешествии, которое можно изобразить с помощью голоса.

«Громкая и тихая музыка»

Взрослый играет любую мелодию в различных оттенках музыки. Сначала дети слушают музыку. Затем исполняют, голосом отражая динамические оттенки музыки.

«Выдержи звук»

Взрослый дает какой-нибудь один звук. Дети слушают, как он звучит на музыкальном инструменте. Затем ведущий просит воспроизвести его голосом и петь на одном звуке, насколько хватит дыхания. Дети поют все или индивидуально.

Игры на развитие и постановку голоса.

У каждого человека есть свой музыкальный инструмент, самый замечательный и красивый – это человеческий голос. Но к нему надо очень бережно относиться, а главное, уметь им пользоваться. Приведенные примеры игр помогут научиться правильно владеть голосом и дыханием, чувствовать развитие мелодии и выразительные моменты.

Петь любят как взрослые, так и дети. Только вот не все знают, что поют, задействовав связки. И чем раньше начнутся занятия вокалом с ребенком, тем лучше для него. Малыш должен понять, что значит петь правильно и красиво.

«Игра-загадка»

Число участников не ограничено. Один из играющих встает спиной к сидящим и закрывает глаза, а ребенок, который одновременно выполняет функции ведущего, поворачивается к игрокам лицом. Он и будет дирижером, который должен показывать рукой, сидящим на стульях, кому и как исполнить звук «а». Кому-то надо пропеть этот звук громко, а кому-то – тихо, кому-то – низко или высоко. Тот игрок, который стоит спиной к сидящим, должен отгадать поющего по тембру и охарактеризовать отличительные свойства его голоса.

«День рождения зайца»

Могут принимать участие любое количество человек. Все игроки надевают маски понравившихся им животных и выбирают свою нотку (высоту). Все действие происходит, якобы, на лесной полянке, где зверушки собрались на день рождения зайца, который принимает поздравления исключительно в песенной форме (сюжет игры может быть изменен, остается только принцип и подход к игре).

Суть игры заключается в том, чтобы как можно точнее изобразить, например птичек, рычание медведя или тигра, мычание коров, пение лягушек, петухов и кукушек и т. д. При этом каждый ребенок должен придумать свою мелодию или песенку-поздравление, исполнив ее имениннику как можно интереснее. А заяц-именинник должен угадать, кто пришел его поздравлять, и определить, у кого музыкальное поздравление получилось более выразительным.

Игры для формирования образного мышления

и развитие эмоциональности.

Для успешного приобщения ребенка к музыке необходимо формировать музыкально-образное мышление ребенка и развивать его эмоциональные качества. Иначе ему будет очень трудно воспринять новый для него мир музыки. Способность мыслить образами и эмоционально реагировать – это качества, являющиеся мостом для проникновения музыки во внутренний мир маленького человека.

Развитию образного мышления способствуют всякого рода образные сравнения.

«Подражание»

Эта игра развивает способность к перевоплощению. Ребенок должен под музыку изобразить различных животных. Но для этого сначала нужно обучить его различным подражательным движениям.

Подражательные движения рекомендуется выполнять под музыку – быструю или медленную, громкую или тихую, либо неожиданно сменяющих друг друга мелодии, требующие от игроков проявления мгновенной реакции и способности быстро подстраиваться.

«Кот и мыши»

Благодаря этой игре у детей обостряется эмоциональная реакция на внезапные динамические контрасты. Дети учатся передавать образы в характере движений. Передавая образ мышей, они учатся двигаться бесшумно, стремительно убегать. Правила игры – «не трогать кота и не убегать раньше времени» - требуют от детей проявления выдержки и контроля над своими эмоциями.

Игры на развитие музыкальной памяти

и способности к воспроизведению.

Музыкальная память включает в себя следующие виды памяти: зрительную, моторно-двигательную, слуховую, эмоциональную. У каждого ребенка эти виды памяти выражены по-разному: у кого-то хорошо развита зрительная, у кого-то слуховая. Но для развития у детей музыкальной памяти необходимо сочетание и развитие всех видов памяти. Только благодаря их совокупности развиваются музыкальные способности.

Большое значение для развития музыкальной памяти имеет слуховая и эмоциональная память. Мало запомнить произведение на слух, нужно постараться его пропеть как бы внутри себя, пережить его, потому что в одном музыкальном произведении разные участки, эпизоды могут быть разной эмоциональной окраски, то есть произведение нужно «пропустить через себя», что очень важно для его понимания, чтобы правильно передавать то, что заложил в нем композитор.

Существует множество методик для развития музыкальной памяти. Но для ребенка очень важен игровой момент. В игре ребенок быстрее учится музыкальным навыкам, развивает музыкальные способности.

«Повтори ритмический рисунок»

Правила игры заключаются в том, что каждый из детей выходит и показывает свою карточку, прохлопывая ритмический рисунок, который изображен на ней. Можно ритмический рисунок просто простучать каким-нибудь предметом, одновременно произнося длительности.

«Ритмические зарисовки»

Для этой игры взрослый подбирает несколько мелодий ( каждая небольшого объема: 2-3 такта) с несложными ритмическими рисунками. Прослушав мелодию, дети должны простучать или прохлопать ее ритм. Можно предложить произвести ритмический рисунок в другом темпе (ускоренном или замедленном).

«Имитация»

Взрослый предлагает детям побыть в роли зверей (распределяет роли между участниками игры) и подобрать каждому из зверей технические приемы игры на музыкальном инструменте.

«Угадай мелодию»

Взрослый проигрывает на музыкальном инструменте или ставит прослушать в записи несколько мелодий, различных по характеру. Дети воспринимают на слух эти мелодии, запоминают характер исполнения.

Затем взрослый проигрывает первые такты какой-нибудь мелодии, а дети должны определить, из какого отрывка это начало. Игра продолжается до тех пор, пока дети не определят правильно, к какому произведению относятся прослушанные отрывки.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Музыкальные игры в семье» Игра — основной способ обучения и воспитания дошкольников. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики,.

Консультация для воспитателей «Музыкальные игры летом»Консультация для воспитателей «Музыкальные игры летом» Консультация для воспитателей «Музыкальные игры летом» По видам и методике проведения все игры с использованием музыкального материала.

Консультация для воспитателей «Музыкальные игры с кубиками»Консультация для воспитателей «Музыкальные игры с кубиками» Консультация для воспитателей «Музыкальные игры с кубиками» Кубики – одна из любимых первых игрушек детей. Эти игрушки безопасные, простые.

Методические рекомендации родителям «Сенсорные игры для детей с РАС»Методические рекомендации родителям «Сенсорные игры для детей с РАС» Вашему вниманию предлагается отрывок методических рекомендаций к пособию «Сенсорная книжка», разработанных творческой группой МБДОУ детского.

Музыкальные дидактические игры и пособия своими рукамиМузыкальные дидактические игры и пособия своими руками МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК. ЭТА ПАПКА - ПЕРЕДВИЖКА ПРЕДНАЗНАЧЕНА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. МАМОЧКИ И ПАПОЧКИ МОГУТ БРАТЬ ДИСКИ С НЕОБХОДИМЫМ ИМ МУЗЫКАЛЬНЫМ.

Музыкальные и подвижные игры для детей 5–6 лет Как провести зимние каникулы с ребёнком-дошкольником, чтоб было весело, интересно и с пользой? Конечно же, играть! 1. "ТАНЦЫ СО СМЕНОЙ.

Музыкальные игры для развития звуковысотного слуха детей младшего дошкольного возрастаМузыкальные игры для развития звуковысотного слуха детей младшего дошкольного возраста Часто, когда речь заходит о музыкальном слухе, можно услышать: «…мне медведь на ухо наступил» или «…у моего ребенка совсем нет музыкального.

Музыкальные игры как средство развития детей раннего возрастаМузыкальные игры как средство развития детей раннего возраста Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации «Музыкальные игры для детей»
Опубликовано: 22 мая 2024 в 08:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации «Музыкальные игры для детей»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Аргунова (УИ 1352381) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД