Назарьева Наталья Александровна
Рекомендации для родителей «Опыт как один из методов ознакомления детей с природой»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для родителей
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 6 города Ейска
муниципального образования Ейский район
Рекомендации для родителей
"Опыт как один из методов ознакомления детей с природой"
Подготовила
Воспитатель: Назарьева Н. А.
Ейск,
2020г.
Публикация «Рекомендации для родителей „Опыт как один из методов ознакомления детей с природой“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно соприкасаются с природой в той или иной форме. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, звери, хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный мир природы побуждает их к игре, художественно речевой деятельности.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Экологическое воспитание чрезвычайно актуальная проблема нашего времени. Экологическое воспитание значимо и с позиций личностного развития ребёнка – правильно организованное, систематически осуществлённое в семье и в дошкольном учреждении, а затем и в школе, оказывают интенсивное влияние на его ум, чувства, волю.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация воспитания и обучения, прогулок, экскурсий, специальных наблюдений развивает у детей мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием педагога, мамы или папы, у дошкольника формируется правильное отношение к окружающей его природе, желание созидать, а не разрушать.
Посеянные в детстве семена дадут урожай спустя годы, но время жатвы настанет. И, столкнувшись с нравственной глухотой и экологической безграмотностью, взрослый с чувством позднего раскаяния убедиться, что недоданное в детстве, непрочитанное, не увиденное и не пережитое ребёнком, превратило его душу в мёртвую пустыню.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природе должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека.
Детям дошкольного возраста уже доступы для понимания сложные и разнообразные знания о растительном и животном мире. Эти знания подразделяются условно на две большие группы: к первой относятся знания, расширяющие кругозор ребёнка, способствующие его интеллектуальному развитию, а ко второй – знания, определяющие правила поведения человека в природе, раскрывающие нравственное отношение к ней.
Эти знания особенно важны для воспитания действенной любви к природе. Их можно объединить в несколько тем: «Зачем людям нужна природа?», «Как человек заботится о природе?», Природа и творчество человека» и. т. д.
Часть работы по формированию у дошкольников экологической культуры должна принадлежать семье. Анализ семейного воспитания оказывает, что большинство родителей не считают формирование экологической культуры важной стороной всестороннего воспитания, не отдают себе отчета в том, какие при этом можно решать задачи. «Знакомство с природой происходит само по себе», «Знакомим по дороге в детский сад», «Об этом не задумывались»- таковы ответы родителей. Стихийность процесса ознакомления детей с природой проявления и в том, что родители «идут за ребёнком», его интересами, не продумывая заранее вопросы.
Человек, умеющий наблюдать природу, испытывает эстетические переживания. Мир природы своей необычностью, новизной, яркостью, Эмоционально воздействует на человека, вызывает у него удивление, радость, восторг, побуждает к передаче чувств в слове и деятельности. Но не все способны глубоко проникнуть в мир красоты природы, воспринимать её и наслаждаться ею. Необходимо научить ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и вслушиваться, беречь красоту природы.
В работе с семьёй важно подчеркнуть, что перед прогулкой в природу необходимо наметить хотя бы небольшую цель, связанную с восприятием объекта природы : полюбоваться ею, присмотреться к чему-либо в природе, заметить, сравнить, вспомнить и т. д.
Играйте на свежем воздухе: в парке, сквере, или в лесу.
Предложите ребё нку игру: он выбирает роль любого объекта природы (рыбки, птицы, облачка) и глазами своего персонажа пытается посмотреть на окружающий мир. Такая игра развивает наблюдательность и внимание.
Попросите ребёнка закрыть глаза. В ладошку поочерё дно опускайте предметы: жёлудь, камешек, кусочек коры, лист, ягоду. Пусть он угадывает, что находиться в его руках, а потом, открыв глаза, узнаёт, насколько был близок к истине.
Можно посоревноваться: кто быстрее соберёт как можно больше разных по форме листьев. Что, к примеру, напоминают листья берёзы, тополя, сирени? Правильно, сердечко. А, какие листья похожи на звезду? смородины. Конечно, это листья клёна, винограда, смородины. А ещё есть растения, листочки которых растут рядами, по много штук на длинном черенке. Это рябина и акация. А вот лист дуба редкой формы. Трудно отыскать похожие. А листья каштана и грецкого ореха — чемпионы по размеру! Они похожи: несколько листьев растут из крепкого черенка, расходясь лучами от одной точки! Предложите ребёнку отыскать на поляне или картинках цветы по вашему описанию.
Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействует на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, чуткость, ответственность за природу, за всё живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми.
Научите ребёнка, как правильно собрать и оформить гербарий из листьев или цветов. Гербарий – это коллекция собранных и засушенных цветков.
Для того чтобы растение на долго сохранилось, его помещают между страницами старой толстой книги или на лист картона, прикрыв сверху газетой и положив под пресс (в качестве пресса достаточно взять несколько книг). Через несколько дней в вашем распоряжении окажутся сухие и ровные цветы и листья, которые прикрепляются (приклеиваются или пришиваются – фиксируются) в нескольких местах к листам альбома. На каждой страничке с образцом нужно указать название растения, где и когда собрано.
Частичку лета можно сохранить в виде букетика цветов. Чтобы они дольше сохраняли цвета и запахи, запомните несколько правил:
- Засушенные растения следует защитить от прямых солнечных лучей.
- Букеты из сухих цветов не стоит часто переставлять с места на место.
- Пыль с таких букетов следует осторожно сдувать.
- Время от времени желательно опрыскивать цветы водой из пульверизатора.
Такое опрыскивание способствует усилению аромата, как бы оживляя растение на некоторое время.
- Высушенные растения можно подкрашивать. Для этого можно использовать акварельные краски. Однако сильно увлекаться этим не стоит, чтобы растения не потеряли свой естественный вид.
Флористический материал даёт богатые возможности для создания творческих работ, основное содержание которых – художественное обыгрывание природных объектов и явлений. В дошкольном возрасте особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и его восприятия, образного мышления, воображения.
Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействует на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, чуткость, ответственность за природу, за всё живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми. Кроме того, совместные наблюдения, экологические игры, беседы, чтение книг, маленькие эксперименты в природе, совместные творческие поделки помогут взрослым сделать общение со своим ребенком интересным, развивающим и, самое главное, сформируют у малыша бережное отношение к окружающей природе.