Ольга Батаева
Рекомендации для педагогов «Самостоятельная работа детей в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации для педагогов
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИИ в ДОУ
Батаева О. А., воспитатель МБДОУ № 47
Предгорного муниципального округа СК
«Ребенку доставляет большое удовольствие,
если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление,
и если его рассуждение оказалось действительно
верным, точно так же доставляет ему наибольшее
удовольствие то,что он сделал сам и достиг
без указания других».
П. Ф. Лесгафт
Публикация «Рекомендации для педагогов „Самостоятельная работа детей в ДОУ“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Совместно организованная образовательная деятельность осуществляется в различных видах детской деятельности. На каждом занятии обязательно должна присутствовать самостоятельная работа детей, к которой педагог готовится тщательно, готовя разнообразный раздаточный материал: схемы, пиктограммы, пазлы и традиционный: карточки всевозможные, картины и картинки, мелкие игрушки, счетный материал и т. д.
Педагог побуждает детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряет проявление субъективности, стимулирует и поощряет индивидуальные достижения детей, учитывая особенности каждого ребёнка (темп деятельности, эмоциональное состояние, уровень развития психических процессов, темперамент, но при этом не навязывает свою точку зрения.
Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.
СООД регламентирована в соответствии САНПИНа. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны
реплики и вопросы взрослого, ответы детей. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала, например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях, отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.
Организация различных видов детской деятельности
Совместно организованная образовательная деятельность организуется по всем направлениям воспитательно-образовательной работы с детьми : по ознакомлению с окружающим, по развитию речи, по музыкальному воспитанию, изобразительной деятельности, конструированию, формированию элементарных математических представлений, по физической культуре.
Выделяются три основные части:
Первая часть - введение детей в тему занятия, определение целей, объяснение того, что должны сделать дети.
Вторая часть - самостоятельная деятельность детей по выполнению задания педагога или замысла самого ребенка.
Третья часть - анализ выполнения задания и его оценка.
Практика показала, что в самостоятельной деятельности детей, лежит личная заинтересованность (внутренняя мотивация). Мотивом может быть и интерес, и желание помочь кому-либо, и стремление получить похвалу и необходимость удовлетворить какие-то иные свои потребности. В любом случае, внутренняя мотивация вызывает подъем физических сил, всплеск эмоций, активацию мышления. Отсюда делаем вывод, что в ситуации, когда ребенок свободно реализует свои интересы, потребности, проявляет волю, его деятельность имеет мощную мотивацию, эмоционально насыщена и психологически комфортна.
При отборе методов и форм организации занятий необходимо ориентироваться на желания, интересы, склонности, способности детей. Мотивированная таким образом деятельность более результативна, т. к. способствует развитию тех или иных способностей каждого ребенка. «Чем ты хочешь заняться?», «Если ты хочешь узнать … – ты должен сделать…», «У тебя получится, и ты сможешь…», «Давайте вместе попробуем, а дальше вы самостоятельно…» - такого вида вопросы, убеждения, беседы педагога с детьми способствуют формированию направленности личности, активной мотивации ребенка к деятельности. Интеграция НОД более результативна, чем отдельно взятые фрагменты, у детей проявляется особая широта интересов – что в последующем может стать основой многообразного опыта. Стремление заниматься разными и непохожими видами деятельности, желание попробовать свои силы в разных ее сферах – это и есть широта интересов ребенка, которую формирует педагог средствами интегрированной деятельности.