Валентина Семёнова
Рекомендации для воспитателей и родителей по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для воспитателей и родителей по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста
(слайд 1) Федеральные государственные стандарты ДО (ФГОС ДО) предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, у ребёнка должны быть развиты творческие способности, он должен обладать:
инициативностью;
самостоятельностью;
любознательностью.
Публикация «Рекомендации для воспитателей и родителей по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Музыка. Консультации для родителей
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Развитию этих качеств, способствует занятие музыкой. Основные задачи музыкального воспитания представлены на слайде. (слайд 2)
Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик, побуждает к активности, обогащает яркими художественными впечатлениями.
Конечно, в первую очередь, в детском саду работу по повышению уровня музыкального развития детей ведёт музыкальный руководитель.
Между тем с воспитателя не снимается ответственность за организацию музыкального развития детей группы, с которой он работает. Нам, музыкальным руководителям, хотелось бы видеть заинтересованность воспитателей в процессе музыкального занятия. Когда ребенок видит, что воспитатель с интересом выполняет все задания, то сам включается в процесс с еще большим вдохновением.
Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе. А между тем ФГОС ДО «говорит» нам о том, что должно быть взаимодействие между всеми участниками образовательных отношений. В музыкальном развитии цель воспитателя заключается в поддержании интереса и ценностного отношения детей к занятиям музыкой.
Поэтому он должен быть помощником музыкального руководителя на занятии музыкой.
(Слайд 3) Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкально – ритмической деятельностью: упражнения, танцы, игры. Он поет вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, помогает им при выполнении различных действий, воспитатель привлекается для показа движений в упражнениях и танцах.
(Слайд 4)Меньшая - в процессе слушания музыки.
Прежде всего, воспитателю необходимо понять, что на музыкальном занятии он такой же участник, как и дети, а не надзиратель.
(Слайд 5) При распевании, пении:
Кроме этого воспитатель самостоятельно может осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы: пение, слушание музыки, музыкально- ритмические движения, игру на ДМИ.
- привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски на прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной деятельности детей.
-включать музыкальное сопровождение видео физминутки при организации непрерывной образовательной деятельности и режимных моментов.
От умения педагога использовать музыкальный репертуар в повседневной жизни ДОУ зависит отношение детей к занятиям музыкой, эмоциональный настрой ребёнка. Педагог должен заботиться о развитии самостоятельной музыкальной деятельности, используя различные методические приемы, исходя из конкретной ситуации, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Необходимо приучать дошкольников к самостоятельности, предлагая спеть песенку, придумать, как пляшут трусливый заяц, косолапый медведь, подобрать попевку на металлофоне. Одновременно нужно побуждать детей к самообучению, предлагая им задания типа: «Научись отбивать ритм песенки на барабане», «Выучи колыбельную для куклы».
Музыкальный материал должен быть доступен и привлекателен для ребенка. чтобы они могли воплотить свои игровые замыслы в самостоятельной деятельности через сюжетно – ролевые игры и упражнений дидактического типа.
Большое значение для поддержания интереса детей к занятиям музыкой имеет создание предметно- пространственной развивающей среды, способствующей возникновению музыкальной активности детей по их собственной инициативе, поэтому при оформлении групповых комнат воспитатели должны продумать место для музыкального творчества.
(Слайд 6) В нашем детском саду имеются музыкальные центры, вкоторые содержат музыкальные инструменты, портреты композиторов, предметы для танцев (цветы, платочки, а так же музыкально-дидактические игры. (слайд 7)
Работа по развитию у детей старшего дошкольного возраста интереса и ценностного отношения к занятиям музыкой будет эффективнее, если, принимают активное участие не только музыкальный руководитель, воспитатели, но и родители.
Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, музыкальных школах.
В некоторых семьях мало обеспокоены музыкальным воспитанием детей, но всё же работа в данном направлении должна вестись и начать с самого простого. Это создать условия:(Слайд 8)
Рекомендации к условиям : (Слайд 9)
Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой (пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка А. Вивальди, И. С., Баха, В. А. Моцарта.
Поощряйте певческую деятельность детей. Придя из детского сада с детьми составьте беседу о впечатлениях полученных на музыкальных занятиях, о новых понравившихся песнях. Попросить их спеть. Пусть ребенок научит вас этой песне. Дома старайтесь ограничить голос детский от излишних нагрузок (не петь “взрослых” песен с большим диапазоном мелодий). Как можно чаще устраивать совместные дуэты (с мамой, папой, бабушкой).
Как можно чаще создавайте ситуации для танцевальной импровизации дошкольников. Используйте музыку для выполнения физических упражнений. При обсуждении балета, танцев, увиденных фильмов, театре, на концерте обращать внимание детей на красоту движений, возможности языка-жеста, мимики, позы, пантомимы.
При выполнение утренней гимнастики, лечебной физкультуры используйте музыкальное сопровождение.
Приобщайте к игре на детских музыкальных инструментах.
Обеспечьте условия для элементарного музицирования на простейших музыкальных инструментах : народных (бубен, ложки, колокольчики, трещотки и другие, инструментах детского оркестра (металлофон, триолла, ксилофон). Музыкальные инструменты так же можно изготовить дома из подручных материалов. (Слайд 10)
Родители могут обучать детей игре на инструментах, если они сами умеют на них играть или подбирать мелодию по слyxy. Нужно показать ребенку, что это в первую очередь музыкальный инструмент, способный воспроизводить мелодию, иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы. Если родители заметили способности ребёнка и желание заниматься музыкальным творчеством, для того, чтобы дальше их развить целесообразно записать ребенка в музыкальную школу.
Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр – напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах.
Таким образом, в семье дети могут получить первое «музыкальное образование». Если ребенок посещает детский сад, то «двойное», которое позволяет успешнее развивать у детей интерес и ценностное отношение к занятиям музыкой и его музыкальные способности.