Семенцова
Рекомендации для родителей с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей с детьми ОВЗ
Если ребенок не говорящий, необходимо чутко улавливать состояние ребенка, стремиться к пониманию причин крика. Это может быть усталость ребенка; способ снятия эмоционального напряжения; сообщение о непереносимости какой-либо ситуации: громких звуков, прерывания интересного дела и проч. ; требование интересующего предмета и т. д.
Всячески способствовать использованию альтернативных способов общения, например, жестов. Жестами можно не только указывать на интересующий предмет, но и изображать, например, действия: «пить», «спать» и проч.
Публикация «Рекомендации для родителей с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2021
Кратко комментировать состояние ребенка. Например, вы точно знаете, что волнение ребенка в данный момент связано с болью: он ушибся. Обязательно скажите: «Больно». Ведь наши личные ощущения в наименьшей степени доступны для понимания окружающих. И чтобы малыш научился сообщать о них, он должен научиться соотносить свое состояние со словом.
Важно развивать понимание речи. Называйте предметы, на которые смотрит и к которым проявляет интерес ваш малыш. Кратко и четко комментируйте совершаемые им действия.
Говорите за ребенка, если он пока не может просить словами, а вы точно знаете, чего он хочет. Например: «Помоги»; или: «Дай машинку».
Создавайте периодически ситуации, когда ребенок вынужден обратиться к вам с просьбой: не может достать сам любимую игрушку; нужный предмет стоит на другом месте и проч. Пусть малыш попросит любым доступным ему способом: при помощи слов, лепета, звуков, жестов.
Играйте в подвижные, эмоционально насыщенные и интересные ребенку игры. Сопровождайте игру междометиями, словами, потешками.
Некоторые игры и приемы, помогающие появлению речи у ребенка.
1. Игра «Чего не стало».
Главный смысл этой игры заключается в том, чтобы побуждать ребенка в игровой, эмоциональной форме спонтанно произносить слова. Поэтому здесь не нужно стараться, чтобы малыш говорил идеально правильно и полностью воспроизводил все звуки родного языка. Вначале важно вызвать у малыша желание говорить; не спугнуть его завышенными требованиями.
Выкладываете на столе перед ребенком небольшие игрушки; начинайте с 2-3 хорошо знакомых предметов. Последовательно, слева направо называете игрушки, например: «Кукла, кот». После этого прикрываете ребенку глаза рукой и убираете одну из игрушек. Затем вместе с ребенком смотрите на стол, эмоционально обыгрываете: «Ой, нету! Кто убежал?». Если ребенок не называет предмет, проговариваете сами: «Кот!». Можно привлечь ребенка к поискам игрушки: «Где кот?», - вместе находите: «Вот кот!». Ставите найденный предмет на место в ряд игрушек и опять поощряете ребенка его назвать: «Кто?», - если малыш опять не называет, проговариваете сами.
Впоследствии игра усложняется: добавляются новые игрушки, их количество увеличивается; предметы меняются местами; вы можете прятать игрушки по очереди с ребенком; играть в разных местах квартиры и проч.
2. Прерывание действий.
Эта игра направлена на формирование у ребенка спонтанных высказываний. Суть ее состоит в том, что взрослый прерывает известную ребенку последовательность, тем самым поощряя малыша к самостоятельной речи.
Например, у вас сложилась традиционная игра с мячом. Вы кладете ребенка животом на большой мяч и качаете его так, чтобы он попеременно касался пола то руками, то ногами. Раскачивания вы сопровождаете потешкой, припевом песенки. Например:
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме.
Потом, недоговаривая слово «маме», приостанавливаете игру и замолкаете, удерживая ребенка на мяче. Ждете, когда он скажет: «Маме». Если ребенок не говорит, тогда вы сами произносите за него слово и продолжаете игру.
Если ребенок не включается в предлагаемую вами игру и протестует, не настаивайте. Продолжайте играть так, как будто вы играете вместе с ребенком. А затем привлеките его внимание к тому, что он точно любит, и подключитесь к его игре. Однако не оставляйте попыток пробовать новые игры еще и еще раз.
Еще один пример прерванных действий. Раскачивая качели, вы можете прервать действие и дождаться, пока ребенок попросит: «Качай», или: «Еще».
Ребенку с аутизмом понятнее зрительно представленная информация. Создайте визуальное расписание. Визуальное расписание – это последовательность мероприятий, событий и дел, представленная картинками, фотографиями, символами. Расписание может охватывать как целый день, так и более короткий период времени. Визуальное расписание организует ребенка. Снимает необходимость в сопровождающем взрослом, который постоянно водит ребенку за руку и указывает, что надо делать. Визуальное расписание уменьшает вероятность появления нежелательного поведения ребенка в моменты переходов от одного вида деятельности к другой. Расписание сообщает ребенку, что должно произойти, и, таким образом, делает жизнь ребенка более предсказуемой, снижает общий уровень тревожности.
Для подготовки ребенка к предстоящим событиям используйте социальные истории. Социальные истории – это разновидность визуального расписания. Это последовательные картинки и простые фразы, раскрывающие, как будут разворачиваться события в ближайшем будущем. Социальные истории полезны в тех случаях, когда ребенку предстоит попасть в незнакомую обстановку, в среду неизвестных ему людей. Рассказывая социальные истории, мы помогаем ребенку сориентироваться и понять, как себя вести в новой ситуации.
Для развития восприятия ребенка играйте с разнообразными природными материалами и предметами. Предлагайте разные игрушки: пластмассовые, резиновые, деревянные, мягкие, пушистые. Во время купания можно использовать мочалки и губки разной жесткости. В том случае, если нет противопоказаний, смазывайте тело ребенка кремом, делайте различные виды массажа. Дайте ребенку поиграть с щеткой, помпоном от вязаной шапки, ребристым мячиком из зоомагазина. Можно сделать книжку из лоскутов ткани разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха. Туда же можно добавить лист полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную, гофрированную и наждачную бумагу и проч. Играйте с шишками, колючими каштанами, ребристыми грецкими орехами и гладкими желудями, с камушками, сухим и мокрым песком, с глиной, пластилином, тестом из муки и соли.
Совместные игры детей и взрослых
1. Игра в ванной комнате. Возьмите бутылочки с брызгалками и распылителями, наполните их цветной водой. Покажите ребенку, как играть, направляя струю на стену над ванной.
2. В глубокий поднос насыпьте манную крупу. Покажите ребенку, как, проводя рукой (пальцами, можно оставлять следы, рисовать. Помогите ему сделать так же.
3. Поставьте на стол две банки: пустую и с крупой. Покажите, как, зачерпывая крупу ложкой, пересыпать крупу из одной ёмкости в другую. Помогите ребенку пересыпать крупу ложкой.
4. В большую емкость насыпьте крупу и спрячьте в ней мелкие игрушки. Далее покажите, как отыскать предметы и сложить их в мисочку. Потом можно будет использовать ситечко, ложку и пинцет.
Каждая игра постепенно усложняется по мере того, как ребенок осваивает навыки. При успехах ребенка обязательно его хвалите!