Наталья Петровна Осадченко
Рекомендации для родителей «Зачем нужны игры для развития мелкой моторики»
▼ Скачать + Заказать документы
Истоки способностей и дарования детей
находится на кончиках пальцев.
В. А. Сухомлинский
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым, но и к детям: неуклонно растете объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, что педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос существом социальным?
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Консультации и рекомендации
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Ответы на эти вопросы ищут специалисты разных областей знаний – психологи, лингвисты, физиологи, логопеды, дефектологи. Ими предложены интересные гипотезы для объяснения механизмов речи. М. М. Кольцов в работе «Ребенок учиться говорить» указывает на то, что речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремиться делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся история человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно, с теми у которых имеются различные нарушения развития речи. Совершенствование мелкой моторики – это совершенство речи.
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями.
Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Существует множество разнообразных игр для развития мелкой моторики, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов, которые активно использую в своей коррекционной работе:
- массажных мячиков
-прищепок
-крупных бигуди
-резинок для волос
-шестигранные карандаши
-орехи
-шишки
-пробки от бутылок.
Больше всего на свете ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.
Дети очень любят манипулировать, играть с предметами – заместителями, придумывать для них новое применение. Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.
Играя с ребенком, следует выражать радость, печаль, удивление, ведь то или иное событие ребенок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено.
Предлагаю несколько игровых упражнений для совместной игры с детьми дома :
«Бежит ежик по дорожке» (с шишкой)
Бежит ежик по дорожке,
У него кривые ножки,
Весь иголками оброс, -
Жалко ёжика до слез.
(дети катают шишку в руках, делая движения вперед – назад, вправо – влево между ладонями)
«Ежонок» (с шишкой)
На жаре в лесу спросонок
Умывается ежонок.
Мать – ежиха таз берет.
Мордочку ежонку трет.
(дети катают мячик в руках, делая движение вперед – назад, вправо – влево между ладонями.
Дети кладут мячик на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки, затем меняют руки).
«Урок» (с орехом)
Нажимаем на звонок,
Начинается урок:
Дзинь! (5 раз)
(дети кладут орех на правую ладонь. Каждым пальцем левой руки поочередно нажимают на бугорки мячика, затем меняют руки).
«Дружба» (с орехом)
Я в друзьях души не чаю!
Я друзей своих встречаю!
Каждый руку пожимает!
Каждый мне привет шлет!
(дети крепко сжимают орех поочередно в одной и другой ладони. Машут рукой).
«Подъемный кран» (с карандашом)
Карандашик поднимаю,
Крепко пальчик сжимаю
(дети кладут карандаш на правую ладонь, поднимают его большим и указательным пальцем, затем большим и средним, затем большим и безымянным и большим и мизинцем левой руки. Затем выполняют эти же движения правой рукой).
«Вертолет» (с карандашом)
Отправляется в полет
Наш красавец – самолет!
(дети вращают карандаш пальцами обеих рук вверх – вниз).
Желаю Вам успехов и приятных минут общения с ребенком!