Лучший педагог года

Рекомендации для родителей «Играя, развиваем речь»

Лидия Волкова
Рекомендации для родителей «Играя, развиваем речь»
▼ Скачать + Заказать документы

С чего надо начинать, чтобы речь не слышащего ребёнка развивалась? – задают родители вопрос. Ответ один - с игровой деятельности. Игра доставляет радость и удовольствие ребенку. Для ребенка с нарушенным слухом игра имеет, пожалуй, большое значение, так как она не только способствует его умственному, речевому, эмоциональному развитию, но и позволяет преодолеть отставание в развитии от нормально слышащих детей. С ее помощью можно развивать те качества и процессы, которые имеют значение для формирования представлений и усвоения ребенком знаний, необходимых для учебы в школе и дальнейшей жизни.

Публикация «Рекомендации для родителей „Играя, развиваем речь“» размещена в разделах

Родителям глухого или слабослышащего ребёнка необходимо на начальном этапе развития речи развивать способность глобально воспринимать таблички, т. е. читать глобально. Так что такое глобальное чтение? – это определение значения письменного слова на основе зрительного восприятия его целиком (глобально).

Игры направленные на обучение

глобальному чтению и умению отвечать на вопросы.

Игра «Поезд»

Нарисуйте поезд с пятью-шестью вагонами и прикрепите к вагонам поезда таблички с названиями игрушек.

Речевой материал: будем играть; поезд едет. Собака, кошка, заяц, лиса, волк едут в гости к кукле. Покажи собаку (кошку.). Где едет лиса (волк, заяц.?

Ребёнок сидит перед взрослым. Достаньте из красивой коробки игрушки, вместе назовите их и дайте их ребенку. Покажите поезд, к каждому вагончику которого прикреплена табличка с названием животного (СОБАКА, КОШКА, ВОЛК, ЛИСА.). Скажите: «Будем играть. Лиса, заяц, волк. едут в гости к кукле. Где едет лиса (волк, заяц и т. д. ?» Ребенок подходит к игрушке поезду, находит вагон с табличкой ЛИСА, «усаживает» в него игрушку и вместе с мамой сопряженно-отраженно прочитывает табличку. Игра продолжается до тех пор, пока не разместите всех животных по вагонам. После этого поезд уезжает.

Игра «Нарисуй дорожку»

Возьмите лист белого картона и сделайте прорези с двух сторон для домиков и табличек. С одной стороны в прорези вставьте домики с открывающимися окнами ( в каждом окошке изображение игрушки: кукла, кот, рыба, мишка и т. д., а с другой стороны в случайной последовательности в прорези вставьте таблички с названиями этих игрушек.

Речевой материал. Вот дом. Что там? Открой. Там кукла (рыба, кот, мишка.). Нарисуй дорожку. Покажи куклу (кота, рыбу и т. д.).

Скажите ребё нку: «Будем играть. Вот дом. Что там?». Попросите ребенка подойти к домику и открыть окошко. Ребенок самостоятельно (или отраженно-сопряженно) называет, кто «живет» в домике (например, «Там кукла»). Далее попросите ребенка найти соответствующую табличку, показывая на таблички, где написаны названия игрушек. После того, как ребенок правильно показал табличку, попросите его нарисовать дорожку: «Нарисуй дорожку». Ребенок рисует дорожку фломастером от домика до соответствующей таблички. Затем вместе прочитайте название данной игрушки. Дальше ребёнок открывает другие окошки и подбирает таблички с названиями обитателей домика и рисует дорожки.

Игра «Семья»

Сделайте картонный дом с окошками, под каждым окошком сделайте прорези, в которые можно вставить таблички, картинки с изображением членов семьи.

Речевой материал: Это дом. Тут живет мама (папа, девочка, мальчик, бабушка, дедушка). Кто это? Где живет мама (папа и т. д. ?

Дайте ребёнку картинки с изображением членов семьи, спросите: «Кто это?» На картинках изображены бабушка, дедушка, мама, папа, девочка, мальчик. Затем покажите на дом и скажите: «Будем играть. Это дом. Тут живет мама, папа, бабушка, дедушка, мальчик, девочка. Где живет мама?». Ребенок картинку с изображением мамы прикрепляет в то окошечко, под которым прикреплена соответствующая табличка. Далее вместе прочитываете эту табличку. Игра продолжается до тех пор, пока все члены семьи не займут свои места в домике.

Игра «Мишкин дом»

Сделайте из картона игрушечную мебель (стол, стул, шкаф, диван, кровать, буфет) и домик с окнами, дверью, со съемной крышей или раздвигающимися стенами.

Речевой материал. Это дом. Тут живет мишка Что там? Что это? Стол, стул, шкаф, диван, кровать, буфет. Поставь стол (стул.).

Поставьте на стол картонный дом, в котором находится игрушечный мишка. Пригласите ребё нка к домику и скажите: «Это дом. Тут живет мишка». Побудите его повторить фразы.

Затем обратите внимание ребёнка на игрушечную мебель, накрытую платком: «Что там?». Снимите платок и назовите каждый предмет мебели с ребёнком. Слова проговариваются сопряженно-отраженно. Затем укажите на окно: «Смотри. Что там?» Снимите крышу дома или раздвиньте стены: «Смотри». Ребенок заглядывает внутрь. Внутри комнаты располагаются таблички с названиями мебели. Предложите ребенку взять одну из табличек и подобрать соответствующий предмет мебели. Когда ребенок подберет предмет мебели, название повторите вместе. Далее взрослый, показывая рукой внутрь дома, говорит: «Поставь стул (стол, шкаф и т. д.) тут».

Игра продолжается до тех пор, пока ребёнок не поставят всю мебель на свои места в комнате. Потом сообщите: «Дом красивый. Мишка будет тут жить».

Игра «Поле чудес»

Сделайте волчок со стрелкой.

Речевой материал. Это юла. Я буду крутить юлу. Что у тебя? Кофта, штаны, шуба. Найди картинку. Покажи кофту (штаны.).

Вокруг волчка положите 5-6 табличек с названиями предметов. Сообщите ребё нку: «Будем играть. Я буду крутить юлу». После остановки волчка покажите табличку, на которую указала стрелка, и прочитайте табличку вместе. Спросите: «Где такая картинка? Покажи». Ребёнок должен выбрать из набора соответствующую картинку и подложить к табличке. Далее попросите ребенка, чтобы он раскрутил волчок. Игра продолжается до тех пор, пока не будут прочитаны все таблички.

Данная игра может быть проведена и на другом тематическом материале, количество табличек может быть увеличено по усмотрению взрослого.

Игра «Лото»

Сделайте большую карту-лото, на которой написаны названия предметных картинок.

Речевой материал. Кто это? Лошадь, коза, свинья, собака, корова. Собаки нет.

Положите на стол карту-лото, на которой написаны названия домашних животных. Пригласите ребё нка и скажите: «Будем играть», покажите картинку и спросите: «Кто это?» Ребенок называет картинку самостоятельно либо сопряженно-отраженно. Попросите найти название картинки на карте лото: «Где лошадь?» Ребенок должен найти соответствующую табличку и прочитать ее. Отдайте ему картинку, которую он подложит к табличке.

В середине игры покажите картинку, названия которой на большой карте -лото нет. Ребенок должен определить и сказать, что эта картинка лишняя: «Собаки нет».

Игра «Книга куклы»

Сделайте книжку-самоделка с изображением мальчика (девочки, который выполняет разнообразные действия. Под рисунками приклейте полоску плотной бумаги для того, чтобы можно было вставить табличку.

Речевой материал. Кукла пришла в гости. Кукла будет играть с ребятами. Это книга. Что там? Что делает мальчик? Мальчик бежит (идет, стоит, упал). Иди, беги, прыгай, ползи.

Возьмите куклу и скажите: «Кукла пришла в гости. Кукла будет играть». Затем обратите внимание на сумку, которую «держит» кукла и спросите: «Что там?». Попросите ребёнка повторить вопрос. Кукла «достает» из сумки таблички с названиями действий (иди, беги.) и дает ребёнку. Вместе прочитайте каждую табличку и выполните соответствующие действия. Далее достаньте из сумки книжку и спросите: «Что это?». Ребёнок самостоятельно или со взрослым говорит «Это книга».

Откройте книгу, покажите ребё нку картинку на первой странице и спросите: «Что делает мальчик?» Ребенок должен ответить («Мальчик бежит», взять соответствующую табличку и вставить ее в книжке. Аналогично проведите работа и с последующими изображениями.

Игра «Шкаф с вещами»

Речевой материал. Кукла неаккуратная. Тут платье, штаны, кофта, майка, шапка. Положи майку. Повесь платье.

Создайте игровую ситуацию. На столе стоит шкаф, а вокруг него разбросана кукольная одежда: «Кукла неаккуратная. Одежда разбросана. Одежду нужно положить в шкаф». Откройте дверцы шкафа и покажите, что на полках и на вешалках есть таблички с названиями одежды. Затем, попросите ребёнка взять, например, платье и повесить в шкаф («Никита, возьми платье. Повесь в шкаф»). Ребенок находит вешалку, к которой прикреплена табличка «ПЛАТЬЕ», и вешает платье куклы на эту вешалку. В случае затруднений можно взять из шкафа вешалку с табличкой и к ней подобрать соответствующий предмет. Так ребёнок вешает или складывает вещи куклы в шкаф на свои места. В процессе игры можно провести уточнение значений слов «положи-повесь» («Положи майку. Повесь платье»).

Аналогичную игру можно провести игру по теме «Посуда».

Игра «Разложи фрукты»

Сделайте муляжи или вырежьте из картона фрукты и корзинки. К каждой корзинке прикрепите табличку с названием того или иного фрукта.

Речевой материал: яблоко, слива, груша, лимон, виноград. Что это? Что тут? Положи правильно. Возьми грушу. Тут лежит груша (яблоко.).

На поднос положите картинки (муляжи) с изображением фруктов. Взрослый спрашивает: «Что это?» Ребёнок называет фрукты. Попросите: «Маша, возьми грушу». После того, как ребенок правильно выбрал картинку (муляж, предложите положить ее в корзинку с соответствующей надписью. Ребенок читает надписи на корзинках и кладет картинку с изображением фрукта в нужную корзинку. Затем, вместе прочитайте слово, прикрепленное к корзинке и уточните: «Тут лежит груша (яблоко)». Таким же образом другие картинки с изображением фруктов раскладываются по корзинкам.

Аналогичная игра может быть проведена по теме «Овощи».

Игра «Нарисуй картинку»

Речевой материал: дом, цветы, трава, мяч, солнце, девочка, мальчик играет. Будем делать картину. Где цветы?. Возьми цветы. Мальчик и девочка играют в мяч.

«Будем делать картину. Что написано?» Например, показываете на табличку «ЦВЕТЫ». После того как табличка прочитаете, подберите к ней соответствующий рисунок, т. е. цветы. Далее ребенок читает любую из оставшихся табличек, находит нужное изображение и заменяет табличку рисунком. Так постепенно складывается картина. После того, как картина будет полностью собрана, вместе с ребёнком еще раз уточните названия различных объектов, включите слова в состав предложений, покажите их на табличках или запишите их на листе бумаги. Предложения прочитайте. В зависимости от уровня развития речи вашего ребёнка текст может быть больше или меньше. Например. «Наступила весна. Светит солнце. Растут трава, цветы. Мальчик и девочка играют в мяч «. Затем текст прочитывается взрослым вместе с ребёнком.

В следующей раз можно предложить ребёнку подобрать предложения из текста к картинке, т. е. наоборот (Светит солнце.).

Публикации по теме:

Консультация «Играя с прищепками, развиваем речь ребёнка» Прищепками играем — не только мелкую моторику развиваем Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что в головном.

Играя, развиваем речь Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является.

Консультация для родителей «Играя, развиваем речь детей» Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов,.

Консультация для родителей «Развиваем речь, играя» Очень важно содержание совместной деятельности ребенка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребенком чрезвычайно.

Консультация для родителей «Развиваем речь — играя» Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости.

Разработка плана-конспекта родительского собрания «Развиваем речь, играя» в средней группе Цель:  Раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Задачи:   продолжать работу по взаимодействию с родителями; познакомить.

Развиваем речь играя… Речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости.

Развиваем речь, играя. Игры на развитие мелкой моторикиРазвиваем речь, играя. Игры на развитие мелкой моторики Развиваем речь, играя. Игры на развитие мелкой моторики. Всем известно высказывание Сухомлинского, что ум ребенка находится на кончиках пальцев.

Развиваем речь, играя, конструктор Лего применяя с детьми старшего дошкольного возраста. Дифференциация звуков [Ш]-[Ж]Развиваем речь, играя, конструктор Лего применяя с детьми старшего дошкольного возраста. Дифференциация звуков [Ш]-[Ж] Применяя леготехнологию Е. В. Мазановой по развитию речи можно автоматизировать звуки, формировать слоговую структуру слова, расширить словарь,.

Консультация «Развиваем речь, играя» Развиваем речь, играя Одним из условий нормального развития ребенка и его успешного в дальнейшем обучения в школе является правильное формирование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации для родителей «Играя, развиваем речь»
Опубликовано: 12 декабря 2019 в 08:02
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации для родителей «Играя, развиваем речь»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Волкова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД