Джульетта Бабаханян
Рекомендации для родителей «Развитие детской инициативы»
▼ Скачать + Заказать документы
В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, в общих положениях утверждаются основные принципы дошкольного образования. Одним из принципов является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициативность проявляется ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, к ведению здорового образа жизни. Он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям и родителям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, с изобретательностью.
Публикация «Рекомендации для родителей „Развитие детской инициативы“» размещена в разделах
* Необходимо отметить, что для развития инициативности в процессе укреплении здоровья ребенка важно участвовать родителям. Простейшие навыки самообслуживания формируются именно из элементарного желания ребенка помочь маме или папе, научиться делать, как родители. Тут важно, во-первых, не бить по рукам, когда ребенок "лезет помочь". И во-вторых, не вздыхать "инициатива наказуема", когда ребенок в чем-то ошибся.
• нужно поощрять желание ребенка говорить, разговаривать и вступать в контакты.
Родители должны помнить, если мы хотим, чтобы наши дети были здоровы, верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.
Развитие- это всегда что-то новое, а новое всегда сопровождается и ошибками в том числе. Особенно у маленьких детей не проходит и дня без приключений и новых открытий.
Родители часто неохотно поддерживают приступы детской самостоятельности : они обременительны и небезопасны. Пресекать и часто переключать внимание ребенка на более разумные действия, по мнению родителей, тоже нельзя: это тормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности.
Родители являются примером для ребенка. Он стремится быть похожим на членов семьи. Целеустремленность у ребенка проявляется в безудержных инициативах : ребенок хочет подражать маме во всем: умываться, кушать, делать зарядку как мама, или закаляться как папа. Но на первых парах нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, необходимо поддержать ребенка.
Здоровье-главная ценность в жизни человека и только совместно можно помочь ребенку вырасти крепким и здоровым.
Для родителей это замечательная возможность показать: «Я тебе доверяю, ты сможешь это. Я рада за тебя!» Но, к сожалению, часто мы упускаем эти возможности. И даже лишаем ребенка уверенности в себе.
Нужно помнить:
Не ошибки, а успехи и инициатива должны быть оценены и похвалены. Родители могут показать свою радость и позитивные чувства. При этом возникает близость. Ребенок чувствует себя принятым. Его уверенность в своих силах и способностях растет.
Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Чтобы дети чаще проявляли инициативу, нужно вначале их обучать практическим навыкам, то есть вместе играть - это безопасная ситуация, где нужно соблюдать правила, развивая желания, инициативу.
Разные виды игр: подвижные, интеллектуальные, коммуникативные способствуют активизации ресурсов и потенциала детей. Кроме того, очень важным является то что, ребенок сам инициирует игру с родителями или другими детьми.
Что посоветовать родителям?
Как поддержать детскую инициативу и индивидуальность?
Нужно сказать:
• Поддерживайте инициативу, собственную активность ребенка, даже если она кажется неуместной;
• хвалите ребенка за проявленную инициативу, необычный способ выполнения дела; вообще показывайте положительные эмоции к проявлению любой активности и деятельности, которая исходит от ребенка;
• "Капля камень точит" : ненавязчиво подсказывайте ребенку, куда можно реализовать его бьющую энергию. Предлагайте несколько вариантов, а когда он выбирает свой, хвалите за инициативность.
Итак, инициативность у детей проявляется в энергичности и активности ребенка, а также определенной смелости и рискованности, ее развитие предполагает доброжелательного отношения взрослых, которые должны поддерживать и развивать это качество личности, но инициативность должна быть разумной и нравственно оправданной.
Родительская улыбка, одобрительный взгляд педагога восторженный рассказ о достижениях своего ребенка близким - то, ради чего дети способны рисовать, строить, лепить,
заниматься спортом, в общем- творить.
Не скупитесь на знаки внимания.