Елена Грачёва
Рекомендации логопеда родителям младшей группы для детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые родители!
У Вашего ребёнка имеются речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Речевые нарушения обусловлены недостаточной подвижностью артикуляционных мышц. Эти нарушения являются серьёзным препятствием в овладении процессом чтения и письма, в усвоении грамматики родного языка. Поэтому, ребёнку рекомендовано посещение логопедических занятий.
Публикация «Рекомендации логопеда родителям младшей группы для детей с ОНР» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Консультации логопеда для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
Родители наравне с учителем-логопедом несут ответственность за посещение ребёнком логопедических занятий и закреплением их в выполнении домашних заданий.
Эффективность коррекционной работы учителя-логопеда значительно увеличится, если Вы будете придерживаться следующих рекомендаций :
1. Во время совместных мероприятий в выходные дни (прогулки, походы в парк, театр, кино, в вечернее время дома старайтесь как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса и развитию связной речи Вашего ребёнка, беседуя на различные темы. Постоянно привлекайте внимание ребёнка к окружающему. При разговоре необходимо вводить в активный словарь новые, незнакомые для ребёнка слова. Чем шире и богаче словарный запас ребёнка, тем глубже его мышление. Задав вопрос добиваться полного, развёрнутого ответа, содержащего все части речи (не исключая прилагательных). Заметив неточности в употреблении слов, их согласовании в предложении надо сразу исправлять ошибки, давая правильный образец. Обращайте внимание на выразительность речи, чёткость проговаривания слов. Помните, что ваша речь служит вашему ребёнку примером для подражания!
2. Ввести в семейную практику ежедневное чтение небольших, доступных для понимания текстов детской художественной литературы разнообразных жанров (сказки, рассказы, стихи, загадки, скороговорки и др.). После окончания чтения попросите ответить ребёнка на вопросы по содержанию текста или по иллюстрации. Помните, что без словарной работы, без объяснения непонятных слов и выражений чтение любой, даже самой хорошей детской книжки будет бесполезным занятием. Обращайте внимание на красоту, многообразие русского языка.
3. Рассматривание картинок, иллюстраций в книгах, совместное составление рассказов по ним. Учите ребёнка фантазировать, выдумывать различные истории, логично и последовательно выражать свои мысли.
4. Создайте дома условия, чтобы ребёнок как можно чаще лепил из пластилина, рисовал карандашами и красками, выполнял разнообразную работу с ножницами, пришивал пуговицы и т. д. Все виды работ, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук являются важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, повышающим работоспособность коры головного мозга.
5. Ежедневное выполнение артикуляционных упражнений, указанных логопедом. Их систематическое выполнение необходимо для устранения нарушений в работе артикуляционного аппарата и подготовке его к постановке и автоматизации звуков. Выполняется артикуляционная гимнастика перед зеркалом. Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений. Вначале движения выполняются медленно, неторопливо, по мере овладения ими темп увеличивается. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Желательно выполнение артикуляционной гимнастики под счёт.
6. Нельзя прекращать занятия с ребёнком во время каникул, в выходные дни, иначе проделанная работа может пройти зря и придётся начинать работу заново.
Памятка для родителей
по выполнению упражнений артикуляционной гимнастики
1. При выполнении упражнений необходимо соблюдать определённую последовательность – от простых упражнений к более сложным.
2. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе, перед зеркалом.
3. Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
4. Зеркало можно убрать, когда ребёнок научиться правильно выполнять движения.
5. Выполняйте назначенный комплекс гимнастики каждый день.
6. Если для ребёнка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки и выполнять их в течение дня.
7. Можно использовать механическую помощь, если у ребёнка не получается какое-либо движение. Ручкой чайной ложки или чистым пальцем можно помочь ребёнку принять нужное положение языка.
8. После освоения ребёнком начального комплекса гимнастики постепенно добавятся индивидуальные упражнения с учётом неправильного произношения звуков.
Памятка для родителей по выполнению дыхательных упражнений
Речь ребёнка невозможна без правильного дыхания. Отрабатывая правильное речевое дыхание, придерживайтесь определё нных правил:
1. вдох через нос, выдох осуществляется ртом;
2. губы при вдохе немного открыты («трубочка»);
3. выдох должен быть продолжительный и плавный;
4. предметы, предлагаемые ребёнку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребёнка;
5. не поднимать плечи;
6. не надувать щёки при выдохе;
7. осанка ребёнка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулясь и не опускать плечи).
Учитель-логопед : Грачёва Елена Александровна
Речевое воспитание ребё нка в семье:
особенности усвоения словарного запаса.
(консультация для родителей)
Широко распространено мнение о том, что логопеды только «ставят» звуки, т. е. исправляют неправильное произношение. Это не совсем так. Целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, а также развитие связной речи.
Остановимся на особенностях усвоения ребёнком словарного запаса. Самые первые слова у ребёнка появляются примерно к году. Эти слова очень просты по своему звуковому составу и, помимо гласного звука А, включают в себя лишь наиболее простые по артикуляции согласные П, Б, М (папа, мама, баба). В дальнейшем словарь ребёнка развивается как в количественном, так и в качественном отношении. Количественный рост словаря происходит следующим образом. К возрасту 1 год 3 мес. Ребёнок имеет в своём запасе от 5 до 10 слов. К полутора годам этот возрастает до 30 слов, к 2 годам – до 200 слов. К школьному возрасту словарный запас ребёнка достигает 1500-2000 слов. Кстати, словарный запас взрослого человека обычно составляет не менее 5000 слов.
Однако, это лишь примерные цифры, поскольку количественный рост словаря очень во многом зависит от условий жизни и семейного воспитания, от того внимания, которое взрослые уделяют речевому развитию ребёнка.
Помимо количественного роста словарь ребёнка постоянно обогащается в качественном отношении. Это происходит, прежде всего, за счёт усвоения ребёнком всё новых и новых значений уже известных ему слов. Например, РУЧКА – это уже не только маленькая рука ребёнка, но и орудие для письма, а также ручка у двери, кастрюли, швейной машинки, у какого-то прибора и пр. (большинство слов в русском языке многозначны). Другой важнейший источник качественного обогащения словаря – это овладение переносным значением слов (ЗОЛОТЫЕ РУКИ, ГОРЯЩИЕ ГЛАЗА, СВЕТЛАЯ ГОЛОВА и пр.).
Признаки, указывающие на трудности в усвоении ребёнком младшего школьного возраста словарного запаса, свидетельствуют :
• В активном словаре мало существительных, глаголов, прилагательных, наречий. Это приводит к тому, что у ребёнка не хватает слов для полноценного выражения мыслей. Из-за незнания названий многих предметов ребёнок вынужден заменять в своей речи близкие по значению слова (САНКИ-ЛЫЖИ, СУМКА-ЧЕМОДАН, ТИГР-ЛЕВ и т. д.). То же самое происходит и с глаголами. Имена прилагательные ограничиваются словами ХОРОШИЙ-ПЛОХОЙ, МАЛЕНЬКИЙ-БОЛЬШОЙ. Из-за «нехватки слов» дети не могут правильно назвать признаки знакомых им предметов. Например, говорят, что по вкусу соль «невкусная», а сахар – «вкусный».
• Отсутствие или недостаточное количество обобщающих слов.
• С трудом даётся подбор слов с противоположным значением (антонимов). Пример: «Вот эта лента широкая, а эта какая?» Ответы: «тонкая», «маленькая»
• Словарь беден синонимами (близкие по значению слова). Чем больше в словарном запасе ребёнка имеется синонимов, тем точнее он может выразить свою мысль.
Для развития словарного запаса у детей (в количественном и качественном отношениях) необходимо правильная, достаточно богатая и образная речь окружающих ребёнка людей и их речевое общение с ребёнком. Огромную роль в речевом развитии ребёнка играет правильное воспитание в семье.
1. Находясь рядом с ребёнком, всё время разговаривайте с ним, постоянно обращайте его внимание на окружающие предметы, называйте их, рассказывайте об их назначении и, когда это возможно, о происхождении этих предметов. Помните, что чем шире и богаче словарный запас ребёнка, тем глубже его мышление.
2. Ежедневное самостоятельное чтение ребёнком небольших по объёму, доступных для понимания произведений художественной литературы. Продолжительность чтения - до 30 мин.
3. Введите в семейную практику ежедневное чтение взрослым более объёмных произведений детской отечественной и зарубежной литературы.
4. Очень важно научить ребёнка спрашивать о непонятных словах. В любой детской книжке, которую Вы читаете своему ребёнку, бывает много непонятных ему слов и выражений. Сами родители не всегда могут определить, какое слово или выражение будет непонятно ребёнку. Поэтому, если ребёнок спрашивает, что обозначает то или иное слово или выражение, это значит, что он не просто слушает, а пытается понять читаемое, думает. Без словарной работы, без объяснения непонятных слов и выражений чтение любой даже самой хорошей детской книжки будет бесполезным занятием.
5. Не менее важно научить ребёнка правильно и последовательно пересказывать содержание книг, чётко выражать свои мысли.
В возрасте 7 лет Ваш ребёнок и Вы ещё имеете хорошую возможность плодотворно поработать и за период начальной школы развить и закрепить речевые навыки, необходимые для дальнейшего обучения в школе.
Помните! Любое нарушение речевой деятельности может привести е неприятным последствиям. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рассказ приведут позднее к проблемам в изучении литературы, биологии, истории, географии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания.