Жигулина Валентина
Рекомендации для родителей неговорящих детей
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Активизация лепета, расширение лепетного репертуара, вызывание физиологических лепетных эхолалий (повторений вслед за взрослым).
Задачи. Развитие дифференцированных эмоциональных реакций; формирование аутоэхолалического лепета, предпосылок понимания речи; Основные направления развития ребенка. Вызывание в процессе совместной с взрослым деятельности эмоционально- выразительных реакций (смех, улыбка, сосредоточение); стимуляция аутоэхолаличного лепета (цепочки различных слогов с изменением звуков в них и интонационных характеристик (длительности, напряженности, громкости); слуховое восприятие лепетных псевдослов (слов, понятных при соотнесении с ситуацией); формирование предпосылок понимания речи; выработка новых движений; формирование положительного отношения к занятиям, вовлечение в общение через голосовые реакции и игру, выработка акустической установки на звуки и голоса (то есть развитие внимания к речи, развитие манипулятивной функции рук.
Публикация «Рекомендации для родителей неговорящих детей» размещена в разделах
Развитие зрительного восприятия
1. Развивать восприятие предметов разных цветов ( сначала следует предлагать ребенку предметы четырех основных цветов: желтого, синего, красного, зеленого). Для этого можно предложить малышу покатать шарики двух цветов.
2. Учить ребенка по одному доставать из прозрачной банки разно- цветные шарики и рассматривать их.
3. Развивать восприятие предметов разной величины. Можно предложить ребенку достать из коробки разные по величине пуговицы (шарики, кубики, кольца).
4. Развивать восприятие предметов разной формы, предлагая ребенку доставать из корзины разнообразные предметы (шарики, кубики, кольца, палочки (стержни от пирамидки) и по-разному манипулировать ими: шарики катать, кубики ставить друг на друга, кольца нанизывать на палочку.
5. Развивать восприятие предметов, изготовленных из разных мате- риалов. Взрослый кладет в коробку кусочки (10 х 10 см) разной яркой ткани (вельвет, фетр, трикотаж, шелк, шерсть, искусственный мех, ситец) или игрушки, изготовленные из разного материала (резина, пластмасса, дерево, искусственный мех) и предлагает ребенку потрогать и рассмотреть их.
6. Развивать зрительное предвосхищение (появление игрушки). Для игры можно использовать резиновые звучащие игрушки (утка, птичка, кукла). Взрослый извлекает из игрушки звук и неожиданно показывает ее ребенку из-за края стола. Он предлагает малышу рассмотреть игрушку и попытаться извлечь из нее звук. Затем взрослый прячет игрушку под стол, а через некоторое время вновь показывает ее то справа, то слева от стола. При этом он делает паузы, чтобы убедиться, что ребенок ждет повторения игры и смотрит на край стола.
7. Стимулировать дифференцированное восприятие ребенком собственного отражения в зеркале. Для этого взрослый периодически подходит с ребенком к зеркалу: перед купанием (ребенок раз- дет, перед прогулкой (малыш в шапке, после кормления (ребенок испачкался) и т. д.
Развитие слухового восприятия
1. Развивать слуховое внимание и интерес к звукам разного характера, учить извлекать эти звуки. Взрослый предлагает ребенку послушать звучание разных инструментов (бубен, барабан, металлофон, трещотка, музыкальный молоток, маракасы и др.) и совместно с малышом вызывает их повторное звучание. Затем предоставляет ребенку возможность самостоятельно извлечь звуки из музыкальных инструментов.
2. Развивать умение находить невидимый источник звука. Взрослый на полу на некотором расстоянии друг от друга ставит 2–3 коробки с крышками, которые легко снимаются (или 2–3 кастрюли с крышками). Взрослый показывает ребенку заводную игрушку (например, курочку, мышку, обезьянку, машинку и т. п., прячет ее в одну из коробок (кастрюль) и закрывает крышкой. Затем он побуждает ребенка найти и достать игрушку. В следующий раз игрушку следует спрятать так, чтобы ребенок не видел этого и искал ее, ориентируясь только на ее звук.
3. Развивать умение ребенка воспринимать ритм музыкального произведения и передавать движениями его характер. Для этого совместно с ребенком взрослый выполняет движения, характерные для разных танцевальных мелодий (вальс, полька и т. д.).
Стимуляция доречевой активности
1. Стимулировать активный лепет и произнесение одинаковых слогов, имеющихся в репертуаре ребенка. Активизации переклички способствует эмоциональный контакт и рассматривание лица матери, а также паузы, которые делает взрослый, побуждая ребенка к лепету.
2. Включать в диалог с ребенком новые слоги (ма-ма-ма-ма, па-па-па-па, ба-ба-ба-ба, теже, только с э). Положительным результатом считается беззвучное произнесение ребенком новых слогов (только губами) или очень тихое воспроизведение образца.
3. Вводить звукоподражания, обозначающие названия предметов и действий: бах (упал, ко-ко (курочка, прыг-скок (прыгать, бай-бай (спать, топ-топ (идет) и др.
Стимулировать произнесение по подражанию звуков и слогов.
Развитие предпосылок понимания речи
1. Эмоциональные игры сопровождать повторяющимися действиями: ладушки, «ты большой» (потряхивая руки ребенка, поднять их над головой); пока-пока и т. п.
Предлагать рассматривать и ощупывать заинтересовавшие ребенка игрушки (предметы). При этом следует обязательно называть предмет полным и облегченным словом, например, часы — тик-так, машина — би-би, утка — кря-кря и т. д. При этом ребенок должен видеть лицо мамы (взрослого с которым контактирует ребенок). между словом и обдегченным словом должн быть пауза.
2. Формировать у ребенка устойчивое внимание к речи. Для этого необходимо говорить медленно, делая паузы между словами, голосом выделяя отдельные слова ( длительно и протяжно произносить гласные звуки: ма-ма, ча-сы и т. д.).
3. Учить ребенка различать разную интонацию, изменения голоса по высоте, силе, тембру. При этом модуляции голоса следует сопровождать яркой мимикой.
4. Поддерживать голосовую активность (лепет) ребенка, возникшую в ответ на эмоциональное речевое общение взрослого. Диалог с ребенком следует устанавливать с помощью лепета.
Развитие предпосылок понимания речи
1. Развивать умение находить глазами, использовать указательный жест или давать названные пигрушки или предметы, находящиеся на постоянном месте («Где часы?», «Где окно?», «Где лампа?», «Дай мяч», «Дай куклу» «Где кукла Ляля?», «Покажи дом», и т. д.).
2. Стимулировать понимание речевых инструкций («дай», «пока- пока», «иди ко мне» и др., подкрепленных жестами.
3. Побуждать ребенка по слову взрослого выполнять определенные движения. Например, взрослый говорит: «Ладушки-ладушки», а ребенок хлопает в ладоши; «Какой ты большой?» — поднимает руки над головой; «Мишка косолапый» — топает ногой; «Пока-пока» — машет рукой вслед уходящему взрослому и т. п.
4. Развивать умение находить глазами предметы, игрушки, находящиеся в разных местах. Например, взрослый переставляет часы, стояв- шие на полке, на стол и предлагает ребенку найти их: «Где часы?»
5. Побуждать ребенка находить спрятанные игрушки. Взрослый на глазах у ребенка прячет знакомые игрушки в корзину (в коробку, под платок, под подушку, в ящик и т. д.) и просит найти предметы: «Где ляля? Поищи. Где мяч? Поищи». И так далее.
6. Стимулировать умение различать близких взрослых («Где дедуш- ка?», «Где папа?» и т. д.).
7. Развивать умение понимать речевые инструкции, не подкрепленные жестом.
8. Развивать умение находить глазами предметы, игрушки, находящиеся в разных местах. Например, взрослый переставляет часы, стоявшие на полке, на стол и предлагает ребенку найти их: «Где часы?»
Примечание. Для лучшего понимания речи и запоминания названий игрушек и предметов взрослые должны голосом выделять «ключевые слова» в предложении (то есть произносить их протяжно и громче).
Развитие предпосылок самообслуживания
1. Организовывать игру «Кормим куклу Лялю». На пластмассовое блюдце взрослый кладет кусочки банана, хлеба и т. п. Рядом кладет ложку и сажает куклу. Взрослый показывает малышу, как кормить куклу. Затем дает ложку и просит покормить куклу Лялю.
2. Организовывать игру «Сними шапку». Взрослый надевает ре- бенку шапку и надвигает ее ему на глаза. Затем просит малыша снять шапку.
Формирование мышления
Учить использовать игрушки по назначению: снимать кольца со стержня пирамидки, вынимать из коробки шарики, стучать музыкальным молотком и т. Д. Стимулировать подражательную деятельность с игрушками.
1. Поддерживать инициативу ребенка, «организующего» совместное игровое действие, например «бросаю — поднимай!». Ребенок по очереди бросает игрушки, наблюдает за траекторией их падения и ждет, когда взрослый отдаст ему в руки.
2. Организовывать игру «Найди игрушку». Взрослый показывает ребенку различные игрушки (машинку на веревочке, колокольчик на ленточке, заводную курочку на яркой длинной нитке и т. Д.) и действия с ними (звенит колокольчиком, заводит курочку и т. Д.). Затем прячет игрушку под подушку (под полотенце, оставив только конец нитки (веревки, и предлагает ребенку достать предмет, по- тянув за нитку. Предварительно взрослый показывает, как достать игрушку.
3. Учить доставать игрушки из тканевого мешка (из полиэтиленового пакета).
Развитие ротового выдоха.
1. Учить задувать свечку. Дудеть на дудочке. Для того чтобы ребенок научился выдыхать ртом, мама должна продемонстрировать это на примере сечки или перышка. Но сначала необходимо поиграть с ребенком в игру «Ветерок». Мама дует ребенку на лицо, руки, ноги и т. д. при это проговаривать:-«Ветерок дует на …». После этого можно приступать к задуванию свечки, при этом мама опять же проговаривает:-«Ветерок дует на …».
Заниматься необходимо ежедневно, желательно в первой половине дня по пол часа, в одно и тоже время. Занятия должны быть включены в режим, как сон и еда, так ребенок быстрее адоптируется к занятиям и не будет избегать их.