Пономарева Юлия Юрьевна
Рекомендации «Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст - это период первоначального фактического склада личности. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребенка (формирует такие личностные качества, как самостоятельность, инициа-тивность, ответственность, творчество, компетентность, коммуникативность, произволь-ность, столь необходимые в дальнейшем, за пределами детства).
Публикация «Рекомендации „Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми“» размещена в разделах
В условиях смены приоритетов в области образования проблема воспитания ребён-ка, способного мыслить и действовать активно, творчески, самостоятельно -приобретает актуальное значение. Поэтому на современном этапе одной из главных задач образования является не только передача определенной суммы знаний и умений, но и развитие позна-вательной активности, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний, через личностно-ориентированную модель взаимодействия.
Взаимодействовать – это значит общаться на равных, учитывая интересы и потреб-ности сторон. Участники этого процесса становятся его субъектами.
Целью личностно-ориентированной модели общения педагога и ребёнка -содействовать становлению личности (развитие ребенка с учетом возрастных и личност-ных особенностей).
В условиях ДОУ крайне важным является подготовка педагога, способного эффек-тивно реализовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, их ро-дителями и коллегами, открытого для построения успешного сотрудничества не только внутри детского сада, но и за его пределами – с учителями школ, другими специалистами.
Такого педагога можно назвать педагогом нового уровня.
Использование модели личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком дошкольного возраста, предъявляет серьезные требования к степени личного совершен-ства педагога, к уровню его компетентности в области социальной психологии и владения профессиональными навыками коммуникации.
- проявляет активную позицию, устойчивый интерес в общении, в построении сов-местной деятельности с детьми, ориентирован на получение успешных совместных ре-зультатов;
- умеет устанавливать партнерские отношения с детьми, основанные на взаимном интересе и уважении;
- выстраивает общение с родителями воспитанников на основе диалога, проявляя при этом собственную позицию, позитивный настрой, применяя при взаимодействии с ними разнообразные методы, формы работы, в том числе нетрадиционные;
- стремится к обсуждению с коллегами своего профессионального опыта;
- умеет конструктивно воспринимать критику со стороны коллег, родителей воспи-танников, администрации, готов к постоянному личностному и профессиональному росту;
- умеет аргументировано отстоять свою профессиональную точку зрения в общении с родителями детей, коллегами, администрацией;
- открыт к установлению контактов с коллегами (воспитателями, специалистами, учителями) как в своей стране, так и за рубежом;
- умеет создавать соответствующие условия (среду) для взаимодействия с детьми, родителями воспитанников, коллегами;
- умеет транслировать свои профессиональные достижения на мероприятиях психо-лого-педагогической направленности разных уровней (внутри учреждения, на окружном, городском, всероссийском и международном уровнях).
Неадекватные педагогические воздействия взрослых, такие как ограничение иссле-довательской активности, равнодушие, навязывание готовых ответов и суждений, упреки в случае неудачи сдерживают развитие у дошкольников потребности в активном позна-нии.
Для педагога ДОУ во взаимодействии с ребенком, главное:
установка на ребенка дошкольного возраста как на субъекта образовательного про-цесса, как на личность, индивидуальность;
умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;
позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов дошкольников;
ориентация, на формирование учебной деятельности детей дошкольного возраста, развитие мотивационной сферы, повышение степени самостоятельности на занятиях;
направленность педагогической деятельности на развитие личности ребенка;
диалогическая позиция в общении;
направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач в профессиональ-ной деятельности;
поощрение творческой активности ребят.
Педагог в личностно ориентированном процессе взаимодействия выполняют сле-дующие функции:
1. Собеседник (функция эмоциональной поддержки).
Речь идет о способности и умении педагога центрироваться на ребенке, на том, что для него значимо, что проявляется в заинтересованности, озабоченности интересами, го-товности поддержать беседой, обсуждением, помощью.
2. Исследователь (исследовательская функция). Она выражается в трех аспектах:
первый аспект — умение педагога проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения и воспитания, отслеживать личное продвижение каждого ребенка в учебном взаимодействии;
второй аспект - использование педагогом в процессе обучения психо - диагности-ческих методов и процедур, что способствует получению информации о развитии ребенка, о его успехах и трудностях;
третий аспект — применение педагогом развивающих «технологий» личностного роста. Педагог должен иметь способность корректировать и направлять процесс развития ребенка дошкольного возраста в общении с ним, точно и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении знании.
З. Фасилитатор.
Педагог — фасилитатор - это педагог, способствующий ребенку в усвоении и осво-ении нового. Педагог — фасилитатор строит свои взаимоотношения с ребенком на поло-жительном принятии ребенка, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым, создавая комфортные для развития ребенка условия.
4. Эксперт (экспертная, консультативная функция). Она вырастает из потребности в педагоге, обладающем глубокими, систематическими знаниями, разносторонними, прак-тическими навыками и умениями. Доброжелательный и компетентный педагог располага-ет ребят к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого педа-гога значимо для детей, и потому ребята готовы обращаться к нему за консультацией.
Опираясь на индивидуальные способности детей, в процессе личностно – ориенти-рованного взаимодействия преследуется цель формирования и развития жизненных уме-ний и навыков. Для этого предлагаются следующие формы работы:
*проведение занятий по подгруппам;
*проведение индивидуальной работы с каждым ребенком; -
*проведение бесед с ребенком с целью создания условий для выражения своего мнения, доказательства им правильности своей позиции;
*построение партнерских взаимоотношений между педагогами и детьми;
*работа психолога с детьми дошкольного возраста, направленная на развитие лич-ностных качеств, психологических процессов, коррекцию