Лучший педагог года

Рекомендации «Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми»

Пономарева Юлия Юрьевна
Рекомендации «Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст - это период первоначального фактического склада личности. Развиваются тесно связанные друг с другом познавательная и эмоционально-личностная сферы ребенка (формирует такие личностные качества, как самостоятельность, инициа-тивность, ответственность, творчество, компетентность, коммуникативность, произволь-ность, столь необходимые в дальнейшем, за пределами детства).

Публикация «Рекомендации „Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми“» размещена в разделах

В условиях смены приоритетов в области образования проблема воспитания ребён-ка, способного мыслить и действовать активно, творчески, самостоятельно -приобретает актуальное значение. Поэтому на современном этапе одной из главных задач образования является не только передача определенной суммы знаний и умений, но и развитие позна-вательной активности, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний, через личностно-ориентированную модель взаимодействия.

Взаимодействовать – это значит общаться на равных, учитывая интересы и потреб-ности сторон. Участники этого процесса становятся его субъектами.

Целью личностно-ориентированной модели общения педагога и ребёнка -содействовать становлению личности (развитие ребенка с учетом возрастных и личност-ных особенностей).

В условиях ДОУ крайне важным является подготовка педагога, способного эффек-тивно реализовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, их ро-дителями и коллегами, открытого для построения успешного сотрудничества не только внутри детского сада, но и за его пределами – с учителями школ, другими специалистами.

Такого педагога можно назвать педагогом нового уровня.

Использование модели личностно – ориентированного взаимодействия с ребенком дошкольного возраста, предъявляет серьезные требования к степени личного совершен-ства педагога, к уровню его компетентности в области социальной психологии и владения профессиональными навыками коммуникации.

- проявляет активную позицию, устойчивый интерес в общении, в построении сов-местной деятельности с детьми, ориентирован на получение успешных совместных ре-зультатов;

- умеет устанавливать партнерские отношения с детьми, основанные на взаимном интересе и уважении;

- выстраивает общение с родителями воспитанников на основе диалога, проявляя при этом собственную позицию, позитивный настрой, применяя при взаимодействии с ними разнообразные методы, формы работы, в том числе нетрадиционные;

- стремится к обсуждению с коллегами своего профессионального опыта;

- умеет конструктивно воспринимать критику со стороны коллег, родителей воспи-танников, администрации, готов к постоянному личностному и профессиональному росту;

- умеет аргументировано отстоять свою профессиональную точку зрения в общении с родителями детей, коллегами, администрацией;

- открыт к установлению контактов с коллегами (воспитателями, специалистами, учителями) как в своей стране, так и за рубежом;

- умеет создавать соответствующие условия (среду) для взаимодействия с детьми, родителями воспитанников, коллегами;

- умеет транслировать свои профессиональные достижения на мероприятиях психо-лого-педагогической направленности разных уровней (внутри учреждения, на окружном, городском, всероссийском и международном уровнях).

Неадекватные педагогические воздействия взрослых, такие как ограничение иссле-довательской активности, равнодушие, навязывание готовых ответов и суждений, упреки в случае неудачи сдерживают развитие у дошкольников потребности в активном позна-нии.

Для педагога ДОУ во взаимодействии с ребенком, главное:

установка на ребенка дошкольного возраста как на субъекта образовательного про-цесса, как на личность, индивидуальность;

умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;

позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов дошкольников;

ориентация, на формирование учебной деятельности детей дошкольного возраста, развитие мотивационной сферы, повышение степени самостоятельности на занятиях;

направленность педагогической деятельности на развитие личности ребенка;

диалогическая позиция в общении;

направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач в профессиональ-ной деятельности;

поощрение творческой активности ребят.

Педагог в личностно ориентированном процессе взаимодействия выполняют сле-дующие функции:

1. Собеседник (функция эмоциональной поддержки).

Речь идет о способности и умении педагога центрироваться на ребенке, на том, что для него значимо, что проявляется в заинтересованности, озабоченности интересами, го-товности поддержать беседой, обсуждением, помощью.

2. Исследователь (исследовательская функция). Она выражается в трех аспектах:

первый аспект — умение педагога проводить анализ динамики взаимоотношений во время обучения и воспитания, отслеживать личное продвижение каждого ребенка в учебном взаимодействии;

второй аспект - использование педагогом в процессе обучения психо - диагности-ческих методов и процедур, что способствует получению информации о развитии ребенка, о его успехах и трудностях;

третий аспект — применение педагогом развивающих «технологий» личностного роста. Педагог должен иметь способность корректировать и направлять процесс развития ребенка дошкольного возраста в общении с ним, точно и адекватно контролируя ход его продвижения в освоении знании.

З. Фасилитатор.

Педагог — фасилитатор - это педагог, способствующий ребенку в усвоении и осво-ении нового. Педагог — фасилитатор строит свои взаимоотношения с ребенком на поло-жительном принятии ребенка, эмпатическом понимании, открыто выражая свои чувства и тем самым, создавая комфортные для развития ребенка условия.

4. Эксперт (экспертная, консультативная функция). Она вырастает из потребности в педагоге, обладающем глубокими, систематическими знаниями, разносторонними, прак-тическими навыками и умениями. Доброжелательный и компетентный педагог располага-ет ребят к тому, чтобы они воспользовались его знаниями и опытом. Мнение такого педа-гога значимо для детей, и потому ребята готовы обращаться к нему за консультацией.

Опираясь на индивидуальные способности детей, в процессе личностно – ориенти-рованного взаимодействия преследуется цель формирования и развития жизненных уме-ний и навыков. Для этого предлагаются следующие формы работы:

*проведение занятий по подгруппам;

*проведение индивидуальной работы с каждым ребенком; -

*проведение бесед с ребенком с целью создания условий для выражения своего мнения, доказательства им правильности своей позиции;

*построение партнерских взаимоотношений между педагогами и детьми;

*работа психолога с детьми дошкольного возраста, направленная на развитие лич-ностных качеств, психологических процессов, коррекцию

Публикации по теме:

«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 2 7. Игровая ситуация «Что мы чувствуем» (данную игру лучше проводить весной.) Цель: учить детей всматриваться, прислушиваться, замечать.

«Игровые ситуации взаимодействия с детьми по формированию эстетического отношения к окружающему миру». Часть 1 Быть способным замечать, чувствовать красоту окружающей действительности, это значит быть счастливым человеком, жить в гармонии с окружающим.

Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации на основе произведения Нины Павловой «Земляничка» Конструирование образовательной ценностно-ориентированной ситуации с детьми третьего года жизни на основе произведения Нины Павловой «Земляничка».

Личностно ориентированная модель педагогического взаимодействия с дошкольниками Концепция дошкольного воспитания выдвинула в качестве основного направления перестройки системы образования гуманизацию воспитательной работы.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Рекомендации «Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми»
Опубликовано: 27 августа 2024 в 02:51
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации «Как прийти к личностно-ориентированной модели взаимодействия с детьми»» (включая файлы) размещена пользователем Пономарева Юлия Юрьевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД