Наталия Благова
Рекомендации для родителей «Логические блоки Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Благова Н. А., воспитатель
Цель: Повышение интеллектуального развития детей.
Задачи:
1. Донести до осознания родителей необходимости работать с блоками Дьенеша.
2. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.
3. Обучить навыкам, составляющим основу игровой технологии.
Публикация «Рекомендации для родителей „Логические блоки Дьенеша в развитии интеллектуальных способностей дошкольников“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Консультации для родителей
- Логическое мышление
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Материал: блоки Дьенеша, игрушки медведь и заяц, символы свойств, 4 обруча, методическая литература.
Ход :
Здравствуйте, уважаемые родители!
В своей работе по развитию элементарных математических способностей я использую логические блоки Дьенеша, всемирно-известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей – «Новая математика» Золтана Дьенеша.
Я считаю, главную роль в развитии у детей умений самостоятельно и творчески мыслить играют развивающие игры. Уникальные по своим развивающим возможностям дидактические материалы – логические блоки Дьенеша. Блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей. С помощью них можно решать следующие задачи:
-Ознакомление детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером;
-Развитие мыслительных умений : сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
-Усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
-Развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
-Развитие творческих способностей.
Основная цель использования дидактического материала - научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.
Работу с блоками Дьенеша следует начинать с 2-3лет. Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых - освоение свойств, освоение таких выражений, как:
1. Покажите блок такого же цвета как этот.
2. Найди блок такой же формы.
3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме.
4. Найди не такой блок по цвету; по форме.
5. Более сложный вариант: Найди такую же, как этот по цвету и форме, но другого размера.
6. Можно использовать и задания с игрушками. Предлагаем детям разделить, чтобы у Мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос. Вот мы с вами разобрали несколько игр для детей младшей группы.
Дети в четыре года дети знакомятся с символами свойств. Так цвет обозначается пятном (красный, желтый, синий, величина – силуэтом домика (большой, маленький, форма - контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный, толщину – условным изображением человеческой фигуры (толстый, тонкий).
И глядя на модель, выполняют задание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.
Знакомятся с понятием. Например, игра. В этом возрасте ребенок манипулирует двумя свойствами: Например, Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Какую он возьмет?
В этом возрасте дети, кроме работы по готовым схемам, должны работать по указанию взрослого.
Например, игра «Цепочка» : Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы. Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее. Или построить дорожку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета, но разной формы
Игра по карте: «Довези машину до гаража»(предлагается таблица)
Цель: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства предметов.
В этом возрасте ребенок манипулирует двумя свойствами. Итак, мы с вами разобрали игры с младшими и средними дошкольниками,
Для детей старшей и подготовительной группы все задания усложняются. Самое главное, что в этом возрасте дети должны выполнять игровую задачу быстро и качественно. А также ребенок в этом возрасте уже умеет описать свойства любого блока с противоположной стороны. Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике?
«Кондитерская фабрика»
Цель: развивать умение группировать блоки по двум-трем свойствам (форме, размеру, цвету).
Материал: два обруча, блоки, знаки-символы.
Краткий сценарий. На фабрике в круглые коробки раскладывают толстые конфеты. В первую коробку надо положить «конфеты»- не прямоугольные, маленькие, не синие, а во вторую – треугольные, не красные. Обосновать свой выбор и сосчитать, сколько «конфет» в каждой коробке.
«Шерлок Холмс ищет преступника».
Цель: освоение способа декодирования.
Материал: блоки, знаки-символы.
Краткий сценарий. Взрослый выкладывает карточки со знаками-символами, а дети находят нужный блок.
1. Квадратный, большой, красный, толстый.
2. Треугольный, маленький, синий, толстый.
3. Треугольный большой, желтый, толстый.
4. Квадратный большой, желтый, тонкий.
«Найди три ошибки»
Цель: закрепить умение выделять два свойства (форма-размер, форма- цвет, используя таблицу. Научить анализировать материал по строчкам или столбцам таблицы и выявлять ошибки.
Краткий сценарий. В новый дом поселились жильцы-фигуры по определенным правилам. Но некоторые фигуры случайно оказались не в своих квартирах. Какие это фигуры?
Игра "Знаменитый ясновидец", в котором ребенок может выступать в роли фокусника. Из коробки достаются 12 штук блоков (например, все большие и толстые, или все маленькие и толстые; аналогично это могут быть все большие тонкие или маленькие тонкие). Фокусник отворачивается, а ребенок в это время выбирает любой блок и прячет его под салфетку. На бумаге он зарисовывает символы его формы и цвета. Очень важно не показывать это фокуснику. Затем он говорит фокуснику где он встречал в загадочной таблице данный блок. А фокусник должен отгадать, что же скрывается под салфеткой.
«Угадай-ка».
Я спрятала одну фигуру. Вы должны угадать, какой именно блок спрятан. Задайте наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, Вы спрашиваете – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убираете все квадратные формы. Она красная? Нет. Убираете красные. А теперь вы задавайте мне вопросы.
Можно провести и подвижную игру с блоками Дьенеша.
«Посадим красивую клумбу»
Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.
Ход игры: В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада. На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина. Дети берут по одному блоку и «сажают цветок» в клумбу.
Блоки Дьенеша можно использовать :- в подвижных играх; - как настольно-печатные игры;- в сюжетно-ролевых играх.
Логические блоки Дьенеша, как вы видите, предполагают бесчисленное множество игр, которое можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции - все это позволяют развивать чудесные блоки Дьенеша.
Приятного времяпровождения с детьми!