Карина Гусейнова
Рекомендации для родителей по формированию психологической готовности детей к школе
▼ Скачать
Многие считают, что если ребенок научился читать и писать, то его пора отдавать в школу. Умения читать, писать и считать являются признаками умственного развития детей, а не критериями готовности детей к обучению в школе. Внимательно ознакомьтесь с критериями школьной зрелости. КРИТЕРИИ ШКОЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ :
Готовность ребенка определяется его физическим и психическим развитием, состоянием здоровья, умственным и личностным развитие
Публикация «Рекомендации для родителей по формированию психологической готовности детей к школе» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
1. Общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь в первую очередь идет о развитии памяти, внимания, особенно интеллекта. И здесь важно- какой имеется у него запас знаний и представлений, так же умение действовать во внутреннем плане (т. е. производить некоторые действия в уме).
2. Воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует, не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое – то событие или разговор взрослых. Но сосредоточиться длительное время на том, что не вызывает у него интереса, ему трудно. А это умение совершенно необходимо к моменту поступления в школу. Как и умение, более широкого плана делать не только, то, что тебе хочется, но и то, что надо.
3. Формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной к приобретению знаний.
Важно выделить в психологической готовности несколько компонентов:
Готовность к школе определяется не только уровнем интеллекта, важен не столько объем тех сведений и знаний, который имеет ребенок, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений.
Особое значение в психологической готовности к школе, имеют способности и предпосылки в овладении знаниями и навыками. Мы психологи называем эти предпосылки ’’ вводными навыками ’’. Именно поэтому важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создать условия для развития моторики и особенно движение руки пальцев.
Обязательно, необходимость в развитии способности слушать, понимать смысл прочитанного, умение пересказать, проводить зрительное сопоставление, учитывать важность не объема знаний,а качество мышления.
Основные компоненты психологической готовности дошкольника к школьному обучению.
Принято выделять следующие компоненты:
1. Личностная и социально – психологическая готовность.
2. Интеллектуальная готовность.
3. Мотивационная готовность
4. Эмоционально – волевая готовность.
Личностная готовность- умение строить адекватные отношения со взрослыми,умение общаться со сверстниками,отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи. Социальная зрелость – Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Никита помешал, то есть, виноваты все, только не он. Он боится, что его будут ругать, оценивать в негативной форме. И ребенок вынужден защищаться. Такому ребенку нужна помощь – принятие таким, какой он есть. Уважение и доверие к ребенку должны определять позицию родителей. Это создаст ребенку ощущение психологического комфорта, защищенности, уверенности в своих силах, поможет пережить самый стрессовый класс. Ведь каждый день нужно быть готовым к урокам, внимательным, выдерживать нагрузку, смену деятельности. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ. Успешность школьной жизни связана с еще одной стороной психологической готовности к школе - это умение жить в коллективе, проявлять заботу о других. Как часто в школе между учеником, учителем и сверстниками создается полоса отчуждения. Одна из причин этого явления – неумение ребенка правильно общаться со взрослыми и детьми.
Интеллектуальная готовность - Это способность ребенка быть внимательным, быстро входить в рабочую зону, то есть с первой секунды включаться в рабочий процесс. Очень важно, чтобы ребенок умел удерживать в голове поставленную педагогом задачу, уметь анализировать и давать ответ (результат, и к тому же уметь самого себя проверить. Иметь хорошую развитую речь, уметь мыслить и рассуждать, и, конечно, иметь широкую познавательную базу.
Для Этого:
1. Прививайте любовь к чтению, развивайте способность пересказывать, сохранив основную мысль и последовательность действий.
2. Развивайте кругозор ребенка, водите его в театр, на экскурсии, в музеи; ходите на прогулки по окрестностям, паркам.
3. Развивайте опыт живых представлений об окружающей действительности, обучая наблюдать, сравнивать, анализировать.
4. Развивайте речь детей, познавательные процессы во время совместных игр.
5. Хвалите за малые достижения.
6. Создайте библиотеку познавательных книг.
Мотивационная готовность Мотив это – то, что побуждает ребенка к деятельности, то есть его интересы, потребности, желания. У ребенка, поступающего в школу возможна также негативная мотивация к школьному обучению. Причины выясняются индивидуально, в каждом конкретном случае. Но как правило – это страх ребенка перед школой, который формируют сами родители непосредственно или косвенно.
-Поэтому:
1. Не запугивайте ребенка школой.
2. Читайте ребенку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте вместе мультфильмы, кино о школе.
3. Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребенок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников.
4. Старайтесь больше времени проводить с ребенком, общайтесь с ним на равных, тем самым давая понять, что он уже достаточно взрослый.
5. Чаще хвалите своего ребенка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности.
-Рекомендации родителям.
Подготовить ребенка к школе можно при помощи выполнения ряда заданий, способствующих, повышению общего умственного развития. Эти занятия подразделяются на три вида:
1) тренировка умения слушать и выполнять указания взрослого;
2) тренировка памяти;
3)подготовка руки к овладению письмом.
Если у ребенка затруднения с запоминанием текстов (плохая механическая память, нужно, прежде всего, снять все формы нервного переутомления – удлинить сон, увеличить время прогулок, обогатить питание витаминами.
Подготовка руки к овладению письмом помогают действия с предметами,способствующие развитию и укреплению мелких мышц руки (лепка из пластилина, глины, нанизывание бусинок на проволоку, изготовление украшений из бисера, ручной труд, вышивание, мозаика, конструирование и т. п.).
упражнения: по точкам и по штрихованным линиям узоров, рисование по образцу с опорой на значимые точки; дорисовывание недостающих элементов по образцу; раскрашивание рисунков при помощи различной штриховки.
Уважаемые родители, именно от вашей ежедневной кропотливой работы,будет зависеть насколько легким или тяжелым будет привыкание вашего ребенка к школе, а также, именно от ваших усилий будет зависеть настроение и самочувствие Вашего будущего первоклассника.
ЧТО ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ, ЧТОБЫ РЕБЕНОК С УДОВОЛЬСТВИЕМ И УСПЕШНО УЧИЛСЯ?
1. Не забывайте про витамины, физическую культуру, режим дня, регулярные диспансеризации, консультации специалистов.
2. Приучайте ребенка к умственному труду (совместное чтение книг, заучивание стихов, познавательные беседы и т. д.).
3. Воспитание успехом — главный путь воспитания. «Успех вскармливает успех», «От похвал возрастает дарование» — говорили мудрые. Но не используйте для похвал преувеличения («Ты — гений», " Ты — лучше всех на свете«).
4. Не взрывайтесь и не обвиняйте ребенка: критика и осуждение может ослабить стимул к учебе.
5. Предлагайте выход из положения: «Твои оценки по чтению ниже средних, но мы позанимаемся, ты их исправишь».
6. Не говорите: «Если ты постараешься». Это ударит по уверенности в себе. Тревожность — большой тормоз в успешном учении.
7. Не путайте лень с медлительностью. Это индивидуальное свойство темперамента, и бороться с ним бесполезно. Надо подстраиваться под ритм и темп ребенка, помочь ему правильно рассчитать время при выполнении задач. Из внешкольных занятий таким детям подойдут занятия, не требующие быстроты реакции (живопись,рукоделие, конструирование.).
8. Старайтесь учить планировать и разбивать работу на несколько частей: сделать что-то от и до, потом передохнуть, снова взяться за дело. Чем меньше ребенок, тем важнее участие взрослого в организации его труда.
9. Приучите ребенка к мысли, что лучше отдыхать с чувством выполненного долга. Как говорится в русской пословице: " Сделал дело — гуляй смело". Разумно, в зависимости от особенностей вашего ребенка, пользуйтесь принципом академика Павлова :"Лучший отдых — это смена деятельности«. Если после школы — карате, пение, танцы, неудивительно, что у многих детей может не хватить сил активно участвовать во всем. Возможна самая обыкновенная усталость.
10. Развивайте уверенность в своих силах, а для этого необходимо спокойнее относиться к неудачам. Есть замечательные слова: «Трудности показывают, на что способен человек».
11. Объясняйте ребенку его неудачи не низкими умственными способностями, а недостатком прилагаемых усилий.
12. Приучайте ребенка систематически делать домашние задания. Время приготовления уроков должно быть постоянным, это вызывает предрасположенность к умственной работе, и у ребенка таким образом вырабатывается установка. Ребенок должен иметь постоянное место для приготовления уроков. Никто и ничто не должно его отвлекать.
ВЫ ДОЛЖНЫ ПОМНИТЬ ОДНУ ПРОСТУЮ ИСТИНУ:
Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми - семьей.
В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно. Если вам удастся разумно организовать жизнь вашего ребенка, это облегчит вам взаимное познание, убережет от многих неприятностей в будущем и подарит часы общения с близким человеком.
Завтра новый день, и вы можете сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.
Желаю вам удачи в этом не простом, но очень увлекательным деле!