Лидия Волкова
Рекомендации для родителей «Играя, развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы
С чего надо начинать, чтобы речь не слышащего ребёнка развивалась? – задают родители вопрос. Ответ один - с игровой деятельности. Игра доставляет радость и удовольствие ребенку. Для ребенка с нарушенным слухом игра имеет, пожалуй, большое значение, так как она не только способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей. С ее помощью можно развивать те качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребенком знаний, необходимых для учебы в школе и дальнейшей жизни.
Публикация «Рекомендации для родителей „Играя, развиваем речь“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Родителям глухого или слабослышащего ребёнка необходимо на начальном этапе развития речи развивать способность глобально воспринимать таблички, т. е. читать глобально. Так что такое глобальное чтение? – это определение значения письменного слова на основе зрительного восприятия его целиком (глобально).
глобальному чтению и умению отвечать на вопросы.
Игра «Поезд»
Нарисуйте поезд с пятью-шестью вагонами и прикрепите к вагонам поезда таблички с названиями игрушек.
Речевой материал: будем играть; поезд едет. Собака, кошка, заяц, лиса, волк едут в гости к кукле. Покажи собаку (кошку.). Где едет лиса (волк, заяц.?
Ребёнок сидит перед взрослым. Достаньте из красивой коробки игрушки, вместе назовите их и дайте их ребенку. Покажите поезд, к каждому вагончику которого прикреплена табличка с названием животного (СОБАКА, КОШКА, ВОЛК, ЛИСА.). Скажите: «Будем играть. Лиса, заяц, волк. едут в гости к кукле. Где едет лиса (волк, заяц и т. д. ?» Ребенок подходит к игрушке поезду, находит вагон с табличкой ЛИСА, «усаживает» в него игрушку и вместе с мамой сопряженно-отраженно прочитывает табличку. Игра продолжается до тех пор, пока не разместите всех животных по вагонам. После этого поезд уезжает.
Игра «Нарисуй дорожку»
Возьмите лист белого картона и сделайте прорези с двух сторон для домиков и табличек. С одной стороны в прорези вставьте домики с открывающимися окнами ( в каждом окошке изображение игрушки: кукла, кот, рыба, мишка и т. д., а с другой стороны в случайной последовательности в прорези вставьте таблички с названиями этих игрушек.
Речевой материал. Вот дом. Что там? Открой. Там кукла (рыба, кот, мишка.). Нарисуй дорожку. Покажи куклу (кота, рыбу и т. д.).
Скажите ребё нку: «Будем играть. Вот дом. Что там?». Попросите ребенка подойти к домику и открыть окошко. Ребенок самостоятельно (или отраженно-сопряженно) называет, кто «живет» в домике (например, «Там кукла»). Далее попросите ребенка найти соответствующую табличку, показывая на таблички, где написаны названия игрушек. После того, как ребенок правильно показал табличку, попросите его нарисовать дорожку: «Нарисуй дорожку». Ребенок рисует дорожку фломастером от домика до соответствующей таблички. Затем вместе прочитайте название данной игрушки. Дальше ребёнок открывает другие окошки и подбирает таблички с названиями обитателей домика и рисует дорожки.
Игра «Семья»
Сделайте картонный дом с окошками, под каждым окошком сделайте прорези, в которые можно вставить таблички, картинки с изображением членов семьи.
Речевой материал: Это дом. Тут живет мама (папа, девочка, мальчик, бабушка, дедушка). Кто это? Где живет мама (папа и т. д. ?
Дайте ребёнку картинки с изображением членов семьи, спросите: «Кто это?» На картинках изображены бабушка, дедушка, мама, папа, девочка, мальчик. Затем покажите на дом и скажите: «Будем играть. Это дом. Тут живет мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка. Где живет мама?». Ребенок картинку с изображением мамы прикрепляет в то окошечко, под которым прикреплена соответствующая табличка. Далее вместе прочитываете эту табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все члены семьи не займут свои места в домике.
Игра «Мишкин дом»
Сделайте из картона игрушечную мебель (стол, стул, шкаф, диван, кровать, буфет) и домик с окнами, дверью, со съемной крышей или раздвигающимися стенами.
Речевой материал. Это дом. Тут живет мишка Что там? Что это? Стол, стул, шкаф, диван, кровать, буфет. Поставь стол (стул.).
Поставьте на стол картонный дом, в котором находится игрушечный мишка. Пригласите ребё нка к домику и скажите: «Это дом. Тут живет мишка». Побудите его повторить фразы.
Затем обратите внимание ребёнка на игрушечную мебель, накрытую платком: «Что там?». Снимите платок и назовите каждый предмет мебели с ребёнком. Слова проговариваются сопряженно-отраженно. Затем укажите на окно: «Смотри. Что там?» Снимите крышу дома или раздвиньте стены: «Смотри». Ребенок заглядывает внутрь. Внутри комнаты располагаются таблички с названиями мебели. Предложите ребенку взять одну из табличек и подобрать соответствующий предмет мебели. Когда ребенок подберет предмет мебели, название повторите вместе. Далее взрослый, показывая рукой внутрь дома, говорит: «Поставь стул (стол, шкаф и т. д.) тут».
Игра продолжается до тех пор, пока ребёнок не поставят всю мебель на свои места в комнате. Потом сообщите: «Дом красивый. Мишка будет тут жить».
Игра «Поле чудес»
Сделайте волчок со стрелкой.
Речевой материал. Это юла. Я буду крутить юлу. Что у тебя? Кофта, штаны, шуба. Найди картинку. Покажи кофту (штаны.).
Вокруг волчка положите 5-6 табличек с названиями предметов. Сообщите ребё нку: «Будем играть. Я буду крутить юлу». После остановки волчка покажите табличку, на которую указала стрелка, и прочитайте табличку вместе. Спросите: «Где такая картинка? Покажи». Ребёнок должен выбрать из набора соответствующую картинку и подложить к табличке. Далее попросите ребенка, чтобы он раскрутил волчок. Игра продолжается до тех пор, пока не будут прочитаны все таблички.
Данная игра может быть проведена и на другом тематическом материале, количество табличек может быть увеличено по усмотрению взрослого.
Игра «Лото»
Сделайте большую карту-лото, на которой написаны названия предметных картинок.
Речевой материал. Кто это? Лошадь, коза, свинья, собака, корова. Собаки нет.
Положите на стол карту-лото, на которой написаны названия домашних животных. Пригласите ребё нка и скажите: «Будем играть», покажите картинку и спросите: «Кто это?» Ребенок называет картинку самостоятельно либо сопряженно-отраженно. Попросите найти название картинки на карте лото: «Где лошадь?» Ребенок должен найти соответствующую табличку и прочитать ее. Отдайте ему картинку, которую он подложит к табличке.
В середине игры покажите картинку, названия которой на большой карте -лото нет. Ребенок должен определить и сказать, что эта картинка лишняя: «Собаки нет».
Игра «Книга куклы»
Сделайте книжку-самоделка с изображением мальчика (девочки, который выполняет разнообразные действия. Под рисунками приклейте полоску плотной бумаги для того, чтобы можно было вставить табличку.
Речевой материал. Кукла пришла в гости. Кукла будет играть с ребятами. Это книга. Что там? Что делает мальчик? Мальчик бежит (идет, стоит, упал). Иди, беги, прыгай, ползи.
Возьмите куклу и скажите: «Кукла пришла в гости. Кукла будет играть». Затем обратите внимание на сумку, которую «держит» кукла и спросите: «Что там?». Попросите ребёнка повторить вопрос. Кукла «достает» из сумки таблички с названиями действий (иди, беги.) и дает ребёнку. Вместе прочитайте каждую табличку и выполните соответствующие действия. Далее достаньте из сумки книжку и спросите: «Что это?». Ребёнок самостоятельно или со взрослым говорит «Это книга».
Откройте книгу, покажите ребё нку картинку на первой странице и спросите: «Что делает мальчик?» Ребенок должен ответить («Мальчик бежит», взять соответствующую табличку и вставить ее в книжке. Аналогично проведите работа и с последующими изображениями.
Игра «Шкаф с вещами»
Речевой материал. Кукла неаккуратная. Тут платье, штаны, кофта, майка, шапка. Положи майку. Повесь платье.
Создайте игровую ситуацию. На столе стоит шкаф, а вокруг него разбросана кукольная одежда: «Кукла неаккуратная. Одежда разбросана. Одежду нужно положить в шкаф». Откройте дверцы шкафа и покажите, что на полках и на вешалках есть таблички с названиями одежды. Затем, попросите ребёнка взять, например, платье и повесить в шкаф («Никита, возьми платье. Повесь в шкаф»). Ребенок находит вешалку, к которой прикреплена табличка «ПЛАТЬЕ», и вешает платье куклы на эту вешалку. В случае затруднений можно взять из шкафа вешалку с табличкой и к ней подобрать соответствующий предмет. Так ребёнок вешает или складывает вещи куклы в шкаф на свои места. В процессе игры можно провести уточнение значений слов «положи-повесь» («Положи майку. Повесь платье»).
Аналогичную игру можно провести игру по теме «Посуда».
Игра «Разложи фрукты»
Сделайте муляжи или вырежьте из картона фрукты и корзинки. К каждой корзинке прикрепите табличку с названием того или иного фрукта.
Речевой материал: яблоко, слива, груша, лимон, виноград. Что это? Что тут? Положи правильно. Возьми грушу. Тут лежит груша (яблоко.).
На поднос положите картинки (муляжи) с изображением фруктов. Взрослый спрашивает: «Что это?» Ребёнок называет фрукты. Попросите: «Маша, возьми грушу». После того, как ребенок правильно выбрал картинку (муляж, предложите положить ее в корзинку с соответствующей надписью. Ребенок читает надписи на корзинках и кладет картинку с изображением фрукта в нужную корзинку. Затем, вместе прочитайте слово, прикрепленное к корзинке и уточните: «Тут лежит груша (яблоко)». Таким же образом другие картинки с изображением фруктов раскладываются по корзинкам.
Аналогичная игра может быть проведена по теме «Овощи».
Игра «Нарисуй картинку»
Речевой материал: дом, цветы, трава, мяч, солнце, девочка, мальчик играет. Будем делать картину. Где цветы?. Возьми цветы. Мальчик и девочка играют в мяч.
«Будем делать картину. Что написано?» Например, показываете на табличку «ЦВЕТЫ». После того как табличка прочитаете, подберите к ней соответствующий рисунок, т. е. цветы. Далее ребенок читает любую из оставшихся табличек, находит нужное изображение и заменяет табличку рисунком. Так постепенно складывается картина. После того, как картина будет полностью собрана, вместе с ребёнком еще раз уточните названия различных объектов, включите слова в состав предложений, покажите их на табличках или запишите их на листе бумаги. Предложения прочитайте. В зависимости от уровня развития речи вашего ребёнка текст может быть больше или меньше. Например. «Наступила весна. Светит солнце. Растут трава, цветы. Мальчик и девочка играют в мяч «. Затем текст прочитывается взрослым вместе с ребёнком.
В следующей раз можно предложить ребёнку подобрать предложения из текста к картинке, т. е. наоборот (Светит солнце.).