Уткина Елена
Рекомендации для родителей детей младшего дошкольного возраста, имеющих задержку развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Почему ребенок не говорит в 3 года?
Если ребёнок в 2 года не разговаривает — это может сигнализировать о возможной задержке речевого развития. А когда ребёнок не говорит в 3 года — явный признак её наличия. Что означает отставание от установленных норм развития речи. Отличие от других детей состоит в том, что малыш начинает говорить, только намного позже. Это отражается на формировании психики ребёнка и затрудняет его общение с другими, в связи с чем нарушаются также познавательные процессы.
Публикация «Рекомендации для родителей детей младшего дошкольного возраста, имеющих задержку развития речи» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Рекомендации родителям по развитию речи.
Что делать родителям, если их малыш не разговаривает либо говорит неохотно и плохо:
• Чаще разговаривайте с ребёнком. При общении необходимо соблюдать речевой режим: комментируйте все, что привлекло внимание ребенка в данный момент, говорите с ребенком эмоционально-положительно, четко проговаривая слова, простыми предложениями. Важен зрительный контакт - ребенок должен видеть, как двигаются мышцы лица мамы или папы, когда они с ним говорят. Так он быстрее сопоставит определенные движения со звуками. Чем четче, медленнее и громче будут говориться слова, тем быстрее и точнее малыш сможет их повторить. Любая попытка говорить должна поощряться, даже самая неумелая и неразборчивая.
• Предлагайте окончить вашу фразу. Подходит в тех случаях, когда ребёнок понимает, но ему нет смысла говорить о своих желаниях, потому что взрослый их предугадывает. К примеру, «Сегодня после сна мы пойдём…», «Ты хочешь скушать…». Это также помогает распознавать свои потребности и понимать, что родители прислушиваются к его мнению и желаниям.
• Мелкая моторика играет очень значимую роль в активизации речевого центра. Можно делать вместе поделки из теста или пластилина. Продаётся кинетический песок, который может увлечь даже взрослых. Пусть перебирает крупу и макаронные изделия. Подготовьте пространство и одежду, чтобы порисовать пальчиковыми красками. Развивают моторику и сосредотачивают внимание различные шнуровки, когда карапуз пытается продеть кончик в дырочку. Рассыпьте в миску разноцветных пуговиц и бусинок. Расскажите про их размеры по отношению друг к другу и формы.
• Развивайте артикуляционную моторику языка и губ. Полезной будет общая гимнастика для развития мышц лица :
«Слоник» - вытянуть губы трубочкой.
«Лягушка» - растянуть рот в улыбке.
«Лопаточка» - положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать 5 секунд)
«Часики» - кончик языка переводить из одного края губ в другой
«Качели» - открыть рот, упираться языком то в верхние, то в нижние зубы
• Развивайте речевое дыхание. Полезно дуть в дудочку, свисток, губную гармошку, надувать мыльные пузыри.
• Развивайте слуховое внимание :
1) Пробуждение интереса к звукам окружающего мира и к звукам речи.
2) Дифференциация неречевых звуков. (Что шумит? - деревья. Что гудит? -машина. Кто смеется? – девочка.)
3) Дифференциация тихих и громких звуков. (Сажаем двух кукол,- большую и маленькую и показываем, как играет на барабане большая кукла - громко, и маленькая – тихо. Затем закрываем кукол ширмой и за ней воспроизводим, то громкие, то тихие удары. Ребенок отгадывает.)
4) Развитие умения определять направление и источник звука. ( Покажите малышу различные музыкальные инструменты: барабан, бубен, дайте послушать как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте вы играете.
5) Развитие умения локализовать звук в пространстве. (Показываем котенка просим послушать и запомнить как он мяукает, когда находится близко (громко, и как – когда далеко (тихо). Затем произносим «Мяу», меняя силу голоса, а ребенок отгадывает далеко или близко мяукает котенок) ….(изображение кошки, домашних жив.) Дифференциация звукоподражаний. (Рассматривая картинки с домашними животными коровы, свиньи, собаки и т. д., произносим каждое звукоподражание: му-у, хрю-хрю, гав-гав. Затем ребенок показывает соответствующую картинку, звукоподражанию взрослому. Далее ребенок должен самостоятельно повторять звукоподражания.
6) Развитие умения отличать голоса различной громкости. (Сажаем двух собачек - большую и маленькую. Произносим тихо, звукоподражание «гав», так лает маленькая собачка. Затем произносим громко «гав», так лает большая собачка. Далее воспроизводим, то громкое, то тихое звукоподражание. Ребенок отгадывает какая собачка лаяла большая или маленькая)
7) Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи. Приучайте ребенка слушать музыку.
• Расширяйте словарный запас. Чтобы расширить словарный запас, удобно изучать слова по обобщающим темам: фрукты, одежда, животные, игрушки и т. д. Родитель четко называет предмет и предлагает повторить его название. Полезно подключать определения, например, мяч зеленый, кубик желтый. Хорошо, если дополнительные слова будут подчеркивать принадлежность предметов к роду или числу. Так ребенок быстрее начнет улавливать разницу. Пример: кукла большая — мяч большой, груша желтая — кубик желтый.
Сначала взрослый называет предмет, а потом эта роль передается ребенку. Нужно лишь указать на предмет и спросить, что это. Любой ответ нужно поощрять, если малыш ошибся, то мягко поправить его.
Произносите первую часть слова, а ребенок его заканчивает. Так учатся слова из 2— 3 слогов: мага-зин, со-бака, маши-на, доро-га и т. д.
Развитие речевых навыков— важный этап в формировании личности ребенка. Чем раньше малыш сможет выражать свои потребности, тем проще ему будет найти общий язык со сверстниками. Дети, с которыми родители активно занимались, более эмоциональны, рано начинают проявлять интерес к окружающим предметам, творчески развиваются.