Ирина Барулина
Рекомендации для родителей «Использование музыкотерапии в совместной деятельности с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование музыкотерапии в совместной деятельности с детьми
Музыкотерапия — это эффективный метод воздействия на эмоциональное, психическое и физическое состояние ребёнка через музыку. В работе с детьми музыка играет важную роль, так как она способствует развитию их творческого потенциала, нормализации эмоционального фона и улучшению коммуникативных навыков.
Значение музыкотерапии для детей
1. Эмоциональное развитие:
• Стабилизирует настроение.
• Помогает справляться с тревожностью и страхами.
2. Психическое развитие:
• Активизирует познавательные процессы: внимание, память, воображение.
• Повышает уровень эмоционального интеллекта.
3. Физическое развитие:
• Улучшает координацию движений и моторные навыки.
• Стимулирует работу дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
4. Социальное развитие:
• Формирует умение сотрудничать с другими детьми в коллективной деятельности.
• Помогает развитию коммуникативных навыков.
Цели музыкотерапии в совместной деятельности
1. Развитие музыкального слуха, ритма и чувствительности к мелодии.
2. Укрепление физического здоровья через подвижные и дыхательные упражнения под музыку.
3. Создание позитивного эмоционального настроя у детей.
4. Формирование умений воспринимать музыкальные произведения и выражать себя через музыку.
Виды музыкотерапии
1. Пассивная:
Дети слушают специально подобранные музыкальные произведения (например, колыбельные, классическую музыку, звуки природы).
2. Активная:
Дети принимают непосредственное участие — поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах.
Формы использования музыкотерапии
1. Ритмические игры и упражнения:
• Помогают детям развивать координацию движений и чувство ритма.
• Примеры: «Хлопай в такт», «Шагаем вместе под марш».
2. Музыкальное сопровождение деятельности:
• Используется для создания атмосферы и эмоционального фона (например, спокойная музыка во время творческой работы).
3. Сочетание музыки с арт-терапией:
• Рисование под музыку помогает детям выразить свои эмоции через цвет и форму.
4. Танцевально-двигательная терапия:
• Подвижные игры с музыкальным сопровождением, где дети повторяют движения под мелодию.
5. Вокальная деятельность:
• Совместное пение развивает голос, укрепляет дыхательную систему и объединяет группу.
6. Импровизация:
• Дети сами создают музыку, используя доступные инструменты или подручные предметы.
Этапы проведения музыкотерапии
1. Подготовительный этап:
• Выбор музыкальных произведений, подходящих к теме и цели занятия.
• Подготовка материалов: музыкальных инструментов, ковриков для танцев, рисунков.
2. Основной этап:
• Введение детей в музыку: разминка под музыку, игровое задание, вокальное упражнение.
• Основное взаимодействие: игра на инструментах, танец, создание мелодии.
3. Заключительный этап:
• Релаксация под спокойную музыку или звуки природы.
• Обсуждение: дети делятся своими впечатлениями, описывают, что они чувствовали.
Примеры упражнений
1. «Музыкальное настроение»:
• Задача: дети поднимают карточки с цветами, отражающими их эмоции при прослушивании музыки.
2. «Рисуем звуки»:
• Дети слушают спокойную музыку и рисуют, что она у них вызывает.
3. «Музыкальная прогулка»:
• Танцы и подражание движениям под музыку: «Бабочки летают», «Капельки бегут».
4. «Создаём оркестр»:
• Использование шумовых инструментов (барабанов, маракасов) для создания мелодии.
Музыкотерапия в коррекционной работе
Для детей с особенностями развития музыкотерапия оказывает терапевтический эффект:
• Помогает снизить уровень тревожности.
• Способствует развитию речи через пение и ритмичные упражнения.
• Повышает самооценку и уверенность.
Рекомендации педагогам
1. Учитывайте возраст детей:
Для младших дошкольников подойдут колыбельные и игровые песенки, для старших — более сложные мелодии.
2. Подбирайте музыку к настроению:
Спокойные композиции для релаксации, энергичные — для активных занятий.
3. Комбинируйте формы работы:
Сочетайте слушание, пение, танцы и импровизацию.
4.
Создавайте комфортную атмосферу:
Избегайте громкой и агрессивной музыки, следите за настроением детей.
Заключение
Музыкотерапия в совместной деятельности с детьми способствует их гармоничному развитию, улучшает физическое и эмоциональное состояние, объединяет группу. Этот метод делает обучение интересным, разнообразным и эффективным, создавая позитивные воспоминания о занятиях.